Урок биологии по теме "Экологические группы птиц. Роль птиц в природе и жизни человека". 7-й класс
Изучение биологии в свете новых стандартов образования. Разработка урока по теме “Экологические группы птиц Роль птиц в природе и жизни человека” в 7 классе на основе технологии “Развитие критического мышления через чтение и письмо”.
Цель урока: изучить экологические группы птиц, систематизировать знания о многообразии птиц, роли и значении птиц в природе и в жизни человека.
Задачи:
1. Обобщить знания о среде обитания, приспособленности к ней
птиц;
2 . Расширить знания о многообразии птиц;
3 Обобщить знания о значении птиц в природе и жизни человека;
4. Воспитание чувства прекрасного, любви к родной природе;
5. Развить умение узнавать объекты;
6. Развить коммуникативные способности.
| Планируемые образовательные результаты | ||
| Предметные | Метапредметные | Личностные |
| Расширение кругозора на основе знаний о
многообразии птиц, птиц разных экологических групп (степей и
пустынь, водоемов, болот, дневных и ночных хищных, птиц леса,
наземных килегрудых); выявление приспособлений к среде обитания, умение обосновывать принадлежность видов к той или иной экологической группе, определять их роль в природных сообществах. |
Умение работать с источниками информации, умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения. | Готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, формирование интеллектуальных умений. |
| Решаемые учебные проблемы: | Развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития. | |
| Основное содержание учебного материала: | Характеристика птиц разных экологических групп: степей и пустынь, водоемов, болот, дневных и ночных хищных, птиц леса, наземных килегрудых, роль птиц в природе и жизни человека. | |
| Тип урока: | Усвоение новых знаний. | |
| Технологии: | ТРКМЧП, педагогическая мастерская. | |
| Методические приемы: | “кластер”, “верите ли вы, что…”, “инсерт”, “перепутанные логические цепочки”, “синквейн”. | |
| Вид используемых на уроке средств ИКТ: | Мультимедиа. | |
| Оборудование: | Персональный компьютер, проектор, экран, CD-ROM “Навигатор 7 класс” . | |
| Литература: | Учебник – навигатор: Н.И.Сонин, В.Б. Захаров “Биология. Многообразие живых организмов 7 класс. | |
План урока:
I. Организационный момент – 2 мин.
II. Стадия вызова (актуализация имеющихся знаний, пробуждение
интереса к полученной новой информации, постановка учеником
собственных целей обучения) – 7 мин.
III. Стадия осмысления (получение новой информации) – 20 мин.
IV. Стадия рефлексии (анализ, творческая переработка, интерпретация
полученной информации) – 8 мин.
V. Подведение итогов, задание на дом. (3 мин.)
Приложение 1 (описание методических приемов, используемых при проведении урока).
I. Организационный момент – 2 мин.
(Порядок в классе, готовность к уроку, эмоциональный настрой.)
II. Стадия вызова.
II.1. Кластер. (3 мин.)
– Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о группах птиц, о
каких определимся немного позже, а сейчас я предлагаю вам немного
подумать, по каким признакам мы можем разделить птиц на группы
(обсуждение в парах).
– Давайте обсудим, что у вас получилось.
– По каким признакам мы можем определить принадлежность птицы к
каждой из этих групп?

– Скажите, какая наука изучает связь живых организмов со средой
обитания?
– Правильно – экология, значит, как еще мы с вами можем назвать эти
группы? (Экологические.)
– Давайте сформулируем тему нашего урока.
(Записывают тему в тетрадь.)
– Какую цель мы с вами поставим при изучении этой темы?
(Учитель при необходимости корректирует.)
II.2. “Верные и неверные суждения”. (2 мин.)
– Итак, ребята, сегодня мы с вами будем знакомиться с экологическими группами птиц, до знакомства с новым материалом я предлагаю вам выполнить задание из рубрики “Верите ли вы, что…”. Оформим задание в виде таблички из трех колонок.
| Порядковый № | До | После |
В первую колонку вы по порядку запишите номера утверждений. Во второй колонке напротив каждого утверждения поставьте “+”, если вы согласны, если не согласны с утверждением, ставите “– ”. Третью колонку мы с вами заполним после изучения нового материала. Ребята, не бойтесь допустить ошибку, помните народную мудрость: “Не ошибается только тот, кто ничего не делает” – нам с вами важен конечный результат.
Приложение 2. (“Верные и неверные суждения”.)
1. Есть птицы не умеющие летать.
2. Перья могут служить лишь защитой от палящих лучей солнца или
ночной прохлады.
3. Три первых пальца у аистов имеют плавательные перепонки.
4. Утки ходят вперевалку из-за того, что у них ноги играют роль
весел.
5. Аисты могут питаться мышами и зайчатами.
6. Самки у дневных хищных птиц крупнее самца.
7. Четвертый палец у ночных хищных птиц может поворачиваться и
вперед и назад, чтобы обхватить добычу со всех сторон.
8. Грудина и киль лучше развиты у птиц, не совершающих длительных
перелетов.
9. Длинные крылья помогают птицам быстро взлетать при внезапном
нападении хищников.
10. Кости у пингвинов содержат большое количество воздушных
полостей, поэтому они хорошо плавают.
II.3. Афиширование. (2 мин.)
Ученики по цепочке зачитывают по одному суждению и высказывают свое мнение.
После каждого объяснения вопрос учителя: “Кто не согласен с предположениями поднимите руку”.
– Итак, в ходе обсуждения появились разногласия. Сегодня на уроке мы должны поработать так, чтобы разрешить эти разногласия.
III. Стадия осмысления. (20 мин.)
III.1. “Инсерт”. (7 мин.)
Итак, следующий этап урока – работа с учебником.
Просмотрите текст учебника (стр. 118–123) и на полях карандашом поставьте соответствующие значки, помечая отдельные абзацы и предложения:
, “ ! ” – знакомая информация.
“ +” – новая информация.
“ – ” – думал иначе.
“?” – непонятно.
Ученики работают с текстом.
– А теперь вам необходимо критически оценить и систематизировать полученную информацию, расположив ее в соответствии с пометками, в следующую таблицу:
| “ ! ” | “ +” | “ ─ ” | “?” |
– Работаем в группах: последовательно обсудите каждую графу таблицы и представьте сводную таблицу по вашей группе
III.2. Афиширование. (3 мин.)
– Итак, ребята, мы опять с вами убеждаемся, что одну и ту же информацию вы воспринимаете по-разному. Одна и та же информация была для кого-то новой, другим – известной, третьи думали о ней совсем по-другому.
III.3. “Перепутанные логические цепочки”, “Групповая работа”. (4 мин.)
– А сейчас, ребята, нам с вами необходимо оказать помощь сотрудникам музея Природы. У них во время реконструкции при подготовке табличек к экспонатам отдела “Экологические группы птиц” перепуталась вся информация, по оплошности одного из сотрудников. Необходимо помочь восстановить эту информацию.
У вас выданы листы, на которых идет пронумерованный список признаков представителей разных экологических групп. Вы внимательно просмотрите список, соотнесите его с текстом учебника и напротив названия подчеркнутых для вашей группы экологической группы птиц выпишите номера соответствующих им признаков. Затем, на отдельном листе, маркером запишите название экологической группы, и перечислите признаки (каждый признак с новой строки).
1-я группа – птицы степей и пустынь, пингвины – стр. 218, 223.
2-я группа – птицы водоемов и побережий, болотные – стр. 218–219.
3-я группа – дневные и ночные хищники – стр. 220–221.
4-я группа – птицы леса, наземные килегрудые – стр. 222–223.
III.4. Афиширование. (6 мин.) Работа с презентацией.
Ребята прикрепляют на доску характеристики экологических групп птиц, представляют результаты, соотнося свою информацию с презентацией.
Представление результатов.
Приложение 2. (“Перепутанные логические цепочки”.)
“Портрет птиц”
| Птицы степей и пустынь (1, 9, 16). Слайд 8
1. Крылья малы и слабы. |
Пингвины (2, 10, 17, 22, 27, 32). Слайд 9
2. Форма тела похожа на подводную лодку. |
| Птицы водоемов и побережий (3,11, 18, 23,
28,33). Слайд 10
3. Толстый перьевой покров – воздух, защита. |
Болотные птицы (4, 12). Слайд 11
4. Высокие ноги. |
| Дневные хищные (5,13,19, 24,29,34). Слайд
12
5. Мощные лапы. |
Ночные хищные (6,14, 20, 25, 30). Слайд 13
6. Мощные лапы. |
| Птицы леса (7). Слайд 14
7. Древолазы – два пальца вперед, два пальца назад. |
Наземные килегрудые (8, 15, 21, 26, 31,
35). (Курообразные.) Слайд 15
8. Короткийй клюв. |
IV. Стадия рефлексии.
IV.1.
Ребята, давайте обобщим полученную сегодня на уроке информацию, еще раз вернемся к рубрике “Верные и неверные суждения”. Просмотрите еще раз вопросы, на которые вы отвечали в начале урока, заполните третью колонку.
Зачитывание суждений по цепочке, высказывание правильных ответов, сравнивание с первоначальными данными.
– Какие у вас остались вопросы?
– Что было новым для вас?
– Ребята, а как вы думаете, какую роль играют птицы в природе и в
жизни человека?
Слайд 17
IV.2.
Составить текст – миниатюру от имени птицы любой экологической группы на тему: “Как мне повезло…”
Составить синквейн на тему птицы, с использованием полученной на уроке информации.
Слайд 19
V. Домашнее задание.
1) Стр. 118-123 составить недостающие “ экологические портреты”.
2) Подготовить сообщения о птицах разных экологических групп, составить синквейн (по желанию).