Урок математики на тему "Степень числа". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Тип урока: изучения нового материала, закрепления пройденного материала и проверки знаний.

Метод проведения: фронтальный опрос, математическое исследование, самостоятельная работа.

Цели урока:

Обучающая:

  • Открыть вместе с учащимися свойства степени, закрепить термины: квадрат числа, куб числа;
  • Повторить основные понятия, свойства и признаки делимости, вычисление степеней, порядок действий в выражениях, содержащих степени;
  • Проверить уровень сформированности у учащихся понятия степени, правильность выполнения вычислений в выражениях, содержащих степени.

Развивающая: привить интерес к математике, расширить кругозор учащихся приведением исторической справки, развить логическое мышление.

Воспитывающие:

  • Воспитывать критическое отношение к своим знаниям, умение проверять и оценивать свою работу;
  • воспитание аккуратности и внимательности.

Материально-техническое и дидактическое оснащение урока: проектор, карточки с индивидуальными заданиями, презентация (Приложение 1).

Структура урока.

1. Организационный момент:
– проверка готовности учащихся к уроку;
– сообщение темы урока.

2. Опрос по пройденному материалу:
– устный счет по карточкам;
– повторение свойств и признаков делимости;
– отработка правильного чтения математических выражений.

3. Изучение нового материала:
– краткое повторение понятия степени;
– проведение математического исследования.

4. Закрепление:
– вычисление значений выражений с использованием свойств степени;
– приведение исторической справки.

5. Проверка знаний:
– решение заданий по карточкам;

6. Домашнее задание.

7. Итог урока, рефлексия, выставление оценок.

Ход урока

Организационный момент. (Слайд 1)

Здравствуйте, ребята, садитесь. Откройте тетради, запишите число и тему урока “Степень числа”. Сегодня на уроке мы с вами откроем свойства степени, повторим основные понятия, свойства и признаки делимости, порядок действий в выражениях, содержащих степени.

Опрос по пройденному материалу: (Слайды 2–6)

Сначала проведем небольшую разминку.

Задание 1. Восстановите числа в числовом треугольнике.

Учащиеся записывают решение в тетради, затем меняются тетрадями и проверяют работы друг друга.

Задание 2. Верны ли утверждения:

  1. сумма 83915+780560 кратна 5.
  2. разность 78906 – 4612 делится на 3.
  3. произведение 215*7209*36 кратно 9.
  4. число 532718 не делится на 2.
  5. квадрат суммы чисел 3 и 6 равен 81.
  6. разность квадратов чисел 8 и 1 равна 63.

Если утверждение истинно, то ставим 1, если ложно, то ставите 0. в результате получится число из 0 и 1.

Проверку осуществляем путем фронтального опроса и сравнения полученных в результате чисел.

При выполнении 5 и 6 пунктов вам пришлось записать математические выражения и найти их значение. А сейчас проделаем обратную работу. На экране вы увидите карточки, где написаны буквенные выражения. Вы должны их правильно прочитать.

Карточки:

a2 + b2; (a + b)3; a3 – b3; (a – b)2; (ab)3.

3. Изучение нового материала:

Для чего мы изучаем признаки делимости? Они существенно облегчают вычисления. У степеней тоже есть свои свойства. Сейчас мы вместе с вами их откроем.

Проведем математическое исследование. Работать будем по вариантам.

Упростите выражения:

1 вариант – 33*34 ;
2 вариант – 72*78 ;
3 вариант – 93*92 .

Учащиеся выполняют задание в тетрадях.

Как короче записать произведение a5*a4, am*an?

Кто может сформулировать правило умножения степеней с одинаковым основанием?

am*an = am+n

Какой смысл следует придать выражению a0 , чтобы правило не нарушалось? a0 = 1

Упростите выражения:

1 вариант – 57:52;

2 вариант – 117:114;

3 вариант – 45:42.

Как найти частное a6:a5; am:an?

Формулируем правило деления степеней: am:an = am-n.

Аналогично выводится третье свойство степени (am)n = amn.

На доску вывешивается плакат со свойствами степеней.

4. Закрепление: (Слайд 7–9)

У учащихся на партах карточки с заданием, один ученик работает у доски.

Вычислите, ответы расположите в порядке возрастания, и вы узнаете имя выдающегося математика 18 века.

1) 23*22 – 35:33 = | ГО

2) (32)2 + 52*2 = | АХ

3) 78:76 – (41)2 = | ЛЬ

4) 1521:1520 + 813:811 = | ДБ

Выполнив задание, учащиеся получают слово Гольдбах. (Рисунок 1)

Христиан Гольдбах (1690-1764), выдающийся немецкий математик 18 века. Он бал одним из первых академиков. Внес значительный вклад в становление Петербургской академии наук. В 1742 году он выдвинул так называемую проблему Гольдбаха, которая формулируется так: “Всякое число, большее 5 можно представить в виде суммы трех простых чисел”. Например: 7 = 2 + 2 + 3; 9 = 3 + 3 + 3; 23 = 5 + 5 + 13. доказать это сумел в 1937 году математик Виноградов.

Домашнее задание: представьте числа от 10 до 30 в виде суммы трех простых чисел.

Из карточек сложено неверное равенство:

101 – 102 = 1

Как, передвинув лишь одну карточку сделать равенство верным?

101 – 102 = 1

5. Проверка знаний:

Самостоятельная работа.

Вариант 1.

1. Упростите:

а) 5*5*5 – (2*2 + 3*3*3) ;

б) 10*10 + (7*7*7*2 – 9*9)*4;

2. Запиши и вычисли:

а) квадрат разности чисел 5 и 2;

б) разность кубов чисел 4 и 3.

3. Вычислите:

а) 012:(76 – 94);

б) (22 + 23)*143.

6. Подведение итогов урока.