Тип урока: изучения нового материала, закрепления пройденного материала и проверки знаний.
Метод проведения: фронтальный опрос, математическое исследование, самостоятельная работа.
Цели урока:
Обучающая:
- Открыть вместе с учащимися свойства степени, закрепить термины: квадрат числа, куб числа;
- Повторить основные понятия, свойства и признаки делимости, вычисление степеней, порядок действий в выражениях, содержащих степени;
- Проверить уровень сформированности у учащихся понятия степени, правильность выполнения вычислений в выражениях, содержащих степени.
Развивающая: привить интерес к математике, расширить кругозор учащихся приведением исторической справки, развить логическое мышление.
Воспитывающие:
- Воспитывать критическое отношение к своим знаниям, умение проверять и оценивать свою работу;
- воспитание аккуратности и внимательности.
Материально-техническое и дидактическое оснащение урока: проектор, карточки с индивидуальными заданиями, презентация (Приложение 1).
Структура урока.
1. Организационный момент:
– проверка готовности учащихся к уроку;
– сообщение темы урока.
2. Опрос по пройденному материалу:
– устный счет по карточкам;
– повторение свойств и признаков делимости;
– отработка правильного чтения математических выражений.
3. Изучение нового материала:
– краткое повторение понятия степени;
– проведение математического исследования.
4. Закрепление:
– вычисление значений выражений с использованием свойств степени;
– приведение исторической справки.
5. Проверка знаний:
– решение заданий по карточкам;
6. Домашнее задание.
7. Итог урока, рефлексия, выставление оценок.
Ход урока
Организационный момент. (Слайд 1)
Здравствуйте, ребята, садитесь. Откройте тетради, запишите число и тему урока “Степень числа”. Сегодня на уроке мы с вами откроем свойства степени, повторим основные понятия, свойства и признаки делимости, порядок действий в выражениях, содержащих степени.
Опрос по пройденному материалу: (Слайды 2–6)
Сначала проведем небольшую разминку.
Задание 1. Восстановите числа в числовом треугольнике.
Учащиеся записывают решение в тетради, затем меняются тетрадями и проверяют работы друг друга.
Задание 2. Верны ли утверждения:
- сумма 83915+780560 кратна 5.
- разность 78906 – 4612 делится на 3.
- произведение 215*7209*36 кратно 9.
- число 532718 не делится на 2.
- квадрат суммы чисел 3 и 6 равен 81.
- разность квадратов чисел 8 и 1 равна 63.
Если утверждение истинно, то ставим 1, если ложно, то ставите 0. в результате получится число из 0 и 1.
Проверку осуществляем путем фронтального опроса и сравнения полученных в результате чисел.
При выполнении 5 и 6 пунктов вам пришлось записать математические выражения и найти их значение. А сейчас проделаем обратную работу. На экране вы увидите карточки, где написаны буквенные выражения. Вы должны их правильно прочитать.
Карточки:
a2 + b2; (a + b)3; a3 – b3; (a – b)2; (ab)3.
3. Изучение нового материала:
Для чего мы изучаем признаки делимости? Они существенно облегчают вычисления. У степеней тоже есть свои свойства. Сейчас мы вместе с вами их откроем.
Проведем математическое исследование. Работать будем по вариантам.
Упростите выражения:
1 вариант – 33*34 ;
2 вариант – 72*78 ;
3 вариант – 93*92 .
Учащиеся выполняют задание в тетрадях.
Как короче записать произведение a5*a4, am*an?
Кто может сформулировать правило умножения степеней с одинаковым основанием?
am*an = am+n
Какой смысл следует придать выражению a0 , чтобы правило не нарушалось? a0 = 1
Упростите выражения:
1 вариант – 57:52;
2 вариант – 117:114;
3 вариант – 45:42.
Как найти частное a6:a5; am:an?
Формулируем правило деления степеней: am:an = am-n.
Аналогично выводится третье свойство степени (am)n = amn.
На доску вывешивается плакат со свойствами степеней.
4. Закрепление: (Слайд 7–9)
У учащихся на партах карточки с заданием, один ученик работает у доски.
Вычислите, ответы расположите в порядке возрастания, и вы узнаете имя выдающегося математика 18 века.
1) 23*22 – 35:33 = | ГО
2) (32)2 + 52*2 = | АХ
3) 78:76 – (41)2 = | ЛЬ
4) 1521:1520 + 813:811 = | ДБ
Выполнив задание, учащиеся получают слово Гольдбах. (Рисунок 1)
Христиан Гольдбах (1690-1764), выдающийся немецкий математик 18 века. Он бал одним из первых академиков. Внес значительный вклад в становление Петербургской академии наук. В 1742 году он выдвинул так называемую проблему Гольдбаха, которая формулируется так: “Всякое число, большее 5 можно представить в виде суммы трех простых чисел”. Например: 7 = 2 + 2 + 3; 9 = 3 + 3 + 3; 23 = 5 + 5 + 13. доказать это сумел в 1937 году математик Виноградов.
Домашнее задание: представьте числа от 10 до 30 в виде суммы трех простых чисел.
Из карточек сложено неверное равенство:
101 – 102 = 1
Как, передвинув лишь одну карточку сделать равенство верным?
101 – 102 = 1
5. Проверка знаний:
Самостоятельная работа.
Вариант 1.
1. Упростите:
а) 5*5*5 – (2*2 + 3*3*3) ;
б) 10*10 + (7*7*7*2 – 9*9)*4;
2. Запиши и вычисли:
а) квадрат разности чисел 5 и 2;
б) разность кубов чисел 4 и 3.
3. Вычислите:
а) 012:(76 – 94);
б) (22 + 23)*143.
6. Подведение итогов урока.