Конспект урока по швейному делу для учащихся с легкой степенью умственной отсталости на тему "Обтачки". 7-й класс

Разделы: Технология, Коррекционная педагогика

Класс: 7


Цель: повторение видов обработки срезов; закрепление представлений учащихся о способах и последовательности обработки срезов обтачками.

Задачи:

– образовательные: повторить и закрепить у учащихся знания о способах и последовательности обработки срезов в изделиях обтачками с помощью операционных карт;
– коррекционно-развивающие: корригировать мышление посредством выполнения специальных упражнений на составление целого на материале чертежа фартука (по типу составления “осколочных” картинок);
– воспитательные: воспитывать мотивацию к учению, умение работать в паре и коллективе.

Материалы и оборудование: плакаты с объяснением изученных терминов, плакаты с последовательностью обработки круглой горловины подкройной обтачкой, косой обтачкой на лицевую сторону с отделкой из кружева, образцы пооперационной обработки горловины косой обтачкой на изнаночную сторону, на лицевую сторону с отделкой из кружева, папки-накопители.

Подготовительная работа: рассматривание и определение различных видов обработки срезов в изделиях.

План урока.

1. Организационный момент. Выполнение элементов дыхательной гимнастики.
2. Сюрпризный момент – цветик-семицветик. Беседа по вопросам, определение знаний учащихся по общей теме “Обтачки”.
3. Самопроверка – сравнение собственных ответов с использованием плакатов.
4. Объявление темы урока “Обтачки”.
5. Работа в парах. Игра “Угадай напарника”.
6. Распределение маршрутов, объяснение порядка действий пар учащихся.
7. Выполнение заданий в парах.
8. Физкультминутка на снятие зрительного напряжения.
9. Выполнение коррекционного упражнения.
10. Коллективная работа по закреплению материала.
11. Итог урока.

Ход урока

1. Организационный момент. Настрой учащихся на работу.

Учитель предлагает учащимся поздороваться с гостями и пройти за рабочие места. Учитель предлагает, чтобы хорошо думать, отвечать на вопросы, соблюдать правильную осанку, выполнить всем вместе дыхательную гимнастику. Учащиеся встают, принимают И.П. (руки за спину, ноги на ширине плеч):

– вдох носом, выдох – ртом 2 раза;
– вдох ртом, выдох – носом 2 раза;
– вдох носом, выдох – носом 2 раза;
– вдох ртом, выдох – ртом 2 раза.

2. Беседа по вопросам. Определение знаний учащихся по общей теме “Обтачки”. Сюрпризный момент – цветик-семицветик.

Учитель обращает внимание учащихся на прикрепленный на доске цветок из цветной бумаги:

– Посмотрите, какой у нас красивый цветочек. Сегодня он будет нашим талисманом. Подойдите к доске и возьмите себе один лепесток.

Учащиеся открепляют по одному лепестку, садятся на свои места. Учитель сообщает, что лепестки с сюрпризом и просит посмотреть на обратную сторону лепестков. Учащиеся находят на обратной стороне цифры. Затем учитель задает вопросы по общей теме “Обтачки”:

– Что такое обтачка?
– Какие виды обтачек вы знаете?
– В каком направлении ткань растягивается больше?
– Какой обтачкой можно обработать круглый вырез?
– Почему ткань в косом направлении больше всего растягивается?
– Как определить нить основы на ткани?
– Как определить поперечное направление ткани?

Учащиеся отвечают на вопросы с использованием наглядного материала. Учитель контролирует правильность ответов учащихся, при необходимости задает уточняющие вопросы и оказывает дозированную помощь.

3. Самопроверка – сравнение собственных ответов с использованием плакатов.

По окончании беседы по вопросам, учитель предлагает проверить собственные ответы, используя плакаты с определениями и терминами. Учитель вывешивает на доску плакаты и учащиеся проводят самопроверку. Учитель хвалит детей за внимательное отношение к заданию, правильное выполнение.

4. Объявление темы урока “Обтачки”.

Затем учитель объявляет тему урока и определяет объем работы. Вывешиваются плакаты “Учащиеся должны знать”, “Учащиеся должны уметь”, предлагает прочитать плакаты одной из учениц.

5. Работа в парах. Игра “Угадай напарника”.

Затем учитель предлагает игру на внимание:

– Сейчас нам нужно разделиться по парам. Для того, чтобы определить напарника, предлагаю поиграть.

Учитель называет имя ученицы просит ее отвернуться от остальных и называет некоторые отличительные особенности какой-либо другой ученицы класса:

– В прическе этой девочки есть красивая заколка. А еще у нее сегодня зеленая кофта.

Ученица разворачивается лицом к классу и находит напарницу по описанию учителя.

Подобным образом составляются остальные пары учениц. Учитель хвалит детей за наблюдательность и предлагает перейти к распределению заданий.

6. Распределение маршрутов, объяснение порядка действий пар учащихся.

Учитель предъявляет папки с заданиями и объявляет, что у каждой пары будет свой маршрут с заданиями. Задания нужно выполнять в том порядке, какой указан в маршрутном листе. Затем учитель раздает маршрутные листы и обращает внимание учащихся на месторасположение каждого задания (столы с табличками: “задание 1”, “задание 2”, “задание 3”). Учитель сообщает, что он берет на себя роль диспетчера, у которого нужно отмечать прохождение маршрута после каждого задания. Учитель выясняет, понятна ли учащимся инструкция и предлагает приступить к прохождению маршрута.

В случае нехватки учащихся, возможно участие в паре взрослого из числа слушателей.

7. Выполнение заданий в парах.

Учащиеся получают маршрутные листы и направляются к указанным в них столам с заданиями. В папках находятся письменные задания. Учащиеся читают и выполняют задания, вызывают “диспетчера”, который проверяет правильность выполнения задания и делает отметку в листе.

Каждая пара выполняет задания из всех трех папок.

При необходимости, учитель оказывает дозированную помощь.

8. Физкультминутка на снятие зрительного напряжения.

По окончании работы в парах, учитель предлагает выполнить несколько упражнений на снятие зрительного напряжения с использованием тренажера “Варежки” и “Цветные круги”.

Затем учитель предлагает занять рабочие места и раздает конверты.

9. Выполнение коррекционного упражнения.

Учитель предлагает учащимся проверить свою сообразительность и собрать “осколочную” картинку – чертеж фартука. Второй этап задания – определить рисунок, которому соответствует чертеж и определить, какой обтачкой обработано изделие.

Учащиеся выполняют коррекционное упражнение. При необходимости, учащиеся, быстро справившиеся с заданием, оказывают помощь более слабым. В случае затруднения, учитель оказывает детям дозированную помощь.

Затем педагог хвалит детей за ответственное отношение к заданию и предлагает еще раз всем вместе повторить “часть маршрута”.

10. Коллективная работа по закреплению материала.

По итогам проделанной работы в ходе урока, учитель выбирает одного ученика, хорошо выполнившего все задания и предлагает расположить таблички с названиями операций в правильной последовательности. Остальным учащимся предлагается коллективная форма работы с использованием операционной карты. Учащиеся самостоятельно выкладывают в правильной последовательности образцы пооперационной обработки горловины косой обтачкой на лицевую сторону с оборкой.

Учитель контролирует выполнение задания, при необходимости оказывает дозированную помощь.

11. Итог урока.

После выполнения коллективной работы учитель предлагает сравнить результаты своей работы с ответом сильного ученика, работающего у доски.

Затем учитель предлагает вспомнить название темы урока и оценить учащимся свою работу на уроке по вопросам:

– Как ты считаешь, были ли у вас ошибки?
– Что вызвало у вас затруднения?
– Что было легко?

Затем учитель обращает внимание учащихся на доску и предлагает проверить свою наблюдательность и вспомнить слова на плакате “Должны знать” (плакат заранее переворачивается надписью к доске). Учащиеся отвечают, учитель благодарит детей за активную работу и заканчивает урок.