Цель: ознакомление учащихся с пейзажной лирикой, развитие речевых умений и навыков чтения.
Задачи:
– познакомить учащихся с новым произведением, продолжать формировать навыки
самостоятельного чтения;
– корригировать и развивать произвольное внимание посредством выполнения
упражнений на классификацию и обобщение;
– воспитывать интерес к учению, развивать чувство прекрасного.
Материалы и оборудование: учебники чтения (3 класс, сост. В.В.Воронкова), карточки с индивидуальными заданиями, картинки с изображениями зимнего пейзажа, компьютерная презентация изображений зимних пейзажей под музыку П.И.Чайковского.
Подготовительная работа: беседа о временах года, выполнение упражнений на запоминание названий зимних месяцев, загадки о зиме, экскурсия по школьному двору “Признаки зимы”, беседа о признаках зимы, рисование по общей теме “Зима”.
План урока.
1. Организационный момент:
Беседа с учащимися о зиме;
– Игра на внимание, развитие мышления “Бывает – не бывает”.
– вопросы о времени суток, уточнение названий времени суток и действий человека
в разное время суток.
2. Основная часть:
– объявление темы, определение задач для учащихся.
3. Чтение учителем стихотворения.
4. Сопряженное чтение написанного на доске стихотворения (рукописным шрифтом).
5. Работа с учебником:
– самостоятельное чтение стихотворения.
6. Словарная работа.
7. Физкультминутка.
8. Выполнение коррекционных упражнений по индивидуальным карточкам.
9. Просмотр компьютерной презентации (“Волшебный кинотеатр”).
10. Работа с деформированным текстом (“Какое слово исчезло?”), хоровое чтение
восстановленного текста.
11. Итог урока.
Ход урока
1. Организационный момент. Учитель настраивает детей на урок, предлагает поздороваться с гостями:
Учитель (У): – Ребята, прозвенел звонок, начинается урок чтения, и на урок к нам пришли гости. Поздоровайтесь. Сядьте правильно, проверьте себя.
(Дети здороваются с гостями, рассаживаются по местам.)
У: – Какое сейчас время года?
Дети (Д): – Время года – зима.
У: – Какой сейчас месяц?
Д: – Сейчас месяц декабрь.
У: – Назовите зимние месяцы.
Д: – Зимние месяцы – это декабрь, январь, февраль.
У: – Какая бывает зима? Помните, мы с вами придумывали слова, которые можно сказать о зиме, давайте повторим их по очереди.
Д: – Снежная, белая, вьюжная, холодная, морозная, веселая.
Игра на развитие внимания “Бывает – не бывает”.
У: – Молодцы! Теперь поиграем в игру “Бывает – не бывает”. Встаньте в круг, возьмитесь за руки. Слушайте правила игры. Я буду говорить предложение. Если это бывает зимой, мы приседаем, если не бывает – стоим прямо.
– Зимой идет снег. (Приседают.)
– Зимой собирают грибы. (Стоят.)
– Зимой прилетают перелетные птицы. (Стоят.)
– Зимой метет метель. (Приседают.)
– Зимой много снега. (Приседают.)
– Зимой идет дождь. (Стоят.)
У: – Молодцы, вы внимательно слушали и хорошо думали.
Сядьте на места, слушайте вопросы.
Учитель продолжает задавать вопросы:
У: – Зима – это время года или время суток?
Д: – Это время года.
У:– А какое сейчас время суток?
Д: – Время суток – утро.
У: – Назовите времена суток по порядку.
Д: – Утро, день, вечер, ночь.
У: – Что мы делаем по утрам?
Д: – Просыпаемся, умываемся, делаем зарядку, завтракаем, идем в школу.
У: – Какое настроение у нас по утрам? Радостное или грустное?
Д: – Радостное, веселое.
У: – Почему?
Д: – Потому что в школе узнаем много нового, читаем книги, поем песни, встречаемся с друзьями, играем на переменах,
2. Основная часть.
– Объявление темы, определение задач для учащихся.
У: – Радостное настроение по утрам бывает не только у нас с вами, но и у многих других людей. Русский поэт А.С. Пушкин написал стихотворение “ЗИМНЕЕ УТРО”.
Тема нашего урока – стихотворение “Зимнее утро”. Прочитайте на доске. Мы сегодня познакомимся с новым стихотворением, будем учиться читать с выражением.
3. Чтение учителем стихотворения.
У: – Сначала послушайте, как прочитаю я, потом буду задавать вопросы.
(Учитель читает стихотворение, придавая голосу радостную интонацию.)
Под голубыми небесами
Великолепными коврами
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет
И ель сквозь иней зеленеет
И речка подо льдом блестит.
У: – Какое настроение вызывает у вас это стихотворение? Радостное или грустное?
Д: – Радостное.
У: – Верно, у меня оно вызывает тоже радостные чувства, хорошее настроение.
4. Чтение написанного на доске стихотворения (рукописным шрифтом).
У: – Теперь давайте прочитаем стихотворение вместе со мной. Как будем читать?
Д: – Гласные читаем протяжно, читаем слитно, медленно.
(Сопряженное хоровое чтение стихотворения с доски.)
У: – Молодцы, старались читать правильно.
5. Работа с учебником.
У: – Теперь это стихотворение будем читать самостоятельно, я послушаю каждого из вас.
Откройте учебники. Страница 43 (запись на доске).
Будем читать стихотворение “Зимнее утро”. Покажите, кто нашел страницу и стихотворение. Прочитайте название. Кто написал стихотворение? Верно, А.С.Пушкин. (Обращается внимание на фамилию автора, где она напечатана.)
(Самостоятельное чтение стихотворения, (приемы чтения шепотом, жужжащего чтения).
У: – Поставьте палец на первую строчку. Читаем медленно, не пропуская слова и буквы. Я буду слушать.
(Дети читают по учебнику, учитель проходит по рядам и работает с каждым, слушая по 1–2 строки.)
6. Словарная работа.
После чтения детьми учитель обращает внимание детей на выделенное слово “ВЕЛИКОЛЕПНЫМИ” и предлагает прочитать определение, затем уточняет еще раз смысл слова и спрашивает:
У: – Что сравнивает с коврами автор? (Снег.) Если дети не поняли, учитель обращается к их прошлому опыту. (Вспомните загадку о снеге: “Белое одеяло всю землю накрыло – снег сравнивается с белым одеялом, а здесь снег сравнивается с красивыми коврами”.)
У: – Найдите в тексте слово “ИНЕЙ”, что такое – иней?
(Дети объясняют, учитель подводит заключение “Иней – это красивые снежинки на ветках, ветки деревьев им как бы укутаны, еще это узоры на окнах”.)
У: – А сейчас мы тоже немного отдохнем и пойдем гулять в зимний лес. Встаньте прямо, делайте и говорите вместе со мной.
7. Физкультминутка.
Мы пришли в зимний лес (Ходьба на месте.)
Сколько здесь вокруг чудес! (Разводят руками.)
Справа березка в шубке стоит
Слева елка на нас глядит (Отводят руки в указанную сторону и смотрят.)
Снежинки в небе кружатся
На землю красиво ложатся (Кружатся, приседают.)
Вот и зайка прискакал (Подпрыгивание на двух ногах.)
От лисы он убежал (Бег на месте.)
А вот там волчище рыщет (Наклоны туловища.)
Он себе добычу ищет!
Вот мы спрячемся сейчас, (Приседания.)
Не найдет волчище нас!
Лишь медведь в берлоге спит, (Покачивание туловищем.)
Так всю зиму и проспит!
А на ветках снегири, (Потягивание.)
Как они красивы!
Снегири от нас – прыг-скок! (Подпрыгивание.)
А нам пора уж на урок! (Ходьба на месте.)
У: – Молодцы. А когда перед уроком мы проветривали класс, к нам залетела снежная туча. Посмотрите, где она?
(Ученики осматривают класс и видят нарисованную тучу. Учитель приносит и прикрепляет к доске рисунок тучи с индивидуальными заданиями).
У: – Посмотрите, что это? (Снежинки.). Каждая снежинка – с именем ученика. Подойдите и прочитайте. (Имена написаны “взрослые”.) Когда Юра будет взрослым, как его будут звать? (Юрий, и т.д.).
8. Выполнение коррекционных упражнений по индивидуальным карточкам.
– Чтение слов, объяснение значения слова, подбор картинок к предложению, выбор картинок о зиме из предложенных и т.д.
У: – Молодцы, каждый старался правильно выполнить задание. Задания были разные – вы вставляли пропущенные буквы, подбирали картинки, составляли предложения, слова.
(сюрпризный момент). А я еще хочу сказать, что о зимнем утре можно рассказать не только с помощью стихотворения, но и с помощью музыки и с помощью красок. И я хочу вас пригласить в волшебный кинотеатр. Вы будете слушать музыку зимнего утра и рассматривать картины. Сядьте удобно, начинаем!
9. Просмотр компьютерной презентации (“Волшебный кинотеатр”).
У: – Вот как красиво можно изобразить зимнее утро! Ребята, как вы думаете, какое настроение возникает от такой красивой музыки и прекрасных картин?
Д: – Радостное, веселое.
У: – Правильно, настроение радостное, светлое. А эти картины и музыка подходят к стихотворению А.С.Пушкина “Зимнее утро”?
Д: – Подходят.
У: – Правильно. Красоту зимнего утра можно передать не только в стихах, но и с помощью музыки, и с помощью красок.
10. Работа с деформированным текстом (“Какое слово исчезло?”), хоровое чтение восстановленного текста.
У: – Давайте еще раз красиво прочитаем наше стихотворение. Но в нем что-то изменилось. (Заранее стерто слово “ВЕЛИКОЛЕПНЫМИ”.)
Какое слово тут было? (Если дети не запомнили, обращаются к учебнику и определяют слово.)
11. Итог урока.
У: – Молодцы, мы с вами сегодня хорошо поработали. Что было трудно сделать, какое задание выполнить? Что вам запомнилось на уроке больше всего? Спросите у гостей, как вы занимались?
Урок закончен, попрощайтесь с гостями.