Урок физической культуры по теме "Прыжки как средство коррекции психофизических недостатков"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Коррекционная педагогика


План-конспект урока по физической культуре для детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости.

Возраст учащихся: 11–13 лет.

Количество занимающихся – 10 человек.

Время проведения: 30 мин.

Инвентарь: малые мячи (по количеству учеников), канат, 6 обручей, 3 гимнастических мата, мел, 2 длинные веревки, гимнастические коврики (по количеству учеников).

Тип урока: урок повторения и закрепления пройденного материала.

Форма организации: поточный, фронтальный, индивидуальный методы.

Цель: развитие двигательных способностей детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости на примере повторения техники прыжков.

Задачи:

• Образовательные:
– тренировать и совершенствовать двигательные умения и навыки, развивать скоростно-силовые качества учащихся путем закрепления техники выполнения прыжков;
– развивать умения и навыки применять изученные упражнения в изменяющейся обстановке.

• Коррекционные:
– корригировать зрительное восприятие посредством освоения и выполнения игровых упражнений;
– развивать внимание и мышечную память через общеразвивающие упражнения, подобранные в основной части урока;
– развивать слуховое восприятие через упражнение на релаксацию.

• Воспитательные:
– повышать мотивацию учащихся к занятиям по физической культуре и ведению здорового образа жизни путем использования игрового метода.

Ход урока

Часть занятия Содержание занятия Дозировка Организационно-методические указания
Подготовительная. 1. Построение в колонну по одному, приветствие, сообщение задач урока.

2. Ходьба:
– на носках, руки вверх;
– на пятках, руки на пояс;
– с высоким подниманием колен;
– приставным шагом вправо;
– приставным шагом влево;
– изменение направления по сигналу.

3. Бег в колонне по одному в среднем темпе.

4. Дыхательная гимнастика – “Разноцветные шары” в ходьбе

5. Коррекционное упражнение “Ходим в шляпах”

2 мин.

2 мин.

1 мин.

30 сек.

1 мин.

Проверка осанки и равнения.

Следить за осанкой.
Колено выше.
Руки на пояс.

Держать дистанцию.

Руки через стороны вверх – вдох через нос;
выполнить хлопок в ладоши; опускаем руки – выдох через рот на звуке [ш-ш-ш-ш]

Положить на голову легкий груз – “шляпу”. Следить за осанкой, голова прямо, плечи на одном уровне,
параллельны полу, руки спокойно лежат вдоль туловища. Ходить по залу, сохраняя правильную осанку.

Основная. I. Обшеразвивающие упражнения с малым мячом.
1. И.п. – о.с., мяч в правой руке, 1–2 – руки в стороны, вверх, переложить мяч в левую руку; 3–4 – руки опустить, вернуться в и.п.
То же левой рукой
2. И.п. – ноги на ширине ступни, мяч в правой руке. 1–2 – поднять правую согнутую ногу, переложить под ней мяч в левую руку; 3–4 – так же переложить мяч в правую руку.
3. И.п. – сидя, ноги вместе прямые, мяч на стопах ног, руки в упоре сзади. 1–2 – поднять прямые ноги вверх, скатить мяч на живот, взять его. 3–4 – и.п.
4. И.п. – о.с., мяч в правой руке. Прыжки на двух ногах.
5. И.п. – о.с., мяч на полу перед собой. 1 – правую ступню поставить на мяч, сделать круговые движения; 2 – то же левой ногой.
4 мин. Спина прямая, руки прямые.

Спина прямая.

Ноги прямые.

Выполнять под счет 1–12.

Спина прямая.

II. Прыжки

1. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед

2. Прыжки через канат вправо, влево

3. Прыжки из обруча в обруч

4. Прыжок в длину с места на мат

5. Прыжок в длину со скамейки на мат

6. Прыжок в длину с места в ориентиры

2 мин.

2 мин.

2 мин.

2 мин.

2 мин.

Соблюдать дистанцию, ноги вместе, прыжки на полусогнутых ногах.
Ноги вместе, не наступать на канат.
Обручи расположены в шахматном порядке.
Стараются прыгнуть как можно дальше, приземление на обе ноги.
Приземление на обе ноги.

Ориентиры расположены на разном расстоянии от места отталкивания.

III. Подвижная игра “Не замочи ноги”

2 мин.

4 мин.

На площадке лежат две длинные веревки.. Это берега ручейка.
Дети становятся на одном берегу ручья и по свистку перепрыгивают на другой берег.
Перебравшись на другой берег ручья, дети бегают по залу.
Расстояние между берегами постепенно увеличивается.
Тот, кто не сумел перепрыгнуть с берега на берег, выбывает из игры.
Заключительная 1. Дыхательная гимнастика – “дровосек”.

30сек. И.п. – о.с., руки внизу в “замке”.
1– поднять руки вверх над головой, вдох через нос;
2 – резким движением мах руками вниз, произнести
“Ух!” – выдох через рот.
2. Релаксация “Волшебный сон”.

Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем (2 раза)
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши руки отдыхают…
Ноги тоже отдыхают…
Отдыхают, засыпают… (2 раза)
Шея не напряжена
И расслаблена она…
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляются.
Дышится легко… ровно… глубоко…
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем,
Потянуться, улыбнуться,
Всем открыть глаза,
Проснуться.
Вот пора нам и вставать!
Бодрый день наш продолжать!

2 мин.

Под музыкальное и речевое сопровождение.

И.п. – лежа на ковриках,
полное расслабление туловища и конечностей.

3. Построение, подведение итогов.

Все ребята показали себя настоящими молодцами! Практически все усвоили упражнения и задания по теме урока. Но в самых сложных заданиях еще не у всех до конца отработаны прыжки в изменяющиеся ориентиры. Попробуйте выполнить данное упражнение в домашних условиях, это и будет ваше домашнее задание.

1 мин.

Данный урок является седьмым из десяти в теме “Развитие скоростно-силовых способностей”, с предыдущими уроками связан общим воздействием на скоростно-силовые способности учащихся и будет закреплен на последующих уроках данной темы.

На данном уроке деятельность учащихся разнообразна и по содержанию, и по форме проявления. Задачи урока соответствуют целям, конкретны, соответствуют рабочей программе, подготовленности учащихся, решаются коррекционные задачи.

Обеспечена непрерывная деятельность учащихся, их максимально возможная занятость. Физические и интеллектуальные усилия по своей вариативности обеспечивают оптимальный уровень работоспособности учащихся на протяжении всего урока. Происходит обогащение двигательного опыта за счет освоения разнообразных двигательных действий. Эффективность организации и проведения урока подтверждается следующими результатами:

– имеют представления о технике прыжков – 7 учащихся (70%),
– понимают и выполняют речевую инструкцию – 8 уч-ся (80%),
– самостоятельно выполняют отработанные общеразвивающие упражнения – 10 учащихся (100%).

В перспективе, намечена работа по освоению предъявленных требований всеми учащимися.