Урок русского языка по теме "Звуки [м], [м'], буквы М, м". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Предмет: Русский язык.

Класс: 1.

Цель: учить сравнивать звуки, различать буквы, закреплять умение делить слова на слоги, определять ударный слог, способствовать продуктивному формированию навыка чтения.

Формы обучения : фронтальная, самостоятельная.

Методы: поисковый, креативный.

Дидактическая цель : создать условие для открытия новых знаний по данной теме.

Тип урока : открытие нового знания.

Оборудование : касса букв и слогов, пластмассовые буквы, карточки для составления схем слогов, предметные картинки, домик из детского материала, книга “Скороговорки”.

Прогнозируемые результаты:

  • дети разовьют фонематический слух, внимание ,память, мышление;
  • научатся делить слова на слоги, ставить ударение в словах, находить ударную гласную, слушать, как она произносится, давать оценку ударной гласной;
  • закрепят знания о звуках [м], [м];
  • научатся работать с текстом, чётко отвечать на поставленный вопрос.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

– Какие группы букв согласных звуков мы уже знаем?
– Сегодня мы познакомимся с согласными звуками и новыми буквами. А вот из каких групп узнаем в процессе работы. Мы узнаем новое, будем спорить, радоваться успехам и преодолевать трудности.

II. Повторение изученного.

1) Игра “Узнай букву”. Узнавание на ощупь букв из пластмассы (А, Л, ы, П).

– Как называется эта буква? Где она “живёт” в “ленте памяти”?

2) Упражнение, развивающее аналитическое мышление.

На доске напечатаны слова:

по
поле
полетели
с
свет
светлые
Вика
Вова
Вера

Дети читают слова индивидуально по вызову учителя, затем повторно хором.

– Что вы можете сказать о словах в каждом столбике?
– Можно ли слова поле и полетели назвать родственными? (Нет.)
– А что вы скажите о словах третьего столбика? (Все три слова начинаются с заглавной буквы В, это имена людей, в каждом слове четыре буквы.)

3) Игра, развивающая логическое мышление, – “Найди лишнее”.

На магнитной доске предметные картинки (волк, утка, зонт, ослик, лиса).

– Какой предмет лишний? (Лишний зонт, т.к. это неживой предмет.)
– На какой вопрос отвечают слова, обозначающие неживые предметы? (Что?)
– Как спрашивают о живых предметах? (Кто?)
– А теперь есть лишние предметы? (Лишняя утка, она птица, а остальные – звери.)

III. Физкультминутка.

Раз – поднялись, потянулись.
Два – согнулись, разогнулись.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.

IV. Работа по новой теме.

1) Выделение звуков.

– Дети любят играть в кубики (учитель выставляет дом).

– Что построили дети? (Дом.)
– Произнесите несколько раз это слово. Какой звук слышится на конце? (Звук [м].)
– Какой он: гласный или согласный? (Согласный, при произношении образуется преграда из губ.)
– Звук звонкий или глухой? (Звонкий, участвуют шум и голос.)
– Назовите слова, в которых есть звук [м].
– У нашего дома есть номер (учитель прикрепляет к домику карточку с цифрой 7).
– Какой это номер? (Семь.)
– Произнесите это слово несколько раз. Какой звук вы слышите на конце? (Звук [м].)

– Чем отличается звук [м] от звука [м] ? (Первый звук мягкий, а второй твёрдый.)
– Назовите слова с мягким звуком [м].

2) Знакомство с буквами М, м.

– Для обозначения мягкого и твёрдого звука используют букву М. (Выставляется синяя карточка с буквой М.)
– Где мы поселим эту букву в “ленте”? (С согласными в верхнем ряду, потому что эта буква обозначает звонкие звуки.)
– Эта буква называется “эм”. Произнесите хором. Посмотрите, как выглядят печатные и письменные буквы. (Учитель прикрепляет на доске карточку с печатными и письменными буквами.)
– Не забыли, для чего используют большую букву? (С большой буквы начинается предложение, пишутся имена людей, клички животных, названия городов и т.д.)
– На что похожа буква М? Что она вам напоминает?
– Миша и Аня, выйдите к доске и возьмитесь за руки. Получилась буква М.
– У поэта В.Степанова есть стихотворение:

Взявшись за руки,
Мы встали
И на “эм” похожи стали.

3) Чтение слогов.

– Будем учиться читать слоги-слияния с буквой М. Порядок чтения: гласная – слог. (Проводится игра “Договори слог до целого слова. На наборном полотне выставлены карточки со слогами-слияниями: ма мо му мы ми ме.)

– Почему слоги разделены на две группы? (В первом столбике слоги с буквой М, обозначающей твёрдый звук [м], а во втором буква М обозначает мягкий звук.)

4) Разучивание скороговорки.

Мама мыла Милу мылом. (Запись на доске.)

– Прочитайте. Что вы прочитали? (Предложение.) Это скороговорка.
– Как вы определили, что это предложение? (Предложение выражает законченную мысль. На письме предложение начинается с большой буквы, в конце ставится точка.)
– Начертите схему этого предложения в тетради.
– Почему в середине предложения есть большая буква? (Это имя девочки.)
– Повторите скороговорку.

V. Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок всё тише, тише,
Деревцо всё выше, выше.

VI. Закрепление.

1) Работа по учебнику.

– Откройте нашу любимую “Азбуку”. Почему мы называем её любимой? (“Азбука – к мудрости ступенька.)
– Какие ещё пословицы и поговорки о мудрости, об учении вы знаете?
– Рассмотрите иллюстрацию на с.88-89.Назовите по ней слова, в которых есть звуки [м], [м]. (Москва, Кремль, музей, дома.)
– Что вы знаете о Москве? (Москва– столица России. Это очень большой город.)
– Да, Москва – один из крупных городов мира. Москва не только древний город, но и современный, со множеством заводов, фабрик, институтов, стадионов, театров и т.д.

Чтение пословиц.

Толкование смысла пословиц идёт в форме беседы.

– Назовите слова из пословиц, в которых выделена буква М. Какое место в слове она занимает?

Чтение слов. Объяснение значения каждого слова в форме беседы.

Работа над значениями слова МИР.

– Что обозначает слово МИР? (Выслушиваются ответы детей.)
– Мир-это вся земля, это дружеские отношения между людьми.
– Какие ещё слова с несколькими значениями вы знаете? (лук, кисти, каток, коса и т.д.)

Чтение текста в учебнике. (По предложениям.)

– Что вы узнали из этого рассказа?

2) Печатание слов, составление схем.

– Давайте напечатаем в тетрадях слова и начертим схему (три ученика выполняют эту работу на наборном полотне).

VII. Рефлексия учебной деятельности.

– Придумайте два имени, в которых звуки [м], [м] звучат по разному. Дайте характеристику новым звукам. Где их место на ленте букв?