Урок технологии по теме "Рукоделие. Ажурная вышивка. Мережка"

Разделы: Общепедагогические технологии


Цель: обучить выполнять задание по образцу, сформировать знания по ручной вышивке на уровне применения в сходной ситуации; научить самостоятельно, оценивать результаты работ. Вызвать интерес к культуре и искусству. Совершенствовать эстетические взгляды, развивать творческие способности личности.

Задача: улучшить сенсорные и моторные навыки учащихся, уметь выполнять самые популярные виды вышивки.

Оборудование и материалы:

  1. Образцы вышивки, эскизы расположения узоров;
  2. иллюстрации, показывающие использование вышивки в предметах быта;
  3. вышивки в национальной одежде, виды швов.
  4. Нитки мулине,
  5. утюг и места утюжки,
  6. иголки, булавки,
  7. ножницы,
  8. инструкционная карта,
  9. карточка схема.

Методические рекомендации: подготовить сообщение о швах, лоскут ткани размером 25х30см. полотняного переплетения нитей.

План проведения:

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово.

  • Историческая справка– рассказ учеников.
  • Классификация вышивок

3. Практическая работа.

  • Техника безопасности.
  • Текущий инструктаж
  • Технология ручной вышивки.

4. Анализ и оценка урока. Самоконтроль. Домашнее задание.

Ход урока

Учитель: Проверка готовности учащихся к уроку: наличие спецодежды и необходимых материалов.

Сегодня на уроке мы познакомимся с ажурной вышивкой. К ажурной вышивке относятся: крестецкая строчка; гипюры, мережка. Мы с вами будем выполнять практическую работу – мережку. В ходе урока будем совершенствовать умения и навыки по вышивке.

Откуда и как пришли к нам вышивки. Послушаем выступления ребят.

Выступление учащихся:

Вышивка – распространенный вид декоративного искусства, в котором узор и изображение выполняется ручным и машинным способом на разных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными, хлопчатобумажными нитками, а также бисером, жемчугом, драгоценными камнями, блестками и др.

Это вид искусства возник давно – корни его уходят в глубину веков. Очевидно, мы никогда не сможем узнать, кто и когда впервые догадался выполнить узорный мотив красоту родной природы, свои переживания и ощущения, так как из – за недолговечности ткани и ниток наука лишена возможности точно определить время возникновения этого искусства. Ведь образцы наиболее древней вышивки в музеях Европы относятся к V в.н.э., а образцы славянской вышивки сохранились лишь за несколько последних столетий (больше всего в музеях вышивок XIX века). Вышивкой украшали одежду у скифов – жителей причерноморских степей, о чем свидетельствует древнегреческий историк Геродот. Арабский путешественник Ибн-Фадлан (X в.н.э.) в своем рассказе о руссах отмечает, что они носили вышитую одежду.

В эпоху Киевской Руси искусство художественной вышивки ценились очень высоко. Сестра Владимира Мономаха – Анна – Янка организовала в Киеве, В Андреевском монастыре, школу, где молодые девушки учились вышивать золотом и серебром. На рисунках и иконах того времени мы видим изображения людей в вышитой одежде, своими узорами мало чем отличающейся от современной и с характерными для определенной местности орнаментами. Следует лишь отметить, что старинные образцы более напоминают тканый орнамент, более геометризованы, чем вышивки позднейших времен.

В условиях патриархального уклада сельской жизни с натуральными формами хозяйствования большинство домашнего обихода изготовлялось преимущественно хозяином и его семьей. Почти в каждом доме ткали полотно и шили из него одежду, украшая ее вышивкой. Вышитая белая сорочка – неотъемлемая часть женской и мужской одежды любого европейского народа. Вышитая сорочка была характерным признаком каждой местности и отличалась своеобразным орнаментом, техникой исполнения и гаммой цветов. Вышиванием занимались почти исключительно женщины. Только шорно-седельные изделия украшали мужчины. Для этой работы использовался каждый удобный момент: посиделки, на которых девушки собирались долгими осенними и зимними вечерами, часы отдыха от полевых работ – весной и зимой.

Одежда была своеобразной характеристикой умения девушки, ее трудолюбия. Именно по этому женская одежда украшалась чрезвычайно красиво. Предметом гордости каждой семьи был свадебный сундук с приданным, сделанным руками невесты. В приданное входила не только ее собственная одежда, рушники и постельное белье, но и рубаха для будущего мужа, плетеные и тканые пояса для будущих близких родственников (символ семейных уз) и даже рубашка для первенца.

Учитель: (Приложение 1) (Слайд 2).

Вышиванием занимались во всех слоях общества от кардиналов, членов королевских и царских семей до беднейших крестьян ремесленников. В России XVIII–XIX вв. почти во всех помещичьих хозяйствах и при монастырях были мастерские художественной вышивки, изделия которые не только использовались для собственных нужд, но и частично шли на продажу. Со второй половины века искусство вышивания постепенно выходит за пределы домашнего ремесла и кое-где приобретает форму кустарного промысла. В некоторых местах целые села живут этим промыслам. И в наше время, наряду с использованием стандартизированной массовой продукции текстильной промышленности, люди охотно обращаются к услугам мастеров индивидуального пошива и народных умельцев.

Художественная вышивка – один из наиболее распространенных видов народного искусства, в котором воплощены лучшие традиции народа – приносит и будет приносить тысячам его почитателей радость, красоту. Это изысканное женское хобби еще долго будет удовлетворять потребность в прекрасном, в желании украсить свой быт и досуг.

Классификация вышивок:

Все техники вышивки можно объединить в две группы: счетные и гладьевые.

Шов “вперед иголку” (Слайд 3) – (Слайд 5)

Шов “назад иголку (Слайд 6) – (Слайд 8);

“Стебельчатый шов” (Слайд 9) , (Слайд 11);

“ Тамбурный” (Слайд 12) , (Слайд 13);

“Петельный шов” (Слайд 14) – (Слайд 17);

“Узелки” (Слайд 18) – (Слайд 19);

Шов “Крестик” (Слайд 20). (Слайд 22);

Все вышеперечисленные швы называются счетные (вышивание со счетом нитей основы крестом и другими гобеленовыми швами по канве; вышивание по полотну счетной гладью, т.е. мережками и мережками в двух направлениях).

Гладьевые (вышивание на белом, по шелку и бархату, золотое шитье, вышивка-аппликация, выполняемая в пределах, нарисованных на тканях контуров). (Слайд 23). (Слайд 25).

Промежуточное положение занимают ажурные швы или стяги (вышитое кружево), когда внутри свободных гладьевых контуров нити считают и стягивают. (Посмотрите на образцы этих техник.) (Слайд 26). (Слайд 30).

Мережка, может быть, простой и сложной. К простой мережке относится: “кисточка”, “столбик”, “раскол”, “снопик”. Сегодня на уроке мы будем выполнять простую мережку – “кисточку”.

Прежде чем приступить к выполнению практической работы, проведем графический диктант по технике безопасности:

Графический диктант. (Приложение 2)

5. Для вышивания иглы должны быть короткие с удлиненным ушком. +

6. Для вышивки на тонких тканях применяют более тонкие иглы. –

7. Наперсток предохраняет палец от уколов при проведении иглы в ткань. +

8. Пяльцы удерживают ткань в натянутом состоянии и предохраняют ее от деформации. +

9. Стол со всеми приспособлениями и инструментами должен стоять так, чтобы свет падал на работу справой стороны. –

10. Во время работы надо следить, чтобы грудь была сжата. –

11. Расстояние между глазами и работой должно быть от 25 до 30 см. +

12. Стул должен быть придвинут к столу так, чтобы можно было упираться в его спину. +

13. Большое значение имеет правильная постановка рук во время работы: левая рука должна находиться внизу, правая сверху пялец. +

14. По окончании работы иглу необходимо вколоть в одежду. –

Я кричу страшнее волка –
Сел случайно на иголку.
– Ох, прости же, братец Ваня,
Шить не буду на диване!
Всем нужна швея иголка,
Но тонка она и колка.
Содержи ее в порядке,
А не то вопьется в пятку!
Всем с наперстком нужно шить,
Чтобы пальцы защитить.
Хоть невзрачен он на вид,
Он иголку укротит!

Мы будем выполнять на уроке строчевую (ажурную) вышивку. Их достоинство заключаются в том, что они не требуют дорогих ниток и просты в исполнении. Недостатком же является большая затрата времени. В качестве материала для ажурных работ применяются полотно, батист, т.е. все те ткани, которые имеют ясно видимые нити и в которых возможно вытаскивание ниток по направлению основы или утка.

У вас на столах лежат инструкционные карты, взяли и рассмотрели их. (Приложение 3)

  1. Разбор инструкционной карты.
  2. Показ учителем последовательности изготовления мережки “кисточки”.

Физкультминутка.

Буратино подтянулся, раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел, поклонился и пошел.

Практическая работа. Выполнение девочками мережки на своих тканях.

1. Вспоминаем технику безопасности.

Принять позу вышивальщицы: правильно поставить стул и сесть, спина упирается о спинку стула, предплечья опираются о край стула. Помните о технике безопасности! Как нужно работать с иголкой и ножницами.

2. Текущий инструктаж.

а) Правильно выбрать иголку, нитки.
б) Как правильно развернуть и вытащить нить мулине из мотка.
в) Работа по карточке схеме.

Выполнение шва “Мережка”.

4. Итоги урока.

Самоконтроль.

Домашнее задание.