Цель: обучить выполнять задание по образцу, сформировать знания по ручной вышивке на уровне применения в сходной ситуации; научить самостоятельно, оценивать результаты работ. Вызвать интерес к культуре и искусству. Совершенствовать эстетические взгляды, развивать творческие способности личности.
Задача: улучшить сенсорные и моторные навыки учащихся, уметь выполнять самые популярные виды вышивки.
Оборудование и материалы:
- Образцы вышивки, эскизы расположения узоров;
- иллюстрации, показывающие использование вышивки в предметах быта;
- вышивки в национальной одежде, виды швов.
- Нитки мулине,
- утюг и места утюжки,
- иголки, булавки,
- ножницы,
- инструкционная карта,
- карточка схема.
Методические рекомендации: подготовить сообщение о швах, лоскут ткани размером 25х30см. полотняного переплетения нитей.
План проведения:
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово.
- Историческая справка– рассказ учеников.
- Классификация вышивок
3. Практическая работа.
- Техника безопасности.
- Текущий инструктаж
- Технология ручной вышивки.
4. Анализ и оценка урока. Самоконтроль. Домашнее задание.
Ход урока
Учитель: Проверка готовности учащихся к уроку: наличие спецодежды и необходимых материалов.
Сегодня на уроке мы познакомимся с ажурной вышивкой. К ажурной вышивке относятся: крестецкая строчка; гипюры, мережка. Мы с вами будем выполнять практическую работу – мережку. В ходе урока будем совершенствовать умения и навыки по вышивке.
Откуда и как пришли к нам вышивки. Послушаем выступления ребят.
Выступление учащихся:
Вышивка – распространенный вид декоративного искусства, в котором узор и изображение выполняется ручным и машинным способом на разных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными, хлопчатобумажными нитками, а также бисером, жемчугом, драгоценными камнями, блестками и др.
Это вид искусства возник давно – корни его уходят в глубину веков. Очевидно, мы никогда не сможем узнать, кто и когда впервые догадался выполнить узорный мотив красоту родной природы, свои переживания и ощущения, так как из – за недолговечности ткани и ниток наука лишена возможности точно определить время возникновения этого искусства. Ведь образцы наиболее древней вышивки в музеях Европы относятся к V в.н.э., а образцы славянской вышивки сохранились лишь за несколько последних столетий (больше всего в музеях вышивок XIX века). Вышивкой украшали одежду у скифов – жителей причерноморских степей, о чем свидетельствует древнегреческий историк Геродот. Арабский путешественник Ибн-Фадлан (X в.н.э.) в своем рассказе о руссах отмечает, что они носили вышитую одежду.
В эпоху Киевской Руси искусство художественной вышивки ценились очень высоко. Сестра Владимира Мономаха – Анна – Янка организовала в Киеве, В Андреевском монастыре, школу, где молодые девушки учились вышивать золотом и серебром. На рисунках и иконах того времени мы видим изображения людей в вышитой одежде, своими узорами мало чем отличающейся от современной и с характерными для определенной местности орнаментами. Следует лишь отметить, что старинные образцы более напоминают тканый орнамент, более геометризованы, чем вышивки позднейших времен.
В условиях патриархального уклада сельской жизни с натуральными формами хозяйствования большинство домашнего обихода изготовлялось преимущественно хозяином и его семьей. Почти в каждом доме ткали полотно и шили из него одежду, украшая ее вышивкой. Вышитая белая сорочка – неотъемлемая часть женской и мужской одежды любого европейского народа. Вышитая сорочка была характерным признаком каждой местности и отличалась своеобразным орнаментом, техникой исполнения и гаммой цветов. Вышиванием занимались почти исключительно женщины. Только шорно-седельные изделия украшали мужчины. Для этой работы использовался каждый удобный момент: посиделки, на которых девушки собирались долгими осенними и зимними вечерами, часы отдыха от полевых работ – весной и зимой.
Одежда была своеобразной характеристикой умения девушки, ее трудолюбия. Именно по этому женская одежда украшалась чрезвычайно красиво. Предметом гордости каждой семьи был свадебный сундук с приданным, сделанным руками невесты. В приданное входила не только ее собственная одежда, рушники и постельное белье, но и рубаха для будущего мужа, плетеные и тканые пояса для будущих близких родственников (символ семейных уз) и даже рубашка для первенца.
Учитель: (Приложение 1) (Слайд 2).
Вышиванием занимались во всех слоях общества от кардиналов, членов королевских и царских семей до беднейших крестьян ремесленников. В России XVIII–XIX вв. почти во всех помещичьих хозяйствах и при монастырях были мастерские художественной вышивки, изделия которые не только использовались для собственных нужд, но и частично шли на продажу. Со второй половины века искусство вышивания постепенно выходит за пределы домашнего ремесла и кое-где приобретает форму кустарного промысла. В некоторых местах целые села живут этим промыслам. И в наше время, наряду с использованием стандартизированной массовой продукции текстильной промышленности, люди охотно обращаются к услугам мастеров индивидуального пошива и народных умельцев.
Художественная вышивка – один из наиболее распространенных видов народного искусства, в котором воплощены лучшие традиции народа – приносит и будет приносить тысячам его почитателей радость, красоту. Это изысканное женское хобби еще долго будет удовлетворять потребность в прекрасном, в желании украсить свой быт и досуг.
Классификация вышивок:
Все техники вышивки можно объединить в две группы: счетные и гладьевые.
Шов “вперед иголку” (Слайд 3) – (Слайд 5)
Шов “назад иголку (Слайд 6) – (Слайд 8);
“Стебельчатый шов” (Слайд 9) , (Слайд 11);
“ Тамбурный” (Слайд 12) , (Слайд 13);
“Петельный шов” (Слайд 14) – (Слайд 17);
“Узелки” (Слайд 18) – (Слайд 19);
Шов “Крестик” (Слайд 20). (Слайд 22);
Все вышеперечисленные швы называются счетные (вышивание со счетом нитей основы крестом и другими гобеленовыми швами по канве; вышивание по полотну счетной гладью, т.е. мережками и мережками в двух направлениях).
Гладьевые (вышивание на белом, по шелку и бархату, золотое шитье, вышивка-аппликация, выполняемая в пределах, нарисованных на тканях контуров). (Слайд 23). (Слайд 25).
Промежуточное положение занимают ажурные швы или стяги (вышитое кружево), когда внутри свободных гладьевых контуров нити считают и стягивают. (Посмотрите на образцы этих техник.) (Слайд 26). (Слайд 30).
Мережка, может быть, простой и сложной. К простой мережке относится: “кисточка”, “столбик”, “раскол”, “снопик”. Сегодня на уроке мы будем выполнять простую мережку – “кисточку”.
Прежде чем приступить к выполнению практической работы, проведем графический диктант по технике безопасности:
Графический диктант. (Приложение 2)
5. Для вышивания иглы должны быть короткие с удлиненным ушком. +
6. Для вышивки на тонких тканях применяют более тонкие иглы. –
7. Наперсток предохраняет палец от уколов при проведении иглы в ткань. +
8. Пяльцы удерживают ткань в натянутом состоянии и предохраняют ее от деформации. +
9. Стол со всеми приспособлениями и инструментами должен стоять так, чтобы свет падал на работу справой стороны. –
10. Во время работы надо следить, чтобы грудь была сжата. –
11. Расстояние между глазами и работой должно быть от 25 до 30 см. +
12. Стул должен быть придвинут к столу так, чтобы можно было упираться в его спину. +
13. Большое значение имеет правильная постановка рук во время работы: левая рука должна находиться внизу, правая сверху пялец. +
14. По окончании работы иглу необходимо вколоть в одежду. –
Я кричу страшнее волка –
Сел случайно на иголку.
– Ох, прости же, братец Ваня,
Шить не буду на диване!
Всем нужна швея иголка,
Но тонка она и колка.
Содержи ее в порядке,
А не то вопьется в пятку!
Всем с наперстком нужно шить,
Чтобы пальцы защитить.
Хоть невзрачен он на вид,
Он иголку укротит!
Мы будем выполнять на уроке строчевую (ажурную) вышивку. Их достоинство заключаются в том, что они не требуют дорогих ниток и просты в исполнении. Недостатком же является большая затрата времени. В качестве материала для ажурных работ применяются полотно, батист, т.е. все те ткани, которые имеют ясно видимые нити и в которых возможно вытаскивание ниток по направлению основы или утка.
У вас на столах лежат инструкционные карты, взяли и рассмотрели их. (Приложение 3)
- Разбор инструкционной карты.
- Показ учителем последовательности изготовления мережки “кисточки”.
Физкультминутка.
Буратино подтянулся, раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел, поклонился и пошел.
Практическая работа. Выполнение девочками мережки на своих тканях.
1. Вспоминаем технику безопасности.
Принять позу вышивальщицы: правильно поставить стул и сесть, спина упирается о спинку стула, предплечья опираются о край стула. Помните о технике безопасности! Как нужно работать с иголкой и ножницами.
2. Текущий инструктаж.
а) Правильно выбрать иголку, нитки.
б) Как правильно развернуть и вытащить нить мулине из мотка.
в) Работа по карточке схеме.
Выполнение шва “Мережка”.
4. Итоги урока.
Самоконтроль.
Домашнее задание.