Цель: Проследить путь от зерна до буханки хлеба.
Задачи:
- Раскрыть значение слова “хлеб” в жизни человека;
- Узнать о профессиях людей, которые помогают попасть хлебу на стол;
- Прививать учащимися бережное отношение к хлебу;
- Воспитывать уважение к труду хлеборобов;
- Развивать мышление, интеллект, смекалку, быстроту реакции.
Оборудование и оформление:
- Плакаты: “Хлеб – всему голова!”, “Хлеб береги, съедай меня до крошек, ведь я взращён трудом людей хороших!”, “Слава миру на земле! Слава хлебу на столе!”, “Слава тем, кто хлеб растил, не жалел трудов и сил”.
- Выставка книг о хлебе.
- “Каравай” на рушнике, выставка хлебных изделий, испеченных родителями.
Ход праздника – игры
Ведущий: Уважаемые гости и дети прошу всех встать.
(Звучит песня о хлебе в исполнении Людмилы Зыкиной (фонограмма).)
Чтец 1.
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почётом,
Встретить щедро от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Пышным, круглым караваем.
Чтец 2.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником!
С караваем соль подносим,
Поклонясь отведать просим, –
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук!
Вместе: Милости просим на праздник наш, гости!
Учитель: Хлеб наше богатство, наша сила. Ни один день нашей жизни не обходится без хлеба. Не зря в народе говорится: “Есть хлеб – есть и песня…”.
А знаете ли вы, какой нелёгкий путь проходит маленькое зёрнышко, прежде чем попасть к нам на стол в пышном, румяном и вкусном каравае?
(Демонстрация зёрен пшеницы.)
Посмотри на него. Какое оно маленькое и твердое, чуть больше капли воды на ветке, а его цвет напоминает о солнце, что согревало хлебный колос, когда созревало это зёрнышко. Оно такое крохотное, но в нем великая сила. Настанет момент, когда оно попадет в гостеприимную татарстанскую землю.
Землю-матушку – как ласково называли её во все времена русские хлеборобы. И тут начнутся удивительные превращения маленького зёрнышка (учитель показывает зерна пшеницы ростки пшеницы, колос, муку, крупу).
Мы с вами только что узнали, какой непростой и длинный путь проходит зёрнышко пшеницы пока попадет на наш стол в виде хлеба. А сейчас мы послушаем стихотворение о рождении хлеба.
Чтец 1.
Он не падает нам с неба
Появляется не вдруг
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятков рук
Чтец 2.
За лесами, за лугами,
Раздается в поле гром.
Это тракторы плугами
Пашут легкий чернозем.
Чтец 3.
На широкие долины
Вышли новые машины:
Глянь в раскрытое окно-
Сеют сеялки зерно.
Чтец 4.
Сколько в это зернышко
Вложено труда,
Знают только солнышко,
Ветер да вода, труд десятков рук
Чтец 5.
Посеяли хлеб хлеборобы весною,
Созрел он и встал
Золотистой стеною.
И слышит страна;
За уборку пора,
Для хлеба комбайны нужны, трактора.
Учитель. Мудрость народа отражена в легендах, сказаниях и былях. Великое множество их посвящено хлебу. Послушайте народную притчу о хлебе.
Вышли на ниву весной отец и сын.
“Хорош хлеб взметнулся!”– воскликнул сын, любуясь дружными всходами.
“Это не хлеб, а трава”, – поправил его отец.
Прошло время, снова вышли они в поле.
“Какой хлеб колосится!” – порадовался сын.
“Это не хлеб, а солома” – ответил умудрённый опытом отец.
Выехало семейство на жатву.
“Ну, не говорил ли я, что будем с хлебом! Можно и свадьбу играть!” – обрадовался сын.
“Погоди”, – прервал его отец и с тревогой поглядел на тёмную тучу в небе. Вдруг налетел шквал, ветром и ливнем смыло с нивы, все что стояло на корню…
И сказал понурившись отец: “Хлеб, сын, тогда хлеб, когда он в закромах”.
Чтец 1.
А знаете ли вы, чем пахнет хлеб?
Ломоть ржаного, трудового хлеба?..
Он пахнет полем, речкой, печью, небом,
А главное – работой пахнет хлеб.
Каждое зерно омыто
Человечьей каплей пота.
Нет, не может быть забыта
Эта тяжкая работа.
Конкурс “Калейдоскоп профессий”.
Дети делятся на две команды “Колосок” и “Зёрнышко”.
Нужно назвать как можно больше профессий связанных с выращиванием и переработкой зерна (селекционер, агроном, тракторист, комбайнёр, шофёр, мельник, пекарь).
Учитель. Ребята, а вы знаете, как появился хлеб?
Давайте заглянем в историческую летопись.
Летописец 1.
Ещё в древние времена человек узнал, как с одного высаженного в землю зерна можно собрать множество спелых зёрен. Потом он попробовал растирать эти зёрна между двумя камнями и получил первую муку. А когда добавил воды – получилось первое тесто. Солнце высушило его и человек впервые попробовал пресную лепёшку. Потом человек попробовал испечь эту кашицу на костре –это и был древний прародитель нашего хлеба. Учёные полагают, что первый хлеб был испечен не менее 15 тыс. лет назад.
Летописец 2.
Слово “ХЛЕБ” пришло к нам из Древней Греции, где он выпекался в специальных глиняных горшочках “хлибаносах”. Вместе с древним хлебом появилась и профессия “пекарь”. Пекари всегда пользовались особым почётом и уважением у всех народов. В Риме даже стоит памятник Марку Вергилию Эврикасу – пекарю и торговцу хлебом. А на основании памятника изображён весь процесс выпечки хлеба. Особенно ценился тот пекарь, который умел делать хлеб на дрожжах, Этот сорт хлеба был очень дорогим. Его могли себе – позволить купить только очень богатые люди. В Индии преступника лишали права есть хлеб, считалось, что человек без хлеба обречён на несчастье. В музее швейцарского города Цюриха хранится найденная на дне осушенного озера буханка хлеба, испеченная 6 тысяч лет назад.
Учитель. У русского народа во все времена было самое почтительное отношение к хлебу. Прежде чем начать резать новый хлеб, его осеняли крестным знамением, а если вдруг хлеб падал на пол, его поднимали и извинившись целовали. В народных пословицах, поговорках отразилось, бережное и уважительное отношение к хлебу.
А вы знаете пословицы и поговорки о хлебе?
Тогда пора собирать наш “урожай пословиц”.
Игра “Собери урожай”.
Пословицы разделены на 2 части, каждая из которых написана на отдельном колоске. Нужно найти колоски и составить пословицу верно.
– У кого хлеб родился, тот всегда веселится.
– Без хлеба сыт не будешь.
– У кого хлебушко, у того и счастье.
– Плох обед, коль хлеба нет.
– Хлебушко – от земли, силушка – от хлеба.
– Кто пахать не ленится, у того хлеб уродится.
– Рыбе – вода, ягодам – трава, а хлеб всему голова!
Ведущий: Наступила осень – время подведения итогов труда работников сельского хозяйства. Но всегда на первом месте называют хлеборобов. Лучшими хлеборобами в этом году в нашем районе признаны: комбайнер из ООО имени Джалиля – Ш.Фасхутдинов. В поле он трудится с 4 утра и до первой росы. С начала уборочной кампании намолотил почти 600 тонн зерна. Знаете ли вы, что ежегодно в нашей стране выпекается 300 миллионов тонн хлеба. Чтобы испечь одну булку нужно 12000 зёрнышек пшеницы. А сколько труда вложено в каждое зёрнышко хлеба! И, конечно же, первые помощники хлеборобов в их нелёгком деле – сельскохозяйственные машины. Знаете ли вы, какая техника используется во время выращивания и уборки хлеба.
Конкурс капитанов “Знаток техники”.
Необходимо назвать как можно больше сельскохозяйственных машин, используемых при выращивании и уборке пшеницы. Капитаны называют технику по очереди. Начинает проигрывающая команда.
(Трактор, сеялка, самолёт, комбайн, грузовик.)
Учитель.
Хлеб под столом,
Брошенный прямо в пыль
Кто ж это совесть свою
Выбросил как утиль?
Если б увидел его, никогда б
Не подал ему руки,
Будто не знал он
Сколько труда вложено в эти куски! ”
Ученик.
Он не падает к нам с неба
Появляется не вдруг,
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятков рук.
День и ночь шумят комбайны,
Хлеб идёт со всех сторон.
Учитель: Часто бывает, что выбрасывают недоеденные куски хлеба.
Такая малость – подумаешь! А может и в самом деле подумаем? Подсчитано, если каждый школьник выбрасывает в столовой кусочек хлеба весом в 20 грамм, то за год теряется в среднем 25 центнеров зерна, что примерно равно урожаю с гектара хлеба. У нас в школе тоже есть случаи, когда пирожки и хлеб валяются на полу или в урне. Всем надо воспитывать в себе уважение к хлебу. В старину говорили: ”Хлеб наш батюшка”. Было страшным грехом выбросить хлеб. Во время войны хлеб был для людей спасеньем.
В дыму ленинградское небо,
Но горше смертельных ран
Тяжелого хлеба, блокадного хлеба 125 грамм!
В годы тягот и лишений.
В годы Великой Отечественной Войны г. Санкт-Петербург (в прошлом Ленинград) был окружён войсками Гитлера и выдержал длительную блокаду. Люди во время блокады умирали от голода, в городе нечего было есть и самой большой ценностью был хлеб выпекаемый на единственной уцелевшей пекарне города. В музее истории Санкт-Петербурга храниться маленький черный кусочек блокадного ленинградского хлеба – это суточная норма хлеба для жителей города.
– ”125 граммов – блокадный хлеб – это с трудом можно назвать хлебом – в нем было много примесей: жмых, древесные стружки, трава – лебеда или крапива, отруби и смесь, и только 5 граммов муки. Помните это и бережно относитесь к хлебу.
Город выстоял несмотря ни на что, но те, кто выжил в окруженном Ленинграде, знают настоящую цену хлеба.
Новый мир мужал и креп.
Шел народ в огне сражений
За свободу и за хлеб.
Значит, правильны слова:
“Хлеб всей жизни голова!”
(Фонограмма песни “Ты запомни сынок золотые слова: “ Хлеб всему голова!”)
Ученик: давайте вспомним стихотворение С. Михалкова “Булка”.
1-й ученик:
Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку
И забивали ее гол.
2-й ученик:
Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул,
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
3-й ученик:
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с нее сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех ее поцеловал.
4-й ученик:
Вы кто такой? – спросили дети,
Забыв на время про футбол.
1-й ученик:
Я – пекарь! – человек ответил
И с булкой медленно ушел.
2-й ученик:
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой.
Внучка:
Говорила бабушка, мама говорила:
Хлеб наше богатство, в хлебе наша сила!
Но мальчишки в школе с этим не считаются
И в столовой корками хлебными бросаются.
А я хлеба корку никогда не брошу,
Потому что хлеб наш вкусный и хороший.
Потому что много стоило труда,
Чтобы хлеб наш вкусный был у нас всегда!
Учитель: Ребята, давайте вместе с вами составим “Правила бережного обращения с хлебом”. Всегда будем бережно относиться к хлебу и учить на своём примере других.
Помните, ребята, такие правила:
– Бери хлеба столько, сколько съешь.
– Остатки хлеба отдай птицам, домашним животным.
– Нельзя играть с хлебом.
– Уважай хлеб и труд хлеборобов сам и учи этому других.
Учитель. Ребята, а вы любите загадывать и отгадывать загадки. Наш завершающий конкурс “Отгадай-ка!”
(Команды загадывают друг другу загадки каждый правильный ответ– очко, если команда не угадала – очко идёт соперникам.)
2-й ученик:
Золотист он и усат,
В ста карманах – сто ребят. (Колос.)
3-й ученик:
Он идет – волну сечет
Из трубы зерно течет. (Комбайн.)
4-й ученик:
Кто там в поле, угадай,
Режет черный каравай? (Плуг.)
5-й ученик:
Овсом не кормят,
Кнутом не гонят,
А как пашет –
Семь плугов тащит. (Трактор.)
1-й ученик:
Замок с башнями до неба
Сохранит все море хлеба. (Элеватор.)
2-й ученик:
Был он зернышком давно –
Смотрит солнышком в окно. (Каравай.)
1-й ученик:
Железный нос в землю врос,
Роет, копает, землю разрыхляет. (Плуг.)
2-й ученик:
Меня бьют, колотят,
Режут, ворочают,
А я всё терплю,
И всем добром плачу. (Земля.)
Учитель: Ну что ж, пора подвести итоги нашего сегодняшнего состязания.
(Подсчитываются очки заработанные в конкурсах.)
Каравай земли и неба на твоём столе –
Ничего сильнее хлеба нету на земле.
В каждом маленьком кусочке – хлебные поля,
А на каждом колосочке держится земля.
И растёт под небом светлым, строен и высок,
Словно Родина бессмертный хлебный колосок.
Милости просим, дорогие гости к нашему столу, да к хлебному пиру!
Список использованной литературы.
- Л. С.Бескоровайная, О. В.Перекатьева, С.А. Шин “Сценарии школьных праздников, конкурсы, викторины, игры”.
- М.Ю.Женило “Сценарии праздников, конкурсы, викторины, игры для учащихся 4 классов”.
- Н.И.Пахмутова, Л.Н. Домрачёва “Ознакомление с окружающим миром”.
- В.Дацкевич “От зерна до каравая”.