Конспект открытого урока литературного чтения с применением технологии "Дебаты" УМК "Гармония". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Литературное чтение в начальных классах преследует основную цель – помочь ребёнку стать читателем. Чтобы улучшить качество обучения, вызвать интерес у учащихся к литературному чтению ставлю перед собой задачу воспитание  личности посредством общения, формирование интереса к слову, к публичному выступлению, к книге как объекту познания, к литературе, как учебнику жизни через дебаты, как одну их технологий, используемых на уроках литературного чтения.
Урок с применением технологии «Дебаты» обеспечивает высокий интерес к теме, углубляет знания учащихся по теме, учит сопоставить имеющиеся знания с новой информацией, обеспечивает высокий уровень мыслительной деятельности.
Учитель следит за очередностью выступлений участников, не разрешая им вступать в открытый спор. Учащиеся проявляют личную позицию по отношению к обсуждаемой теме. Отвечая на вопросы команды соперников, учащиеся сближаются, переживают друг за друга, что способствует сплочению коллектива в целом.
Учитель должен следить, чтобы соблюдались следующие важнейшие для дискуссии моменты: непротиворечивость высказываний отдельного ученика; аргументирование позиций; апелляция к аргументу, а не к личности или авторитету; принятие во внимание точки зрения другого; осмысленное высказывание собственной точки зрения, прояснение ее для других; уважение участниками дискуссии друг друга.

Потенциал дебатов очень высок, а успешная реализация его поможет в приобщении учащихся к более глубокому изучению литературы, научит понимать художественный текст.

Класс:  3 класс по программе УМК «Гармония». Автор программы Н.Б.Истомина.
По учебнику О.В.Кубасовой Литературное чтение "Любимые страницы" 3 класс часть 1, Издательство «Ассоциация XXI век» 2011г.

Тема: «Труд человека кормит, а лень портит» на примере басни  И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей».

Тема дебатов: Муравей поступил, правильно отказав стрекозе?»

Цель: умение отстаивать свою точку зрения,  проявление толерантности.

Задачи:

  • развивать интерес у учащихся  к литературному чтению, навыки межличностного взаимодействия и взаимодействия в группе;
  • формировать  у учащихся  навыки  аргументации, умения слушать собеседника, умения анализировать мнение собеседника, задавать вопросы, формулировать ответы на заданные вопросы, вести дискуссию в духе толерантности, соблюдая речевые и этические нормы.

Оборудование:  мультимедиа, презентация,  рисунки детей к басне, учебник литературное чтение «Любимые страницы» О.В.Кубасова 3 кл. часть 1, таблица «Критерии балльной оценки действий спикеров»,  «Слоёный пирог» из пословиц, листы для выступления в группах;

ХОД УРОКА

1. Введение в тему

Приветствие: Все участники встают в круг и здороваются с соседями пожатием руки, улыбаясь друг другу, затем рассаживаются на места, разделившись  на группы по просьбе учителя. Вот мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на самую капельку, стала достойнее и интереснее, думаю, и классный час наш сегодня пройдёт интересно и с пользой для всех.

Учитель. Начнем наш урок  с разминки «Угадай, кто это?» Прочитайте задание    и отгадайте, о ком пойдет речь.

Приложение 1. Слайд 1 (загадки-определения)

«Угадай, кто это?»

Тонкое тело, большие глаза, две пары прозрачных крыльев. Это быстро  летающие  охотники, которые ловят жертву в воздухе. У них очень хорошее зрение. Они ловят животных, догоняя их в воздухе и захватывая своими ногами.  (Стрекоза)

Это мелкое животное, живущее  большими сообществами.

В лесу у пня суетня, беготня.
Народ рабочий весь день хлопочет.
Без работы, хоть убей,
Жить не может… (Муравей)

Учитель: Где мы встречались с этими понятиями?
Расскажите, что вы знаете об этих животных из уроков окружающего мира, а из уроков литературного чтения? (заслушиваются высказывания детей.)

Слайд 2 (Крылов. Иллюстрация)

Инсценирование басни «Стрекоза и Муравей»

– Объясните, какие  человеческие недостатки людей высмеиваются, выставляются напоказ автором в этой басне? (Лень – нежелание что-либо делать;  легкомыслие – необдуманность, несерьёзность в словах и поступках; , беспечность(беззаботность) – отсутствие тревоги, ни о чём не беспокоится; надо думать о завтрашнем дне, черствость – лишён душевной мягкости, чуткости; неотзывчивый, бездушный;  эгоизм – поведение, целиком определяемое мыслью, о собственной выгоде, предпочтении своих интересов интереса других людей )

– Чему учит басня? (Трудолюбию, усердию, доброте, отзывчивости, благородству…)

Слайды 3-4

Вопросы для подготовки:

– Почему Муравей не захотел помочь Стрекозе? (Из-за своей вредности, из-за жадности, хотел проучить, хотел отомстить)
– Кто из персонажей тебе более симпатичен? (Муравей, Стрекоза, никто, одинаково)
– Осуждаешь ли ты кого-нибудь? (Муравья, Стрекозу, никого, обоих).
– Я предлагаю  поразмышлять над темой: «Муравей поступил, правильно отказав стрекозе?» Сегодня мы должны выяснить: прав ли муравей, что не откликнулся на просьбу или не прав.
– Сформулируйте свое отношение к поставленной проблеме.
– А поможет нам успешно вести переговоры и спорить, слушать собеседника, задавать вопросы и отвечать на них, такая технология, как «Дебаты». Мы попробуем поучиться умению ясно и логично формулировать свою позицию, находить убедительные факты и доводы в свою поддержку, а также развивает уверенность в способности повлиять на общественное мнение или изменить сложившуюся ситуацию.

Слайды 5-7

Дебаты  – это прения, обмен мнениями на каком-либо собрании, заседании.

Правила ведения дебатов

1. Утверждай и доказывай
2. Слушай
3. Опровергай и доказывай
4. Не перебивай
5. Говори спокойно

Особенности  проведения  дебатов

В  дебатах  принимают участие все.

Председатель: Дебаты  организует и проводит председатель. Он не имеет права участвовать в самой дискуссии, поскольку является незаинтересованным лицом.

Перед  дебатами  участники занимают места в следующем порядке :

  • в начале аудитории по центру – председатель;
  • справа от председателя – 4 спикера команды "У" (защитники тезиса);
  • слева от председателя – 4 спикера команды "О" (противники тезиса);
  • напротив председателя – эксперты (3 чел.);
  • в конце аудитории – ученики-зрители.

Деление на группы (спикеры) – проводится перед уроком.

  • «У» – утверждающая сторона (защитники)  доказывает, что Муравей поступил правильно, что отказал Стрекозе.
  • «О» – опровергающая сторона (противники)   доказывает, что Муравей поступил неправильно, что отказал Стрекозе.
  • каждый участник команды имеет право выступить только один раз;
  • в случае затруднений при ответах на вопросы каждый спикер, кроме подводящего итоги, имеет право взять один тайм-аут длительностью до 2 мин;

Зрители –

  • внимательно слушают  позиции  сторон («У» и «О»), которые подбирают аргументы "за" и "против";
  • формулируют вопросы и задают их любой из сторон; 
  • к концу игры каждый определяет свою позицию и аргументирует ее;

Эксперты (судьи)  придётся решить: чьи доводы окажутся наиболее убедительными.

  • эксперты оценивают аргументы (выступления), но не участников.

Слайд 8

Работа в группах. Подбор аргументов и постановка вопросов.

Аргументы утверждающей стороны:  Муравей поступил правильно, что отказал Стрекозе.

(У) Мы считаем, что Муравей поступил правильно, потому что…

  • Муравей всё лето трудился, заготавливал корм на зиму, ремонтировал свой дом, утеплял его. Он  трудолюбивый, его все уважают. Он знает что припасет, то и пожует.
    Стрекоза всё лето, ленилась, не желала ничего делать, любит  только развлекаться (петь и танцевать), не умеет находить время для труда.
  • Муравей серьёзный, дисциплинированный, домовитый. Только трудом можно достичь благополучия, спокойствия  и уверенности  в завтрашнем дне Стрекоза наказана за своё легкомыслие, несерьёзность в словах и поступках. Она безответственная, ветреная, себялюбивая;
  • Муравей осмотрительный и продуманный, расчётливый. Он заготовил корм только для себя, если он поделится со стрекозой, ему на зиму не хватит, и они погибнут оба с голоду.
    Стрекозу погубила её беспечность (беззаботность) – отсутствует тревоги за свою жизнь, ни о чём не беспокоится; не думает о завтрашнем дне;
  • Муравей отказал Стрекозе, потому, что она эгоистка  – её поведение показывает собственную  выгоду, предпочтение своих интересов  интересам  других.
    Стрекоза неугодна, не нравится Муравью.

Аргументы опровергающей стороны:  Муравей поступил неправильно, что отказал Стрекозе.

(О) Мы считаем, что Муравей поступил  неправильно, потому что…

  • Муравей плохой друг, он не помог Стрекозе в проблеме, и отказал в помощи, потому что осуждает её. Сам погибай, а товарища выручай;
  • Муравей не дает Стрекозе шанса исправиться, осознать свои ошибки, он недобрый, неотзывчивый, не сумел проникнуться к чужой беде. Каждый может ошибаться. Добро сеять – добро и пожинать.
  • Муравей – черствый Бездушный, бессердечный не имеет сострадания, не думает о том, что она может замёрзнуть не жалеет её.
  • Он несправедливый по отношению к Стрекозе, не правильно поступает, она ему честно призналась, чем занималась летом. За честность не наказывают.
  • Муравей поступил неправильно, он не подумал, что с ним тоже может случиться такая беда, а зная как он поступил со Стрекозой ему никто не поможет. Делая зло на добро, не надейся.
  • Муравей скупой, жадный, не хочет делиться со Стрекозой. Рубашка износится, а доброе дело не забудется.

Вопросы  зрителей:

  • «О» – Захотела бы стрекоза  помочь муравью, если он  оказался  на её  месте?
  • «У» – Как поступил бы муравей,  если стрекоза предложила, всю зиму работать за муравья?
  • «О» – Почему бы муравью не перевоспитать стрекозу?
  • «У» – Одобрят ли поступок муравья  другие муравьи?
  • «У» – А как бы поступил муравей, если приполз другой  муравей, а не стрекоза?
  • «У» – Будет ли радостно муравью, когда он узнает, что своей бессердечностью  убил стрекозу?
  • «О» – Как поступил бы муравей, если стрекоза сказала, что все лето болела (обманула его)?

Подведение итогов дебатов

Для обсуждения  дебатов  могут быть предложены следующие задания и вопросы:

  • Оцените активность каждого из участников  дебатов. (аплодисментами)
  • Чьи выступления вам понравились? Почему?
  • Какие выступления запомнились больше всего? Чем?
  • Оцените свое участие в  дебатах  (умение слушать, выступать, сдерживать или проявлять эмоции, сопереживать и т. д.). (жестами головы и рук)
  • Достигнута ли главная цель  дебатов? (умение отстаивать свою точку зрения)

Кто остался при своём мнении…
Кто поменял своё мнение по проблеме…

«Попробуй составить крылатое выражение» (Задание, для тех, кто считает что оба не правы)

Не лежал бы целый … (день),
Не пристала б к тебе… (лень).

Много … (лени) у того,
кто не знает … (ничего)

Советы Муравью и Стрекозе

 – Дайте совет Муравью и Стрекозе. (Высказывания зрителей)

«У» – Стрекозе:

Думай о завтрашнем дне;
Прекрати быть ленивой и начни работать;
Будь – прилежной, трудолюбивой, ответственной, самостоятельной;
Возьмись за ум!
Умей находить время для труда;

«О» – Муравью:

Будь щедрым, отзывчивым, бескорыстным, справедливым, благородным, добрым;
Помогай  другим в беде;
Дай шанс исправить ошибки; Не осуждай!
Пожалей беднягу!
Прояви милосердие;
Надо делиться!

Слово экспертам.

Критерии балльной оценки действий спикеров: (5 баллов  – максимально)

Спикеры Содержательность выступлений Полнота Конкретность Рациональность использования времени Осознанность Культура общения
У1            
У2            
У3            
У4            
О1            
О2            
О3            
О4            
             

Итог

«Закончи пословицу»

Народная мудрость всегда была сосредоточена,  прежде всего, в пословицах и поговорках. В них народ выражал свое отношение к труду и лени. Какие из них вам известны?  

«Слоённый пирог»

Выбрать, закончить пословицу.

Кто не работает, … (тот не ест).
Делу время, потехе – … (час)
Хочешь есть калачи – … (не сиди на печи).
Труд человека кормит, … (а лень портит).
Кто любит труд, … (того люди чтут).
Без труда не вынешь и … (рыбку из пруда).
Человек от лени болеет, от труда…  (здоровеет).
У лентяя Федорки всегда … (отговорки).
У лентяйки Дарьи каждый день … (аварии).
Чтобы рыбку съесть, надо в воду ….(лезть).
Что припасешь, то и … (пожуешь).
Без дела жить – только небо … (коптить).
Заработанная копейка дороже краденого … (рубля)

Рефлексия

  • Где вам пригодятся те знания, которые вы получили сегодня?
  • Появилось ли у вас желание быть  отзывчивым, добрым, трудолюбивым?
  • О чём вы расскажите дома?