Образование как социальное явление полностью зависит от требований общества в тот или иной исторический период. Сейчас современный мир переходит в информационную культуру, которая предъявляет другие требования к выпускнику школы. По существу, любая трудовая деятельность современного человека сводится к умению всесторонне работать с информацией. Это, в свою очередь, требует от человека гибкости и подвижности мышления, умения быстро и ответственно принимать оптимальное решение на фоне многих альтернатив. Происходящие изменения в обществе не могли не сказаться на «портрете» ребенка, поступающего в первый класс.
Каковы же важнейшие особенности современного первоклассника?
– резко возросла информированность детей, они
перегружены информацией (СМИ, реклама, Интернет),
зачастую ненужной и даже вредной;
– уменьшился интерес детей к чтению, уходят в
прошлое традиции семейного чтения, что привело к
потере у детей навыков смыслового чтения и
слушания;
– возрос объем учебной деятельности ребенка до
поступления в школу, и, как следствие,
уменьшилась доля сюжетно-ролевых игр во
времяпрепровождения дошкольников;
– уменьшилось время общения дошкольника со
сверстниками;
– увеличилось расслоение детей по уровню
умственного и познавательного развития;
– возросла критичность мышления современных
детей, и, как следствие, усилилось чувство
тревожности и недоверия к людям;
– увеличилось общение с детьми других стран и
народов, что повлекло за собой, с одной
стороны, развитие чувства толерантности, а с
другой – ксенофобских настроений (нетерпимости,
неприятия, ненависти к чему-либо или кому-либо).
Изменившийся «портрет» современного первоклассника существенно влияет на роль и приоритеты школьного образования, в частности, начального. Если раньше основной задачей являлось усвоение программных знаний, то сейчас – формирование основ учебной деятельности. Произошедшие изменения в обществе и связанные с этим перемены в образовании не стали чем-то неожиданным, стихийным бедствием, заставшим педагогику врасплох.
Напротив, изменения, зревшие в обществе, предсказывались многими учеными прошлого века. Середина 20 века характеризовалась вcплеском педагогической мысли, возникновением многих новаторских педагогических идей и технологий. Такие идеи были воплощены в системе Л.В.Занкова. Педагогическая система Занкова в середине 20 века воспринималась как революционная, и многими учеными отвергалась.
Однако, сравнивая основные положения системы Занкова с положениями и требованиями нового образовательного Стандарта, можно заключить, что они во многих чертах совпадают.
Сегодня государственная образовательная политика во главу ставит развитие личности обучаемых. («Развитие личности – смысл и цель современного образования.» Концепция ФГОС). Это абсолютно совпадает с целью обучения, которую сформулировал Л.В.Занков: «Достижение оптимального общего развития каждого ребенка при сохранении его психического и физического развития».Сопоставим положение нового образовательного Стандарта с некоторыми выводами Л.В.Занкова, подтвержденными многочисленными экспериментами.
Таблица сравнения
Новые образовательные Стандарты |
Система Л.В.Занкова |
1. Отмечается целостный подход к решению проблем современного начального образования | 1. Исследования велись на стыке наук, что соответствовало общему(целостному) подходу в современных научных исследованиях. |
2. «Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться». | 2. Занков настаивал на том, что начальные классы – это особый самоценный этап в жизни ребенка, в течение которого закладываются основы всей последующей деятельности человека. |
3. «Начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат».(Примерная программа начального образования) | 3. Простое усвоение знаний и навыков слабо продвигают ребенка в развитии. Только общее развитие ребенка является надежной основой усвоения знаний, формирования умений и навыков. |
4. «Структура планируемых результатов предусматривает ближайшие перспективы развития – зоны ближайшего развития».(Планируемые результаты начального общего образования). | 4. Основной целью развивающего обучения является оптимальное общее развитие ребенка. |
5. Основная задача обучения: представить ребенку широкую и целостную картину мира средствами науки, искусства и непосредственного познания («Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования»). | 5. Основная особенность системы – согласование ведущей роли обучения ( бережное отношение к внутреннему миру ребенка со стороны учителя, с предоставлением простора индивидуальности, то есть согласование внешних и внутренних факторов развития личности) |
Как в Стандарте, так и в системе Л,В,Занкова установлены принципиально новые отношения между целью и средствами обучения. Новое целеполагание требует кардинального преобразования всей образовательной системы: соответствующих дидактических принципов, иного подхода к отбору и структуированию содержания образования, к организации процесса обучения, иных организационных форм учебно-воспитательной работы и изучения результативности, а также изменения характера отношений «ученик – учитель – родитель». Только тогда, когда вся образовательная система будет приведена в соответствие с ее целью, можно рассчитывать на оптимальный для ученика результат в общем развитии и на этой базе – в усвоении знаний, умений и навыков.
В соответствии с новой целью обучения, обозначенной в Стандарте, должны быть разработаны принципиально новые учебники по всем предметам. Однако следует отметить, что названная цель не является новой для системы Л,В,Занкова. На протяжении 50 лет разрабатываются и совершенствуются учебно-методические комплекты, обеспечивающие достижение развивающей цели образования. В настоящее время издано и успешно используется в школьной практике пятое поколение учебников, созданных учениками академика Л.В.Занкова.
Литература:
1. А.Г.Ванцян, Н.В.Нечаева «Реализация
нового образовательного Стандарта: потенциал
системы Л.В.Занкова». «Учебная литература», 2011.
2. А.И.Савенков «Методика исследовательского
обучения младших школьников». «Учебная
литература».2007.
3. В.В.Козлов, А.М.Кондраков «Фундаментальное
ядро содержания общего образования».М:
Просвещение, 2009.
4. О.К.Агавелян, О.В.Калинина «Научное
наследие Л.В.Занкова и его влияние на развитие
специальной психологии и педагогики». «Учебная
литература», 2000.
5. А.Г.Асмолов «Теория Л.Занкова и
современное образование». Практика образования,
2008, №2. с.17-18