Цель: научиться правильно отбирать материал, необходимый для написания сочинения.
Задачи:
- проанализировать произведение искусства (Ю.Ракша "Проводы ополченцев");
- определять тему, идею и проблему произведения;
- уметь выразить свою позицию по отношению к сформулированной проблеме, привести аргументы;
Тип урока: урок развития речи.
Оборудование: компьютер, видеопроектор, репродукция картины Ю. Ракши "Проводы ополчения", "Толковый словарь" Ожегова, карты боевых сражений, учебник по истории, тетрадь на один урок.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Здравствуйте, ребята и дорогие гости,
присутствующие на уроке. Я рада вас видеть. (Презентация)
Давайте пожелаем друг другу хорошей работы
своими улыбками. Посмотрите направо и улыбнитесь
соседу, а теперь налево – улыбнитесь соседу.
Удачной работы. Присаживайтесь.
II. Вызов
Ребята, кто это оставил здесь на столе учебник по истории?.. А в учебнике еще какие-то карты. Это карты сражений.
– Что изображено на этих картах?
– Что объединяет эти карты?
– Историю можно не только читать, слышать,
видеть, но и быть её участником. Режиссеры ставят
фильмы, основанные на исторических событиях,
писатели создают произведения, главными
действующими лицами в которых являются
исторические герои, художники пишут полотна, на
которых можно увидеть историю, ощутить ее,
почувствовать. Древнегреческий философ Гораций
утверждал, что "картина – поэма без
слов". А потому исторические сражения можно
увидеть не только на исторических картах, но и на
полотнах известных художников.
– Где можно увидеть эти картины?
– Именно в картинную галерею мы сегодня и
отправимся. Вот и картинная галерея, вокруг нас
много картин. Добро пожаловать в первый зал.
Посмотрите внимательно на картины.
– Что на них изображено?
Фотоколлаж (портреты, люди в центре)
– Что изображено на верхней правой картине?
Сколько изображено людей?
– Что изображено на верхней левой картине?
Сколько изображено людей?
– Что изображено на нижней правой картине?
Сколько изображено людей?
– Что изображено на нижней левой картине?
Сколько изображено людей?
– Что изображено в центре картины? Сколько
изображено людей?
– Что объединяет все эти репродукции картин?
– В каком жанре написаны все эти картины?
III. Определение темы и цели урока
– Ребята, попробуйте самостоятельно
сформулировать тему урока? (Групповой портрет)
– Любой урок имеет свою цель. Пожалуйста,
определите цель нашего сегодняшнего урока?
– Ребята, может быть вам уже что-то известно о
том, что такое групповой портрет и о том, как
правильно его описывать. Перед вами таблица
"Бортовой журнал". Пожалуйста, подумайте и
заполните первую колонку таблицы (Приложение
1).
– Что вы уже знаете о групповом портрете?
Портрет — жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение конкретного человека. Групповой портрет это изображение, на котором нарисованы не менее 3 или 4-х человек.
– Как вы думаете, в чем разница между портретом
и групповым портретом?
– Этот вопрос не случаен. Я предлагаю вам
отправиться в следующий зал.
– Посмотрите, как много картин.
IV. Работа по теме урока
Мое внимание привлекла картина, которую
написал Юрий Ракша. Это триптих "Поле
Куликово".
– Скажите, пожалуйста, вам знакомо слово
"Триптих"?
Я предлагаю вам с помощью словаря объяснить
лексическое значение слова и записать его в
тетрадь.
Сегодня мы с вами будем работать только с 3-ей
частью этой картины, которая называется
"Проводы ополчения".
– Понимаете ли вы смысл сова "Ополчение"? И
кто такие ополченцы?
V. Рассказ учащегося об авторе произведения
Триптих "Поле Куликово" является венцом
творчества известного советского художника Юрия
Ракши.
– Может быть вам что-то известно об этом
художнике из курса искусства? (Приложение
2)
Спасибо.
VI. История создания картины
Триптрих "Поле Куликово" художник
рассматривал, как воплощение своей веры в
русский народ, как работу вершинную. О ее замысле
он рассказал в своих статьях. "Я понял, что это
будет самая для меня современная картина", –
писал он. "И пришло решение, пусть я вижу своих
героев в основные высокодуховные моменты...".
Картина писалась вдохновенно, создавалась мощно,
хотя художник был уже смертельно болен и знал,
что дни его сочтены. Он умер, положив последний
мазок, с кистью в руке.
Картина состоит из трех частей, но особенно
выразительно полотно "Проводы ополчения".
Послушайте, что гласит история создания этой
картины.
Вернулся князь от Сергия и двинул войска от
белокаменных стен Москвы, им же построенных на
юг, к Дону, "встреч ворогу".
В центре композиции среди провожающих ополчение
– Евдакия, любимая жена Дмитрия. Она не плачет,
она уже выплакала свое и сейчас не имеет права на
слезы – она жена князя и должна быть
мужественной. Она беременна, и это символ – жизнь
продолжается. Рядом сын, уже понимающий, что отец
уходит на битву, и дочка, с улыбкой слушающая
звуки жалеек, – как всегда на Руси, с музыкой и
слезами провожают близких на битву.
VII. "Тонкие" и "толстые" вопросы
"Тонкие" вопросы | "Толстые" вопросы |
– Как вы думаете, какой исторический период изображен на картине? | – Какие люди представлены на картине? |
– Выглядят ли люди на картине естественным образом? | |
– На картине изображены реальные события или придуманные? | – Что отражают взгляды изображенных людей? |
– Где происходят изображенные события? | – Как вы думаете, акцентирует ли автор внимание на деталях? |
– В какое время суток происходят изображенные события? | – Какие оттенки доминируют в цветовой палитре? |
– На чем художник акцентирует внимание и пытается ли передать эмоции изображенных на картине людей? | – Какие чувства и эмоции вызывает у вас эта картина? |
– Если вы внимательно посмотрите на картину, то увидите, что в нижней части картины преобладают темные тона, а в верхней, наоборот, светлые. |
VIII. Прием "оживи картину"
– Давайте представим себя героями этой
картины.
– Ребята, вы простая крестьянская девушка,
которая провожает мужа на битву. Опишите свои
эмоции.
– Ребята, какие чувства вы испытываете, что вы
княжна, которая проводила на битву мужа?
– Ребята, представьте, что вы седовласый старик и
провожаете на битву сына или внука. Опишите свои
чувства.
– Что общего среди всех ассоциаций?
– Автор описывает чувства и переживания героев,
вне зависимости от их сословия и передает эти
эмоции при помощи портретного описания.
IX. Рефлексия
– Как вы помните, цель нашего урока научиться
описывать групповой портрет. Для этого мы в
совместной работе должны выработать правила
описания группового портрета, которые помогут
вам в написании сочинения.
– Сейчас нам предстоит работать в группах.
1 группе необходимо составить синквейн о том, что такое групповой портрет и на его основе составить связанное высказывание по картине.
Вспомним правила составления синквейнов.
1 строка – 1 существительное, которое отражает
тему.
2 строка – 2 прилагательных, харакеризующих тему.
3 строка – 3 глагола, выражающие действия,
отношение к теме.
4 строка – предложение из 4 слов или
словосочетание, выражающее проблему.
5 строка – 1 слово-синоним темы.
2 группе необходимо составить кластер о
том, на какие детали необходимо обращать
внимание при портретном описании.
Прежде чем начать работу с кластером, необходимо
вспомнить правила его составления.
Напишите тему посредине листа. Затем запишите
все слова и выражения, которые помогут раскрыть
тему.
3 группе необходимо на основе памятки написания сочинений, которая находится на странице 222 учебника, составить памятку "написание сочинения-описания группового портрета".
– На работу у вас есть 10 минут.
– Давайте посмотрим на результат вашей работы.
1 группа, пожалуйста...
2 группа...
3 группа...
– Ребята, если вы помните, в начале урока мы
заполнили 1 колонку "бортового журнала".
Заполните, пожалуйста, 2 колонку – что нового вы
узнали на уроке.
– Сегодня мы повторили, что такое портрет,
научились его описывать и вывели алгоритм его
написания.
X. Домашнее задание
– Теперь, используя материал нашего урока, я
предлагаю вам дома написать сочинение-описание
группы людей на основе картины Юрия Ракши
"Проводы ополчения".
– Я благодарю вас за работу на уроке! Гостям
спасибо за внимание! До свидания!