Урок литературного чтения. Литовская сказка "Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тема раздела: «Там на неведомых дорожках».

Тема: Сказка литовского народа «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса».

Характеристика деятельности учащихся:

  • Участвоватьв диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
  • Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи.

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные УУД:

  • Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
  • Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
  • Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
  • Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
  • Ориентироваться на развороте учебника.
  • Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Коммуникативные УУД:

  • Развиваем умение слушать и понимать речь других.
  • Выразительно читать и пересказывать текст.
  • Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
  • Умение работать в паре и в группах.

Цели:

  • формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
  • формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения.
  • развиваем умения аргументировать свою точку зрения;
  • обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

– Дома вы давали характеристику одному из героев. Есть желающие её озвучить?
(Учащиеся дают характеристику и делают самоанализ)
– А кто ещё сделал сам, без помощи? Поднимите руки.
– Кому помогали?
– Какими умениями вы пользовались при выполнении домашнего задания?

3. Словарная работа

– Посмотрите на доску (Презентация. Слайд). Знакомы ли вам эти слова?

Прибалтика
Балтия
Литва
Балтийское море

– Что вам приходит в голову, когда вы читаете эти слова?
– Посмотрите, пожалуйста, на карту. (Слайд)
– Прибалтикой называли три государства: Латвию, Эстонию и Литву, т.к. они расположены у Балтийского моря. Теперь их называют странами Балтии.
– Как вы думаете, отличаются ли жители этих государств от нас? Чем? (Одежда, культура, язык, песни, танцы, сказки)
– Предположите, почему на уроке литературного чтения мы завели разговор о странах Балтии? (Ответы детей)
– Действительно, мы сегодня будем знакомиться с одним из произведений народов Балтии.

– По какому плану мы будем работать над произведением?

1. Прочитаем название
2. Посмотрим знаком ли автор
3. Рассмотрим иллюстрации, пофантазируем
4. Начнем читать.

– Что мы учились делать на этом этапе, покажите.

– Посмотрите на доску. Прочитайте название произведения.
– К какому жанру оно относится? Почему вы так решили?
– Слышали ли вы подобное название у русских сказок?
– Как вы думаете, кто герои сказки?
– Как звали мальчика?
– Как звали девочку?
– Откуда вы узнали?

4. Работа с текстом литовской сказки

1. Откройте учебник (с.66)

– Рассмотрите иллюстрацию. Давайте предположим о чем будет эта сказка, пофантазируйте.
– Кто же еще будет героем, причем отрицательным героем сказки?
– Догадайтесь, какое зло совершит старуха?
– Что вы ждете от чтения? (Прочитаем сказку, проведем диалог с автором, проверим наши предположения).

2. Первичное чтение первых трёх частей. Словарная работа ведётся по ходу чтения.

После чтения 1 части:

– Какой вы себе представляете бедную девушку? С чем и с кем ее сравнивают?
– Кто невзлюбил девушку? Какие злые деяния она совершила? Какие слова передают отношение  авторов сказки  к этой  женщине?

После чтения 2 части:

– Как дети оказались в семье рыбака?
– Почему детей так назвали?

После чтения 3 части:

– Как жилось детям в семье рыбака?
– Как получилось, что они оказались в городе, где жили их настоящие родители?

3. Выявление первичного восприятия.

– Что вам больше всего запомнилось?
– Вспомните наши предположения, совпали ли они?
– Над какими умениями мы работали?

4. Работа с текстом после чтения (работа в парах).

– Давайте еще раз перечитаем эти части более внимательно.
– Рассмотрите иллюстрации и найдите, какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник?

5. Итог урока

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
– Хотелось бы дочитать сказку до конца?
– Осталось читать шесть частей.
– Как вы думаете, о чём в них будет говориться?

Предположения детей.

– Можете ли вы по началу сказки определить, что это сказка народная? Почему?
– А можно ли определить, что сказка именно литовского народа? Почему?
– С каким настроением уходите с урока?
– Как бы вы сами оценили свою работу?

6. Домашнее задание

– Какое бы вы хотели получить домашнее задание? (Учащиеся сами выбирают задание)