Приобщение дошкольников к русской народной культуре

Разделы: Работа с дошкольниками


Информационная карта проекта

Полное название проекта: Социальный проект «Русская народная культура и традиция»
Авторы проекта: Рощупкина И.В. Катерешина Т.А., воспитатели  МБДОУ детский сад №27 «Березка»
Вид, тип проекта:  Образовательный, информационно-ориентированный, социальный,краткосрочный. 
Цель, направление деятельности проекта: Формирование и развитие личности ребенка на традициях народной культуры.
Краткое содержание проекта: Беседы с детьми о русских народных традициях, организация сюжетных, развивающих,  подвижных и хороводных игр
Цикл НОД с детьми среднего дошкольного возраста «Русская народная культура»
Экскурсия в краеведческий музей школы №6
Оборудование мини-музея «Русская изба», оформление музыкального киоска, фотоальбома «Мой родной край»
Посиделки «Веселье и труд рядом живут», фольклорный праздник «Русская ярмарка»
Изготовление своими руками тряпичной куклы.
Оформление фотовыставки «Россия–Родина моя»
Индивидуальное и коллективное заучивание стихов, потешек, русских народных песен.
Итоговое мероприятие «Фольклорный праздник»
Место проведения: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №27 «Березка»
Сроки проведения: Апрель (2 недели) 2013 учебный год
Количество участников проекта: 25 детей, 4 педагога, родители
Возраст участников: От 4 до 5 лет
Форма проведения: дневная (в повседневной жизни, в НОД, во время экскурсий, в режимных моментах)        
Ожидаемые результаты (продукт проекта):
  • Формирование интереса к изучению русской народной культуры
  • Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
  • Умеют играть в русские народные подвижные игры.
  • Формирование чувства национального достоинства.
  • Расширение знаний о традициях русского народа.
  • Знание русских народных сказок и сказочных гароев.
  • Создание мини-музея «Русская изба»,
  • Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках.

Этапы работы надпроектом. Содержание практической деятельности

1 этап: организационный Обоснование актуальности темы; мотивация ее выбора; определение целей и задач проекта;
Беседы с детьми с целью выяснения знаний по теме проекта;
  • подбор стихотворного и иллюстративного  материала
  • подбор дидактического и методического оснащения проекта
  • подготовка атрибутов, пособий для игр, познавательной деятельности; оснащение предметно-развивающей среды: приобретение старооскольской народной игрушки, изготовление мини-музея «Русская изба», приобретение альбомов и образцов декоративно-прикладного искусства, создание фотоальбома «Старооскольский край».
2 этап: практический Цикл мероприятий по реализации проекта:
Совместная деятельность со взрослым
Познание Беседы: «Родной край», «Русский костюм», «Русская кухня», «Знакомство с декоративно- прикладным искусством».
НОД: «Бабье лето» (приобщать детей к культуре русского народа, познакомить с народными традициями, дать представления о том, что такое бабье лето; воспитывать любовь к традициям и обычаям русского народа.); « Наряд русских крестьян» (познакомить с нарядами русского крестьянства ; воспитывать патриотические чувства.); «Капустные посиделки» (закрепить знания об овощах, умение распозновать овощи по вкусу; приобщать детей к культуре русского народа, познакомить с русскими традициями; воспитывать трудолюбие);  «Рождество Богородицы» (продолжать знакомить детей с христианскими праздниками и традициями русского народа; дать представление о празднике Рождества Богородицы; воспитывать уважительное отношение к женщине, любовь к матери.); «Масленица» (приобщать детей к культурно историческим праздникам, воспитывать интерес к событиям культурно-исторического календаря; воспитывать заботливое, уважительное и внимательное отношение к культуре русского народа, а также культуре любого народа.); «Вербное воскресенье», «Пасха» (формировать умения детей отыскивать причины народных праздников и определять их смысл, воспитывать у детей интерес к культурно историческому прошлому.); «Россия – Родина моя» (сохранять национальные традиции, приобщать детей к истокам народной культуры, воспитывать у детей умение эстетически воспринимать произведения народного творчества)
Социализация Дидактические игры: «Чудесный сундучок», «Чудесный мешочек», «Веселые ложки», «Небылица- небывальщина», «Волшебная палочка», «Времена года», «Проказы старухи зимы», «Синичкин день», «Где живёт перо жар-птицы».
Музыка Развлечения: «Русская ярмарка»; посиделки «Веселье и труд рядом живут», «Встреча осени», «Василисушки», «Фольклорный праздник, слушание музыкальных произведений: «На горе-то калина», «Пошла млада на базар», «Подруженьки, Паранюшки мои», «Во поле береза стояла».
Художественное творчество Экскурсия в краеведческий музей школы№6
Продуктивная деятельность: изготовление тряпичной куклы; лепка старооскольских игрушек.
Рисование: роспись пасхальных яиц, хохломская, гжельская, дымковская, жостовская, городецкая росписи.
Коммуникация Чтение и заучивание стихотворений: русские народные сказки, потешки, поговорки, пестушки, колыбельные; заучивание стихотворений: П .Воронько «Лучше нет родного края», А. Жигулин «О Родине», Е.Кисляков «Россия – Родина моя»,Т. Бокова «Рождество»,А.Фет «Ночь тиха».
Социализация Самостоятельная деятельность детей:
  • Подвижные и хороводные игры: «Плетень», «Капуста», «Змейка», «Пряха», «Скок-скок-поскок», «Пахарь и жнецы», «Во саду ли, в огороде и другие».
  • Сюжетно-ролевая игра: «Дочки-матери», «Ателье», «Семья».
  • Игры драматизации по русским народным сказкам.
  • Строительные игры: «Русская изба».
  • Рассматривание иллюстраций, детских книг
  Мероприятия с родителями
  • Оформление музыкального киоска (диски с народными песнями).
  • Организация фотовыставки «Мой родной край».
  • Оформление папки-передвижки «Играйте с детьми в народные игры»
  • Беседа с родителями за круглым столом «Я – семья – род – народ».
  • Консультация для родителей: «Роль семьи в приобщении детей к русской национальной культуре».
3 этап: заключительный У детей появился интерес к изучению русской народной культуры.
Сформировался необходимый минимум исторических знаний.
Сформировались чувства национального достоинства.
Пополнились знания о декоративно-прикладном искусстве России.
Расширились знания о традициях русского народа.
Возросло желание детей изучать фольклор русского народа во время свободного досуга.
Повысилась заинтересованность родителей к возрождению народной культуры своего народа.

В дальнейшем, планируем в работе с детьми и родителями, проводить мероприятия по этнокультуре, так как считаем необходимым воспитание толерантности по отношению к другим национальностям.