Урок русского языка по теме "Корень как часть слова". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Номер урока по теме: 1 урок.

Базовый учебник: Иванов, С.В. Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. / С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова. – М. : Вентана-Граф, 2012.; часть 1, Урок 27 с.80-83.

Цель: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации (различение форм слова и слов однокоренных).

Задачи:

Образовательные:
– формировать понятие «корень»;
– формировать умение подбирать однокоренные родственные слова; группировать (классифицировать) однокоренные слова по отличительным признакам, находить общую часть в группах слов.
Воспитательные:
– воспитывать любовь к родному языку;
– формировать коммуникативную культуру, толерантность (умение работать в паре, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения).
Развивающие:
– развивать речь (оформлять свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам), орфографическую зоркость, умение работать с ЭОР;
– развивать познавательную активность, мышление, желание самостоятельно разбираться в проблемной ситуации;
– развивать умение ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Тип урока: открытие новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: учебник, рабочая тетрадь, компьютер, проектор.

Приложение 1. Перечень используемых на данном уроке ЭОР.

Структура и ход урока:

Этап урока

Название используемых ЭОР

Действия учителя

Действия учащихся

Время

1. Мотивация (самоопределение) кучебной деятельности   Громко прозвенел звонок
Начинаем наш урок.
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.
Дети приветствуют учителя.
Дети сидят в группах.

1 мин.

2. Актуализация знанийи фиксация затруднения вдеятельности   – Какое слово состоит из 7 букв Я?
– Каково значение слова?

Возле школьного крыльца
Посадили деревца.
Петя – клён,
Ольху – Олег,
Роман Иванович – орех,
А бабушка Нина – берёзу и калину.

– Назови членов семьи. А о какой семейке ещё идёт речь?
– Без чего не может существовать семья людей?
– А семья деревьев?

Постановка проблемного вопроса:

– Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

Отвечают на вопросы

Работают в парах.

Выдвигают гипотезы.

6 мин.

3. Выявление места ипричины затруднений (постановка учебной задачи) Корень дерева и корень слова
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2e2d81ff-5ce4-4104-a385-b2ac3e6f529e/%5BNS-RUS_2-09%5D_%5BMA_001%5D.swf
Организует фронтальную работу по учебнику:
– Давайте посмотрим, подтверждаются ли наши версии.
Смотрят анимацию и извлекают информацию. Формулируют цель и задачи урока.
1. Узнать что такое корень слова?
2.Значение корня (роль корня в слове)
3. Научиться находить его в словах.

3 мин.

4. Построение проекта выхода из затруднения Интерактивная схема «Корень слова» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/141f6b45-033a-475d-bea7-253f28730909/%5BRUS5_045%5D_%5BIM_372%5D.swf Организует фронтальную работу по учебнику:
– Давайте посмотрим, подтверждаются ли наши версии.
Откройте свои учебники на с. 81.
– Прочитайте задание Упр.1.
– Сможете ли вы его выполнить? Что для этого нам необходимо?

– Посмотрите ЭОР, понаблюдайте, что произойдёт со словом на экране? Сделайте вывод как найти корень?
– Сравните свои выводы с выводом учебника внизу на с.81.

Организует работу по учебнику в парах.

Ответы учащихся:
– Нам необходимо знать, как найти корень?
Смотрят ЭОР и делают вывод:
–Надо найти общую часть родственных слов.

Дети выполняют Упр.1 на с.81

10 мин.

5. Реализация построенного проекта Игра «Рассели жильцов»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2eea00cc-de75-4d72-9dcc-ca04b7853691/%5BNS-RUS_2-09%5D_%5BID_004%5D.swf

Предлагает задание:
– А теперь самостоятельно поработайте с ЭОР, расселите слова по домикам. Перетащите их мышью в нужный домик. Подумайте, все ли слова вы распределите?
Наблюдает за работой учащихся.
Выполняют задание в парах, делают вывод о том, что не все слова распределены в домики, т.к. хоть они и имеют общую часть, но не являются близкими по значению.

7 мин.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи   Организует индивидуальную самостоятельную работу по учебнику.
– Посмотрите в учебник на с.83 Упр. 4.
– Что нарисовано на иллюстрации?
– Попробуйте объяснить, чем родственные слова отличаются от форм одного и того же слова. Докажите свою точку зрения.
Выполняют задание самостоятельно.

Делают вывод:
однокоренные слова имеют одинаковый корень, норазное лексическое значение;
формы слова – это одно и то же слово, имеющее разные окончания.

3 мин.

7. Самостоятельная работа ссамопроверкой поэталону   Организует работу детей в парах.
– Прочитайте задание Упр. 2 на с. 82.
– Найдите слова с одинаковым корнем. Выпишите их и обозначьте корень.
– Подумайте, какие из слов родственные, а какие – формы одного и того же слова?
Взаимопроверка фронтально.

6 мин.

8. Включение всистему знаний и повторение Тестовоезадание. Кто прав?

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4ff72199-3805-433f-8b5b-c4c9e4063572/%5BNS-RUS_2-09%5D_%5BID_005%5D.swf

Организует работу детей в группах.
– Сказочные человечки дали определение корню и привели примеры однокоренных слов. Кто из них выполнил всё правильно? Перетащите мышью в эту тетрадку отметку «5». Найдите ошибки в других работах.
Выполняют задание и делают вывод:
1. Корень – это общая часть родственных слов.
2. Чтобы найти корень, надо подобрать несколько родственных слов.

5 мин.

9. Рефлексия учебной деятельности науроке   Организует беседу:
– Какую работу мы сегодня выполняли?
– Чему научились?
– На какие вопросы отвечали в ходе урока?
– Какую тайну корня мы сегодня открыли?
–Что вам помогало справиться со всеми заданиями?
– Кто доволен сегодня своей работой? Выберите соответствующий смайлик.
Отвечают на вопросы

4 мин