Цели работы:
- обеспечение качества образования на уровне эстетического образования соответственно концепции гражданско-правового воспитания (ФГОС, прил. 2.13);
- демонстрация и активизация воспитательного потенциала предмета “Изобразительное искусство”;
- овладение методами воспитания учащихся на уроках изобразительного искусства
- обобщение и систематизация собранного материала;
- более глубокое понимание основы преподавания предмета.
Используемые методы:
- работа с литературой
- обобщение и систематизация личного опыта
- анализ тематического планирования в соответствии с темой
- подбор работ учащихся по выбранной теме
Планируемый результат: статья, сопровождаемая презентацией
Планируемая реализация:
- выступление перед учителями города на методических объединениях и на базе АППО г.Санкт-Петербурга
- подготовка статьи к участию в фестивале «Открытый урок» и публикации на сайте «1 сентября»
Цели и задачи воспитания гражданских качеств личности
Определение целей и задач воспитания имеет
большое теоретическое и практическое значение.
Цель – это то, к чему стремятся, что надо
осуществить.
Цель воспитания – это заранее определяемые
(прогнозируемые) результаты в подготовке
подрастающих поколений к жизни, в их личностном
развитии и формировании, которые стремятся
достигнуть в процессе воспитательной работы.
Задача, которая ставится государством перед
современным образованием – ориентация на
личность достойного гражданина России –
чувствующего неразрывную связь с Отечеством, его
прошлым , настоящим и будущим, постоянно берущего
на себя ответственность за всё происходящее.
На сегодняшний день по данным социологических
опросов каждый шестой выпускник ( 16%) говорит о
том, что не любит Россию и не хочет в ней жить. Не
ставится ли в очередной раз утопическая задача
по формированию нового человека – на сей раз –
гражданской личности? Можно ли ожидать от
учеников того, что отсутствует в нашей
сегодняшней жизни?
И тем не менее – ожидать нужно!!! Потому
что гражданская личность является одновременно
не только следствием, но и предпосылкой
становления гражданского и правового
государства. С этой точки зрения содействие
гражданскому образованию становится одной из
самых значимых задач современной школы.
Что такое гражданские качества?
Гражданственность означает наличие у человека системы социально значимых нравственных ориентиров, питающих чувства причастности к судьбе Отечества, определяющих готовность принять на себя моральную ответственность.
Соответственно цели и задачи гражданского воспитания определяют следующие гражданские качества выпускника:
- позитивная социализация в жизнь общества, залогом которой являются понимание отношений между гражданами, гражданами и обществом, гражданами и государством; умение жить в современном мире с его многообразием культур, владение способами деятельности, практическими умениями, моделями гражданского поведения. А также умение преодолевать собственный эгоизм и осознание последствий своей деятельности;
- социальная активность – формирование готовности учащихся участвовать в совершенствовании общественного механизма и лично влиять на жизнь страны;
- чувство ответственности за жизнь страны;
- уважение к праву и правопорядку;
- четкость нравственных ориентиров;
- толерантность;
- патриотизм
Система воспитания гражданских качеств личности
Кроме школы, другими факторами гражданского
воспитания должна являться, во-первых, семья, в
которой дети получают первые уроки знаний и
стереотипов поведения, обретают чувство любви к
родине. Не случайно известный английский философ
Ф. Бэкон писал: «Любовь к Родине начинается с
семьи». Однако в современных условиях мы можем
констатировать такое явление, как культурный
разрыв между поколениями, когда родители и дети,
старшие и младшие братья и сестры в одной семье
оказываются включенными в совершенно разные
культурно-ценностные страты, что приводит их к
непониманию друг друга. Что актуально и значимо
для одних, совершенно безразлично для других.
Поэтому переоценивать роль семьи в гражданском
воспитании не следует.
Во-вторых, важным фактором в гражданской
социализации ребенка являются группы
сверстников, детские и юношеские общественные
организации, которые существовали в советский
период истории нашей страны. Сегодня, как
правило, дети предоставлены сами себе и
рассчитывать на эффективную помощь данных
организаций в гражданском воспитании не
представляется возможным. Между тем, классик
американской политической науки Мерриам отмечал
продуманность советской системы формирования
политической культуры гражданина, хотя и не
разделял и не принимал многие принципы, лежащие в
ее основе.
Что касается дополнительного образования –
никакие кружки или специальные школы не способны
решить поставленные задачи в полном объёме. По
исследованиям академика
Ю.У.Фохт-Бабушкина, в среднем по России во
внеклассной сфере занято около 1,5 % детей .
Таким образом, фундаментом целостной системы
образования и воспитания может быть только
общеобразовательная школа. В этих условиях школа
может оказаться наиболее устойчивым институтом
гражданской социализации и гражданского образования,
блокируя негативные тенденции в сознании и
поведении учащихся, используя присущие ей
средства для утверждения в обществе гражданской
культуры.
Роль и место предмета «Изобразительное искусство» в системе воспитания гражданской личности
Сейчас, когда образцы массовой культуры
активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрения
детей, очень остро стоит проблема нравственного
здоровья учащихся. Без него, воспитание
гражданина и патриота, знающего и любящего свою
Родину, не может быть успешно решено.
Нравственные качества не передаются по генам, а
вырабатываются в процессе общения с другими
людьми. В воспитании нравственности имеют
значение все школьные предметы, но я считаю, что
искусству здесь отведена особая роль. Я так
считаю несмотря на то, что преподавание
искусства в школе часто не занимает должного
места, даже декларативно. И пока есть учителя,
которые пытаются через искусство принести детям
человеческие ценности – имеет смысл трудиться
на этой ниве.
Подчеркивая значение искусства для
разностороннего развития человека, известный
психолог Б.М. Теплов писал: “Искусство очень
широко и глубоко захватывает различные стороны
психики человека, не только воображение и
чувство, что представляется само собой
разумеющимся, но и мысли, и волю. Отсюда его
огромное значение в развитии сознания и
самосознания, воспитании нравственного чувства
и формировании мировоззрения ”.
“Искусство приобщает нас к огромному
человеческому опыту поисков нравственных
ценностей, к находкам, к ошибкам…, к изменяемости
этих поисков от века к веку, от народа к народу, от
одной общественной группы к другой. Искусство
очеловечивает не назиданием, оно не даёт рецепта
правильного поведения. Оно открывает путь к
освоению огромного многовекового людского опыта
восторга и презрения, любви и ненависти для
формирования собственного опыта отношений,
поисков сегодняшних, сугубо личных критериев
нравственного и безнравственного… Всего
общества.” (Неменский Б.М.)
Да, изобразительное искусство способно
развивать наблюдательность, фантазию,
творческий потенциал , пространственное
мышление и т.д. Но сегодня искусство в общем
образовании необходимо” ради своей основной,
ведущей функции – функции формирования
эмоциональных критериев личности как стимула
действий, т.е. ощущения смысла жизни.” (Неменский
Б.М. )
Способы и методы решения задач воспитания гражданской личности на уроках изобразительного искусства
Содержание и методика существующих программ по
изобразительному искусству решают не только
художественные, но и многие общевоспитательные
задачи школы – те задачи, решение которых остро
требует современное общество. Это и
нравственное, экологическое, и патриотическое
воспитание, и этнообразование – фактически это
важнейшие стороны социализации личности,
взращивания достойного гражданина современного
общества.
Решение всех этих задач заложено в программах по
изобразительному искусству, созданных под
руководством Неменского Б.М., Шпикаловой Т.Я.,
Кузина В.С. и др.
Примеров их решения очень много.
Например, именно через программу Неменского Б.М.
“Изобразительное искусство и художественный
труд ”, нацеленную на раскрытие красоты культур
разных этносов возможно сформировать взаимное
уважение и дружбу детей в классах с
многонациональным составом учащихся. А ведь
потребность поиска общности очень выражена
сегодня в обществе. Проблема национальной
культуры, национальной самоидентификации
касается учителей напрямую. Какую позицию должна
занимать общеобразовательная школа, в которой
учатся дети всех существующих у нас наций и
религий?
Программа Неменского Б.М. предлагает следующую
модель “общечеловеческой культуры как культуры
Земли, человеческого племени”. “ При всём своём
национальном и религиозном многообразии в ней
есть единые основы для всех народов и верований.
И объединяющей нас всех позицией должно быть
утверждение силою искусств в сознании молодых,
во-первых, понимания нашего единства, а,
во-вторых, понимания того, что внутри этого
единства мы все разные.” – Неменский Б.М.
Содержание и методика программы решают не только
художественные, но и многие общевоспитательные
задачи, решения которых остро требует
современное общество. Это и экологическое, и
патриотическое воспитание, и этнообразование.
Фактически, это воспитание важнейших качеств
личности, необходимых, чтобы быть достойным
гражданином современного общества.
Приведу таблицу, показывающую на примере
выдержек из тематического планирования по
программе «Изобразительное искусство, 1-4 кл.»
(под ред. Неменского Б.М.), каким образом
реализуется всё вышесказанное в
художественно-педагогическом процессе. Таблица
проиллюстрирована работами учащихся (см. Приложение 1)
Кроме того, к данной статье прилагается Презентация с
расширенным визуальным рядом.
Тема, класс |
Цели и задачи |
|
1 класс |
||
Город, в котором мы живём | Создание условий для эстетического восприятия городской среды с целью воспитания уважения к городу, в котором мы живём и позитивной социализации в городской и социальной среде неадаптированных детей. | Урок-путешествие. Коллективная работа (!)
или рисунок на тему “Мой город” <Рисунок 1> <Рисунок 2 > <Рисунок 3> |
2 класс |
||
Выражение характера человека в изображении: мужской и женский образы | Создание условий для формирования представлений о достойных качествах человека, о добре и зле с целью воспитания нравственных ориентиров учащихся. | Урок-размышление о достойных качествах
человека. Изображение доброго и злого образа <Рисунок 4> <Рисунок 5> <Рисунок 6> <Рисунок 7> |
3 класс |
||
Твои игрушки Твоя посуда Мамин платок |
Создание условий для приобщения детей к культурному наследию России с целью воспитания национального самосознания и толерантности. | Знакомство: – с традиционной русской игрушкой . Лепка каргопольского Полкана – С промыслом Гжели и кубачинских мастеров.. Конструирование и роспись чайника или сосуда <Рисунок 8> – С промыслом Павлово - Посадских мастеров. Создание эскиза росписи платка. <Рисунок 9 > |
Наследие предков – памятники архитектуры | Создание условий для воспитания уважения к культурному наследию города, в котором мы живём, с целью формирования чувства причастности к его судьбе. | Знакомство с величайшими творениями
архитекторов в нашем городе. <Рисунок 10> <Рисунок 11> |
Парки, скверы, бульвары Ажурные ограды Фонари на улицах и в парках |
Создание условий для развития эстетического отношения к городской среде с целью развития социальной и творческой активности жителя нашего города, готового ценить и преображать его. | Знакомство с малыми архитектурными
формами нашего города. <Рисунок 12> |
4 класс |
||
Пейзаж родной земли | Создание условий для формирования понимания красоты природы родного края с целью воспитания любви к Отечеству | Изображение пейзажа – по выбору
учащегося – сельского, морского, горного,
степного и т.д. <Рисунок 13> <Рисунок 14> |
Блок “Каждый народ – художник | Создание условий для приобщения к истокам культуры своего и других народов Земли с целью формирования ощущения единства и сопричастности к развитию человечества. | «Образ художественной культуры Японии» <Рисунок 15> «Искусство народов Севера» <Рисунок 16> «Образ художественной культуры Средней Азии» «Образ художественной культуры Древней Греции» «Многообразие художественных культур в мире» <Рисунок 17> <Рисунок 18> |
Блок “Искусство объединяет народы” | Создание условий для формирования представлений о единстве для всех народов понимания нравственных основ , человеческих ценностей. | «Все народы воспевают материнство» <Рисунок 19> «Все народы воспевают мудрость старости» «Сопереживание – великая тема в искусстве» <Рисунок 20> «Герои, борцы и защитники» <Рисунок21> «Тема юности и надежды в искусстве» <Рисунок 22> |
Источники:
- Баранов П.А. Феномен гражданского образования : проблемы и перспективы.
- Браже Т.Г. Шатилова И.И. Формирование нравственных убеждений учащихся как компонент гражданского воспитания.
- Гражданское образование – педагогический, социальный и культурный феномен. Сборник. СПб, 2006.
- Неменский Б.М. Педагогика искусства. Москва, 2007.
- Элиасберг Н.И. Петербургская модель гражданско-правового образования и воспитание гражданина России.
Примечание: представленные в Приложении 1 рисунки – работы, созданные учащимися школ Санкт-Петербурга: НОУ ДиПСО «Праздник+», ГБОУ СОШ № 604.