Воспитание гражданских качеств личности на уроках изобразительного искусства

Разделы: МХК и ИЗО


Цели работы:

  • обеспечение качества образования на уровне эстетического образования соответственно концепции гражданско-правового воспитания (ФГОС, прил. 2.13);
  • демонстрация и активизация воспитательного потенциала предмета “Изобразительное искусство”;
  • овладение методами воспитания учащихся на уроках изобразительного искусства
  • обобщение и систематизация собранного материала;
  • более глубокое понимание основы преподавания предмета.

Используемые методы:

  • работа с литературой
  • обобщение и систематизация личного опыта
  • анализ тематического планирования в соответствии с темой
  • подбор работ учащихся по выбранной теме

Планируемый результат: статья, сопровождаемая презентацией

Планируемая реализация:

  • выступление перед учителями города на методических объединениях и на базе АППО г.Санкт-Петербурга
  • подготовка статьи к участию в фестивале «Открытый урок» и публикации на сайте «1 сентября»

Цели и задачи воспитания гражданских качеств личности

Определение целей и задач воспитания имеет большое теоретическое и практическое значение. Цель – это то, к чему стремятся, что надо осуществить.
Цель воспитания – это заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которые стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы.
Задача, которая ставится государством перед современным образованием – ориентация на личность достойного гражданина России – чувствующего неразрывную связь с Отечеством, его прошлым , настоящим и будущим, постоянно берущего на себя ответственность за всё происходящее.
На сегодняшний день по данным социологических опросов каждый шестой выпускник ( 16%) говорит о том, что не любит Россию и не хочет в ней жить. Не ставится ли в очередной раз утопическая задача по формированию нового человека – на сей раз – гражданской личности? Можно ли ожидать от учеников того, что отсутствует в нашей сегодняшней жизни?
И тем не менее – ожидать нужно!!! Потому что гражданская личность является одновременно не только следствием, но и предпосылкой становления гражданского и правового государства. С этой точки зрения содействие гражданскому образованию становится одной из самых значимых задач современной школы.

Что такое гражданские качества?

Гражданственность означает наличие у человека системы социально значимых нравственных ориентиров, питающих чувства причастности к судьбе Отечества, определяющих готовность принять на себя моральную ответственность.

Соответственно цели и задачи гражданского воспитания определяют следующие гражданские качества выпускника:

  • позитивная социализация в жизнь общества, залогом которой являются понимание отношений между гражданами, гражданами и обществом, гражданами и государством; умение жить в современном мире с его многообразием культур, владение способами деятельности, практическими умениями, моделями гражданского поведения. А также умение преодолевать собственный эгоизм и осознание последствий своей деятельности;
  • социальная активность – формирование готовности учащихся участвовать в совершенствовании общественного механизма и лично влиять на жизнь страны;
  • чувство ответственности за жизнь страны;
  • уважение к праву и правопорядку;
  • четкость нравственных ориентиров;
  • толерантность;
  • патриотизм

Система воспитания гражданских качеств личности

Кроме школы, другими факторами гражданского воспитания должна являться, во-первых, семья, в которой дети получают первые уроки знаний и стереотипов поведения, обретают чувство любви к родине. Не случайно известный английский философ Ф. Бэкон писал: «Любовь к Родине начинается с семьи». Однако в современных условиях мы можем констатировать такое явление, как культурный разрыв между поколениями, когда родители и дети, старшие и младшие братья и сестры в одной семье оказываются включенными в совершенно разные культурно-ценностные страты, что приводит их к непониманию друг друга. Что актуально и значимо для одних, совершенно безразлично для других.
Поэтому переоценивать роль семьи в гражданском воспитании не следует.

Во-вторых, важным фактором в гражданской социализации ребенка являются группы сверстников, детские и юношеские общественные организации, которые существовали в советский период истории нашей страны. Сегодня, как правило, дети предоставлены сами себе и
рассчитывать на эффективную помощь данных организаций в гражданском воспитании не представляется возможным. Между тем, классик американской политической науки Мерриам отмечал продуманность советской системы формирования политической культуры гражданина, хотя и не разделял и не принимал многие принципы, лежащие в ее основе.
Что касается дополнительного образования – никакие кружки или специальные школы не способны решить поставленные задачи в полном объёме. По исследованиям академика
Ю.У.Фохт-Бабушкина, в среднем по России во внеклассной сфере занято около 1,5 % детей .
Таким образом, фундаментом целостной системы образования и воспитания может быть только общеобразовательная школа. В этих условиях школа может оказаться наиболее устойчивым институтом гражданской социализации и гражданского образования, блокируя негативные тенденции в сознании и поведении учащихся, используя присущие ей средства для утверждения в обществе гражданской культуры.

Роль и место предмета «Изобразительное искусство» в системе воспитания гражданской личности

Сейчас, когда образцы массовой культуры активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрения детей, очень остро стоит проблема нравственного здоровья учащихся. Без него, воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено. Нравственные качества не передаются по генам, а вырабатываются в процессе общения с другими людьми. В воспитании нравственности имеют значение все школьные предметы, но я считаю, что искусству здесь отведена особая роль. Я так считаю несмотря на то, что преподавание искусства в школе часто не занимает должного места, даже декларативно. И пока есть учителя, которые пытаются через искусство принести детям человеческие ценности – имеет смысл трудиться на этой ниве.
Подчеркивая значение искусства для разностороннего развития человека, известный психолог Б.М. Теплов писал: “Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и чувство, что представляется само собой разумеющимся, но и мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения ”.
“Искусство приобщает нас к огромному человеческому опыту поисков нравственных ценностей, к находкам, к ошибкам…, к изменяемости этих поисков от века к веку, от народа к народу, от одной общественной группы к другой. Искусство очеловечивает не назиданием, оно не даёт рецепта правильного поведения. Оно открывает путь к освоению огромного многовекового людского опыта восторга и презрения, любви и ненависти для формирования собственного опыта отношений, поисков сегодняшних, сугубо личных критериев нравственного и безнравственного… Всего общества.” (Неменский Б.М.)
Да, изобразительное искусство способно развивать наблюдательность, фантазию, творческий потенциал , пространственное мышление и т.д. Но сегодня искусство в общем образовании необходимо” ради своей основной, ведущей функции – функции формирования эмоциональных критериев личности как стимула действий, т.е. ощущения смысла жизни.” (Неменский Б.М. )

Способы и методы решения задач воспитания гражданской личности на уроках изобразительного искусства

Содержание и методика существующих программ по изобразительному искусству решают не только художественные, но и многие общевоспитательные задачи школы – те задачи, решение которых остро требует современное общество. Это и нравственное, экологическое, и патриотическое воспитание, и этнообразование – фактически это важнейшие стороны социализации личности, взращивания достойного гражданина современного общества.
Решение всех этих задач заложено в программах по изобразительному искусству, созданных под руководством Неменского Б.М., Шпикаловой Т.Я., Кузина В.С. и др.
Примеров их решения очень много.
Например, именно через программу Неменского Б.М. “Изобразительное искусство и художественный труд ”, нацеленную на раскрытие красоты культур разных этносов возможно сформировать взаимное уважение и дружбу детей в классах с многонациональным составом учащихся. А ведь потребность поиска общности очень выражена сегодня в обществе. Проблема национальной культуры, национальной самоидентификации касается учителей напрямую. Какую позицию должна занимать общеобразовательная школа, в которой учатся дети всех существующих у нас наций и религий?
Программа Неменского Б.М. предлагает следующую модель “общечеловеческой культуры как культуры Земли, человеческого племени”. “ При всём своём национальном и религиозном многообразии в ней есть единые основы для всех народов и верований. И объединяющей нас всех позицией должно быть утверждение силою искусств в сознании молодых, во-первых, понимания нашего единства, а, во-вторых, понимания того, что внутри этого единства мы все разные.” – Неменский Б.М.
Содержание и методика программы решают не только художественные, но и многие общевоспитательные задачи, решения которых остро требует современное общество. Это и экологическое, и патриотическое воспитание, и этнообразование. Фактически, это воспитание важнейших качеств личности, необходимых, чтобы быть достойным гражданином современного общества.
Приведу таблицу, показывающую на примере выдержек из тематического планирования по программе «Изобразительное искусство, 1-4 кл.» (под ред. Неменского Б.М.), каким образом реализуется всё вышесказанное в художественно-педагогическом процессе. Таблица проиллюстрирована работами учащихся (см. Приложение 1)
Кроме того, к данной статье прилагается Презентация с расширенным визуальным рядом.

Тема, класс

Цели и задачи

 

1 класс

Город, в котором мы живём Создание условий для эстетического восприятия городской среды с целью воспитания уважения к городу, в котором мы живём и позитивной социализации в городской и социальной среде неадаптированных детей. Урок-путешествие. Коллективная работа (!) или рисунок на тему “Мой город”
<Рисунок 1>
<Рисунок 2 >
<Рисунок 3>

2 класс

Выражение характера человека в изображении: мужской и женский образы Создание условий для формирования представлений о достойных качествах человека, о добре и зле с целью воспитания нравственных ориентиров учащихся. Урок-размышление о достойных качествах человека. Изображение доброго и злого образа
<Рисунок 4>
<Рисунок 5>
<Рисунок 6>
<Рисунок 7>

3 класс

Твои игрушки
Твоя посуда
Мамин платок
Создание условий для приобщения детей к культурному наследию России с целью воспитания национального самосознания и толерантности. Знакомство:
– с традиционной русской игрушкой . Лепка каргопольского Полкана
– С промыслом Гжели и кубачинских мастеров.. Конструирование и роспись чайника или сосуда <Рисунок 8>
– С промыслом Павлово - Посадских мастеров. Создание эскиза росписи платка.
<Рисунок 9 >
Наследие предков – памятники архитектуры Создание условий для воспитания уважения к культурному наследию города, в котором мы живём, с целью формирования чувства причастности к его судьбе. Знакомство с величайшими творениями архитекторов в нашем городе.
<Рисунок 10>
<Рисунок 11>
Парки, скверы, бульвары
Ажурные ограды
Фонари на улицах и в парках
Создание условий для развития эстетического отношения к городской среде с целью развития социальной и творческой активности жителя нашего города, готового ценить и преображать его. Знакомство с малыми архитектурными формами нашего города.
<Рисунок 12>

4 класс

Пейзаж родной земли Создание условий для формирования понимания красоты природы родного края с целью воспитания любви к Отечеству Изображение пейзажа – по выбору учащегося – сельского, морского, горного, степного и т.д.
<Рисунок 13>
<Рисунок 14>
Блок “Каждый народ – художник Создание условий для приобщения к истокам культуры своего и других народов Земли с целью формирования ощущения единства и сопричастности к развитию человечества. «Образ художественной культуры Японии»
<Рисунок 15>
«Искусство народов Севера»
<Рисунок 16>
«Образ художественной культуры Средней Азии»
«Образ художественной культуры Древней Греции»
«Многообразие художественных культур в мире»
<Рисунок 17> <Рисунок 18>
Блок “Искусство объединяет народы” Создание условий для формирования представлений о единстве для всех народов понимания нравственных основ , человеческих ценностей. «Все народы воспевают материнство»
<Рисунок 19>
«Все народы воспевают мудрость старости»
«Сопереживание – великая тема в искусстве»
<Рисунок 20>
«Герои, борцы и защитники» <Рисунок21>
«Тема юности и надежды в искусстве»
<Рисунок 22>

Источники:

  1. Баранов П.А. Феномен гражданского образования : проблемы и перспективы.
  2. Браже Т.Г. Шатилова И.И. Формирование нравственных убеждений учащихся как компонент гражданского воспитания.
  3. Гражданское образование – педагогический, социальный и культурный феномен. Сборник. СПб, 2006.
  4. Неменский Б.М. Педагогика искусства. Москва, 2007.
  5. Элиасберг Н.И. Петербургская модель гражданско-правового образования и воспитание гражданина России.

Примечание: представленные в Приложении 1 рисунки – работы, созданные учащимися школ Санкт-Петербурга: НОУ ДиПСО «Праздник+», ГБОУ СОШ № 604.