Основная цель урока:
- развитие учебно-познавательного интереса учащихся к особым словам русского языка – именам;
- содействие развитию умения самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников;
- развитие умений адекватного использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач, для отображения своих чувств, мыслей, потребностей;
- организация знакомства учащихся с миром имён, их историей, значением и своеобразием.
Планируемый результат урока:
Личностный:
– сформированность потребности рассматривать
русский язык как явление национальной культуры;
– развитие стремления к речевому
самосовершенствованию;
– формирование и развитие
учебно-познавательного интереса учащихся к
рассматриваемому учебному материалу.
Метапредметный:
– умение учащихся планировать пути достижения
целей урока на основе самостоятельного анализа
условий и средств их достижения;
– умение критически оценивать самих себя и
одноклассников в учебной деятельности;
– умение использовать речевые средства для
решения различных коммуникативных задач.
Предметный: учащиеся должны
– знать историю, значение и своеобразие особых
слов русского языка – имён;
– уметь рассказать о своём имени;
– владеть навыками работы со словарём имён,
толковым словарём.
Задачи:
- Подвести учащихся к осознанию потребности рассматривать русский язык как явление национальной культуры.
- Научить решать проблемы в сфере учебной деятельности, в том числе: определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учениками.
- Научить самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников.
- Научить правильно использовать речевые средства в ходе коммуникации на уроке (монологическая речь, работа в группе, рефлексия).
- Познакомить учащихся с миром имён, их историей, значением и своеобразием.
Тип урока: урок развития речи.
Форма проведения урока: урок-конференция.
Оснащение урока: компьютер, проектор, презентация по теме урока, толковый словарь, орфографические словарики учащихся.
Основные виды деятельности на уроке:
- монологический ответ (выступление по теме);
- чтение стихотворений наизусть;
- словарная работа;
- творческая работа.
Предварительная работа:
- подготовка выступлений;
- сбор информации о своём имени;
- оформление программы конференции;
- оформление приглашений для гостей (родители, учителя)
УМК:
- Баранов М.Ж., Ладыжинская Т.А., Шанский Н.М. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. М., «Просвещение», 2011.
- Баранов М.Ж., Ладыжинская Т.А. Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2011.
- Леонидова М.В. Поурочные разработки по русскому языку. 6 класс. М., «Экзамен», 2009.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Вступительное слово учителя. Беседа. Постановка цели урока
Тема нашего урока «Имя в реке времени» (Приложение 1. Слайд 1)
Прежде чем мы определим, что сегодня будет предметом наших наблюдений, нашего с вами разговора, прошу послушать замечательные строки из стихотворения прекрасного русского поэта Бориса Пастернака (Слайд 2):
Во всем мне хочется дойти
До самой сути:
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте,До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.Все время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья…
– Как вам кажется, что хотел поэт сказать, создавая своё стихотворение?
– Вот и мы с вами попробуем сегодня совершить пусть маленькие, но открытия, попытаемся «дойти… до сути» такого неотделимого от нашей с вами жизни явления, как имена.
Звучит стихотворение С.Я. Маршака «Имена, имена, имена...» (Слайд 3)
Имена, имена, имена...
В нашей речи звучат неслучайно.
Как загадочна эта страна,
Так и имя – загадка и тайна.
В этой жизни, а может быть, в той,
Под земною звездой и небесной
Охраняет любого святой,
Не для каждого, впрочем, известный.
Посреди разоренной земли
На ветру разгорелась рябина.
В сентябре прозвучит Натали,
В октябре отзовется Марина.
И осыплется с веток листва,
Не убавить уже, не прибавить.
Имена ведь – не просто слова,
А почти воплощенная память.
Ради вечной надежды своей
Вспоминайте судьбою хранимых,
Имена самых верных друзей,
даже боль приносивших любимых...
Имена, имена, имена –
В этой жизни звучат неслучайно.
Как загадочна наша страна,
Так и имя – загадка и тайна.
– Как замечательно сказано: имя – загадка и
тайна. Посмотрите ещё раз на тему нашего урока и
попробуйте сформулировать его цель.
– Цель нашего урока – продолжить знакомство с
миром имён, их историей, значением и
своеобразием. А чтобы знакомство это было не
совсем обычным, проведем мы его в виде урока –
конференции
3. Реализация домашнего задания, словарная работа
– Кроме задания собрать материал о своём имени, вам нужно было обратиться к толковому словарю и выяснить значение слова «конференция». Кто готов разъяснить нам лексическое значение этого слова? (Слайды 4-5)
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка:
Конференция – собрание, совещание представителей каких–нибудь государств, групп
– А что означает надпись на табличке на дверях
нашего кабинета? (Конференц-зал)
– Поработаем с этими словами в наших
орфографических словариках. Составьте с
записанными словами словосочетания (Научная
конференция, встреча в конференц – зале)
Карточка с индивидуальным заданием: используя толковый словарь, подготовить сообщение «Что рассказал мне толковый словарь о слове ономастика».
– Послушаем сообщение ещё об одном новом для нас слове «ономастика», имеющем непосредственное отношение к теме урока.
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка:
Ономастика –
1. Совокупность собственных имён каког-нибудь языка.
2. Раздел языкознания, изучающий собственные имена.
– Запишем в словарик и это слово.
4. Слово учителя
– Итак, урок-конференция «Имя в реке времени». Программа нашей конференции перед вами:
- Верования и обычаи древнего человека, связанные с именем.
- Своеобразие древних русских имён
- История имён Иван и Мария
- Причуды имён в 20 столетии
- Имена-трансформеры
- «Меня зовут…»
– Начиная разговор об именах, обратимся к этимологии слова ИМЯ. Это слово некоторые учёные сближают с древнерусским ИМЪТИ – «иметь», «считать», «принимать за кого – либо или за что-либо»; другие считают, что слово восходит к древнеиндийскому ИЮОТИ – «отделяет», т.е. имя даётся для того, чтобы отличать людей или животных друг от друга (слайд 6). Какая из гипотез кажется вам более верной? Почему? (Ответы учащихся)
– Слово ИМЯ имеет множество «родственников» в языке, расцветает в языковой системе пышным цветом, что свидетельствует о живучести и востребованности данного слова в языке. Попробуем собрать «родственников» этого слова. Составим «гнездо» однокоренных слов (слайд 7)
Чтение и толкование слов из предложенной схемы.
5. Выступление участников конференции в соответствии с программой
1. Верования и обычаи древнего человека, связанные с именем (Слайд 11)
2. Своеобразие древних русских имен (Слайд 12)
Звучит стихотворение Л. Васильевой «Русские имена»
Нет, не из шёлка,
Не из ситца,
А из сурова полотна,
Что на хозяйстве пригодится,
В России сшиты имена.Лукаво, ласково, степенно,
Легко сплетается венок:
– Алёнка!
– Леночка!
– Елена!
Голубоглазенький Ленок!Чу – ветер дунул:
– Дуня! Дуня! –
А сам, юродивый, бегом,
Простоволосая колдунья
Идёт по лугу босиком.
3. История имен Иван да Марья (Слайд 13)
Как спелый помидор
Со свёклой
Хозяева соседних гряд –
Румяный Фёдор
С белой Фёклой
На лавке рядышком сидят.
И пашет, пашет, пашет
Паша,
Лишь пот стекает ручейком.
Не уставая, машет
Маша
Ему зелёным рукавом.
Привычно, ясно,
Смутно, странно
Живут в России имена.
А степь по имени
Степана
Однажды степью названа
4. Причуды имен в 20 столетии (Слайд 14)
Звучит стихотворение С.Я. Маршака:
Если только ты умен, не давай ребятам
Столь затейливых имен, как Паром и Атом.
Удружить хотела мать дочке белокурой,
Вот и вздумала назвать дочку Диктатурой.
Хоть семья ее звала сокращенно Дита,
На родителей была девушка сердита.Для другой искал отец имя похитрее,
И назвал он, наконец, дочь свою Идея.
Звали мама и сестра девочку Идейкой,
А ребята со двора стали звать Индейкой.
А один оригинал, начинен газетой
Сына Спутником назвал, дочь назвал Ракетой.
Пусть поймут отец и мать, что с прозваньем этим
Век придется вековать злополучным детям.
5. Имена-трансформеры (Слайд 15)
6. Выступление участников конференции – рассказы о своём имени (Слайд 16)
– Каждый из вас, готовясь к конференции, собирал материал о своём имени, проводил маленькое научное исследование. Кто хочет поделиться с нами своими открытиями?
Звучит стихотворение Л. Старовой «Что в имени твоем»
Разные на свете бывают имена.
Значение имен толкуют писмена.
И если правильно вас мама назовет,
Счастливую вам жизнь судьбу
преподнесет.
И размышляя о древности имен,
Пришедших к нам из Византии,
По старым святцам вновь
Приходят к нам Данилы и Анастасии.Желая счастья ребенку своему,
Услышать надо голос резонанса,
В котором имя прозвучит ему,
Как голос первого весны посланца.
Одно таит в себе несчастье,
Другое – славу и почет.
Одни сияют солнышком в ненастье,
Другими движут жадность и расчет.
И каждый счастью своему кузнец,
Которое даровано Богами.
Ковать он будет свой венец
Хорошими делами и словами.
7. Подведение итогов урока. Оценка выступлений учащихся. Рефлексия
– Какую цель мы перед собой ставили? Достигли
ли мы этой цели?
– Закончите предложение «На уроке я узнал…»
– Оцените свою работу на уроке.
8. Комментирование домашнего задания.
- Написать сочинение-миниатюру о своём имени, используя собранный материал и сведения, полученные в ходе урока;
- Редколлегии класса выпустить газету «В мире имён».