Актуальность темы
Дети являются самой незащищенной категорией населения, особенно – дети с ограниченными возможностями здоровья. По статистике, сегодня в мире около 10% людей с психофизическими, интеллектуальными и иными нарушениями, среди них немалое количество представляют дети. Вместе с тем официальная статистика не может отразить реальные проблемы семьи, в которой воспитываются дети с ОВЗ. Ребенок-инвалид ограничен в свободе и социальной значимости, у него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме. В нашем обществе инвалиду трудно войти в социум, а социуму трудно принять инвалида. В результате, подавляющее большинство детей с инвалидов оказались вне общества, социума.
Оставаясь один на один со своими проблемами, они лишены возможности самореализации, а ведь среди них – множество талантливых детей.
Современная отечественная, зарубежная наука и
практика показывают,
что использование средства социо-культурной
анимации в процессе социальной реабилитации,
способствуют созданию условий для нормальной,
полноценной жизни детей-инвалидов, в качестве
полноправного представителя той или иной
социо-культурной общности. К тому же, искусство
способно сделать жизнь многих детей-инвалидов
богатой и содержательной.
Стремление человека реализовать заложенные в нём творческие силы и способности является наиболее глубинной потребностью личности, потребностью, которая определяет смысл его жизни и значимость его в глазах других людей, особо важно это для детей с ограниченными возможностями, находясь в «социальной изолированности», они лишены способности к гармоническому развитию личности. Установлено, что детям удается достичь гораздо лучших результатов, когда в реабилитационном процессе участвуют и родители, совместно со специалистами они решают поставленные задачи, становясь партнерами.
В сфере свободного времени в различных формах анимационной деятельности ребенок-инвалид обретает широчайшие возможности воспитания в себе таких личностных качеств как способность утвердить себя и возможность проявить своё неповторимое Я.
В условиях, когда формирующееся информационно-креативное общество требует от каждого человека социальной активности и способности проявлять инициативу и самодеятельность во всех сферах жизнедеятельности, существенно актуализируется проблема самоутверждения и самовыражения личности. В связи с чем, чрезвычайно актуален социо-культурный подход, затрагивающий духовную сферу личности, в частности социо-культурная анимация, которая оказывает на неё непосредственное педагогическое влияние.
Организация социо-культурного досуга детей и подростков с ограниченными возможностями и семей их воспитывающих, является актуальной еще и потому, что способствует освоению детьми-инвалидами социального опыта, выявлению и раскрытию творческого потенциала, содействует саморазвитию и самореабилитации, повышению уровня самооценки, ориентирует на формирование жизненной устойчивости и активной позиции, тем самым, позволяет интегрировать детей в обществе.
Цель программы: интеграция детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, а также семей их воспитывающих, в современное общество средствами социо-культурной анимации.
Задачи программы:
- организация социо-культурного досуга детей и подростков с ограниченными возможностями, а также семей их воспитывающих;
- создание условий для вовлечения в творческие, оздоровительные и иные виды социо-культурной деятельности;
- способствовать освоению детьми-инвалидами социального опыта и реализации
- как личностного творческого потенциала, так и семьи в целом;
- содействовать саморазвитию и самореабилитации детей с ограниченными
- возможностями, в качестве полноправного представителя той или иной
- социо-культурной общности;
- повышать мотивацию родителей к сотрудничеству.
Целевая группа (объект программы): дети и подростки с ограниченными возможностями от 0 до 18 лет и семьи их воспитывающие.
Условия реализации программы
Место проведения основных мероприятий программы: ГБУ КО СРЦН «Ровесник» Отделение реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями.
Кадровое обеспечение:
- заведующая отделением;
- социальный педагог;
- педагог-психолог;
- специалист по массажу;
- специалист ЛФК;
- медицинская сестра.
Количество участников: в зависимости от формы организации мероприятий количество участников варьируется.
Сроки реализации программы: с момента постановки на учет и до снятия с учета.
Количество мероприятий и занятий: согласно графику и плану работы отделения, мероприятия проводятся не реже одного раза в месяц, занятия – еженедельно.
Продолжительность мероприятий и занятий: от 30 до 90 минут, в зависимости от возрастной категории.
Основные формы организации социальной реабилитации детей:
Традиционные – коррекционные
индивидуальные и групповые занятия, проводимые в
условиях реабилитационного центра, тренинговые
занятия.
Нетрадиционные – творческие вечера,
развлечения, встречи, экскурсии, посещение
театра, организация
физкультурно-оздоровительных мероприятий, показ
музыкально-театрализованных представлений,
конкурсы, викторины.
Методы организации
социально-реабилитационного процесса:
Традиционные – рассказ, беседа, наглядность
(просмотр видео-сюжетов), практические
упражнения, игротерапия (подвижные,
сюжетно-ролевые, дидактические и др.),
Нетрадиционные – арттерапия (рисуночная
терапия, музыкотерапия, танцевальная терапия,
сказкотерапия, куклотерапия, песочная терапия).
Предусмотрены как теоретические занятия, так и практические. К организации крупных мероприятий привлекаются все специалисты отделения. Мероприятия проводятся таким образом, чтобы стимулировать детей-инвалидов к активным формам рекреации, что будет способствовать их социализации. Приемлемая и привлекательная досуговая деятельность должны обеспечить интеграцию детей-инвалидов в социум.
Схема межведомственного взаимодействия
Результаты сотрудничества:
– выявление и постановка на учет детей и
подростков с ограниченными возможностями;
– создание Базы данных на всех детей и
подростков с ограниченными возможностями;
– проведение социального патронажа детей и
подростков с ограниченными возможностями, с
целью определение социального климата семьи,
контроля защиты прав ребенка, проведения
консультаций по различным вопросам социального
обслуживания;
– оказание посреднической помощи в установлении
контактов и связей между семьями, воспитывающих
детей и подростков с ограниченными
возможностями и государственными учреждениями,
службами, общественными объединениями,
действующих в интересах семьи и детей через
организацию клубной деятельности;
– обеспечение комплексной квалифицированной
помощи детям и подросткам с
ограниченными возможностями.
Содержание программы
Принципы работы:
Этапность, реализация реабилитации в рамках программы имеет этапный характер.
1 этап – социальная диагностика, которая
включает в себя информационные беседы, системные
наблюдения, анкетирование, тестирование,
патронаж;
2 этап – социальная реабилитация выстраивается с
учётом индивидуальных программ реабилитации
(ИПР), учитывая особенности каждого ребенка;
3 этап – социальная коррекция, состоящая из
коррекционно-развивающих групповых и
индивидуальных занятий, тренингов, игротерапии,
арттерпии и др.
Последовательность – этапы программы
реализуются друг за другом, последовательно.
Непрерывность – последовательность этапов
реализуется непрерывно.
Дифферинцированность – индивидуальная
программа реабилитации выстраивается с учетом
индивидуальных особенностей и способностей
ребенка и семьи в целом.
Преемственность – все компоненты
программы: задачи, содержание, методы и формы
подчинены идее системного взаимодействия
специалистов отделения – зав.отделением,
психолога, соц.педагога, специалист по массажу,
инструктор ЛФК, медсестры. Это всестороннее
рассматривание аспектов, связанных с социальной
реабилитацией несовершеннолетних, носит
дополняющий, преемственный характер.
Системное взаимодействие специалистов отделения
Комплексность – в ходе реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями, используется комплексный подход. Программа реабилитации предусматривает, во-первых, наличие междисциплинарной команды специалистов, а не хождение семьи, имеющей ребенка-инвалида, по многим кабинетам или учреждениям, а во-вторых, участие родителей в процессе реабилитации, которое представляет собой наиболее сложную проблему.
Партнерство (сотрудничество) – в процесс
реабилитации ребенка с ограниченными
возможностями, привлекаются все члены семьи,
т.к. это один из способов, способствующий
«оживлению», «одухотворению» межличностных
отношений, восстановлению смысложизненных
ориентаций личности ребенка и семьи в целом.
Опыт работы с несовершеннолетними показывает,
что родители порой не высказывают никакого
желания сотрудничать, не просят помощи или
совета. Возможно, это и так, однако мы никогда не
узнаем намерения и желания родителей, если не
спросим их об этом.
На первый взгляд ребенок-инвалид должен быть
центром внимания своей семьи. В действительности
же этого может не происходить в силу конкретных
обстоятельств каждой семьи и определенных
факторов: бедность, ухудшение здоровья других
членов семьи, супружеские конфликты и т.д. В этом
случае родители могут неадекватно воспринимать
пожелания или наставления специалистов. Порой
родители рассматривают реабилитационные услуги
в первую очередь как возможность получить
передышку для самих себя: они испытывают
облегчение, когда ребенок начинает посещать
школу или реабилитационные учреждения, потому
что в этот момент могут, наконец, отдохнуть или
заняться своими делами.
При всем этом важно помнить, что все же
большинство родителей все же хотят участвовать в
развитии своего ребенка.
«Партнерство» – наиболее идеальный тип совместной деятельности родителей, ребенка-инвалида и специалистов. Партнерство подразумевает полное доверие, обмен знаниями, навыками и опытом помощи детям, имеющим особые потребности в индивидуальном и социальном развитии. Партнерство — позволяет определять общие цели и достигать их с большей эффективностью, чем, если бы участники действовали изолированно друг от друга
Системное взаимодействие ближайшего окружения
Доступность – все мероприятия, запланированные в рамках программы, доступны для всех, т.к. легки для понимания, как взрослого, так и ребенка.
Бесплатность – преимущество программы в том, что все услуги, оказываемые специалистами отделения, предоставляются бесплатно.
Основные направления реализации программы:
1. Организационно-методическое направление
Данное направление предполагает выявление
семей, воспитывающих детей и подростков с
ограниченными возможностями, создание базы
данных. Изучение запроса семей и информирование
о предоставляемых услугах. Составление
программы сопровождения семьи и ребенка с
ограниченными возможностями, отслеживание
эффективности реабилитационной помощи, внесение
дополнений и изменений в разработанную
программу. Организация и проведение на базе
центра тренингов для родителей, исходя из их
запроса и потребностей.
Разработка и составление сценариев, программ,
буклетов (Приложение 1),
памятки, публикации в СМИ. Организация
консультаций, «круглых столов», встреч, акций и
других мероприятий для развития
межведомственного взаимодействия и объединения
усилий в поддержку семьи с ребенком-инвалидом.
Ответственные: заведующая отделением,
педагог-психолог, соц.педагог.
2. Консультативно-просветительское направление
Данной работе способствует издание справочной
и информационной литературы (буклеты,
справочник, информационные листы и др.), их
содержание направлено на информирование семей
об услугах, предоставляемых отделением, обучение
родителей приемам и средствам абилитации и
реабилитации ребенка, а также на информирование
широкой общественности о проблемах детской
инвалидности и воспитывающих детей-инвалидов
семей. С этой же целью публикуется информация в
средствах массовой информации. Важную
консультативно-просветительскую и
психотерапевтическую роль играет родительский
клуб «В кругу друзей» (Приложение
2), где организуется досуговое общение
родителей и детей в форме практических занятий с
элементами тренинга, на которых обсуждаются
актуальные вопросы взаимоотношений Ребенок –
Родитель. Вне клуба, работа по этому направлению,
осуществляется взаимодействие с родителями в
форме лекций, бесед, индивидуальных и групповых
консультаций.
Ответственные: заведующая отделением,
педагог-психолог, соц.педагог.
3. Коррекционно-развивающее направление
Коррекционно-развивающая деятельность
направлена, в первую очередь, на оказание
психолого-педагогической помощи родителям и
членам семьи, воспитывающих ребенка с
нарушениями развития. Кроме того, в целях
дальнейшей психологической поддержки, по
желанию родителей организуются
психокоррекционные группы, в которых родители
обсуждают специально
отобранные психологом темы, а также проводятся
индивидуальные консультации родителей и членов
семьи с психологом, тренинги, просмотр
видео-сюжетов, практические упражнения. В
процессе психолого-педагогической работы
осуществляется визитирование семьи
специалистами службы; происходит
консультирование родителей по вопросам развития
ребенка, организации развивающей среды, обучения
и воспитания ребенка
в условиях семьи. В случае, если ребенок не
посещает детские учреждения, специалисты
проводят с ним индивидуальные и групповые
коррекционно-развивающие занятия в помещении
центра.
Ответственные: педагог-психолог,
соц.педагог.
4. Физкультурно-оздоровительное направление
В рамках данного направления проводятся
физкультурно-оздоровительные мероприятия,
которые организуются с учетом заболеваний и
ограничений, направленные на укрепление и охрану
здоровья. В задачи данного направления входит,
обучение детей-инвалидов навыкам лечебной
физкультуры, организация «Группы здоровья» и
проведение занятий на тренажерах, массаж. Кроме
того, в целях психологической поддержки и
разгрузки, для родителей организуется
фитнес-клуб. В процессе социальной
реабилитации детей и подростков с
ограниченными возможностями, происходит
консультирование родителей по
социально-медицинским вопросам, организуется
санитарно-просветительская деятельность для
решения вопросов возрастной адаптации,
профилактике вредных привычек и т.д.
Ответственные: специалист по массажу, инструктор
ЛФК, ст.медсестра.
5. Социо-культурное направление
Данное направление предполагает организацию
мероприятий, обеспечивающие развитие
разнообразных жизненно важных познавательных
навыков; повышение уровня самооценки детей с
ограниченными возможностями, творческое
самовыражение; развитие навыков общения;
формирование активной жизненной позиции.
Мероприятия по социо-культурной реабилитации
могут состоять из тематических праздников и
различных вечеров, развлечений, встреч,
экскурсий, посещение театра, показ
музыкально-театрализованных представлений,
конкурсы, викторины. Социо-культурная
реабилитация проводиться таким образом, чтобы
стимулировать детей-инвалидов к активным формам
отдыха, что будет способствовать их
социализации. Приемлемая и привлекательная
досуговая деятельность, обеспечит возможность
справиться с имеющимися ограничениями
жизнедеятельности.
Ответственные: специалисты отделения –
зав.отделением, педагог-психолог, соц.педагог,
специалист по массажу, инструктор ЛФК,
ст.медсестра.
Ожидаемые результаты программы
В процессе социальной реабилитации, организованной в различных формах анимационной деятельности, дети и подростки с ограниченными возможностями, а также семьи их воспитывающие, мобилизуют потенциал семьи в целом, улучшат межличностные отношения, смогут восстановить смысложизненные ориентации личности ребенка и семьи в целом.
Дети, вовлеченные в творческие, оздоровительные, развлекательные и другие виды социально-культурной деятельности, получат возможность воспитать в себе такие личностные качества как способность утвердить себя и проявить своё неповторимое «Я».
Социо-культурная анимация обеспечит условия для свободного развития, творческого самовыражения личности, что будет способствовать их социализации и интеграции в общую социо-культурную среду.
Перспективный план работы на год (Приложение 3)
Библиография:
1. Детство: Примерная основная
общеобразовательная программа дошкольного
образования/ Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А.
Михайлова – СПб.: ООО «Издательство
«Детство-Пресс», 2011.
2. Калинина Р.Р. «Психолого- педагогическая
диагностика в детском саду» – С-Петербург,
«Речь», 2004, 146 с.
3. Мамайчук И.И. «Психологическая помощь
детям с проблемами в развитии» – С-Петербург,
«Речь», 2008, 220 с.
4. Нестерова Г.Ф, Безух С.М., Волкова А.Н.
«Психолого-социальная работа с инвалидами:
абилитация при синдроме Дауна» – С-Петербург,
«Речь», 2007, 123 с.
5. Практикум по игровой психотерапии. –
С-Петербург, «Питер», 2003, 415 с.
6. Психологическое и социальное сопровождение
больных детей и детей-инвалидов/под ред. Г.Ф,
Безух. С-Петербург, «Речь», 2007, 112 с.
7. Сайкина Л.В. Технологии
социально-культурной анимации в процессе
коррекции девиантного поведения подростков
Дисс.. канд пед наук Т. 2007
8. Семенова И.С. «Психолого-педагогическая
помощь семье, воспитывающей «особого» ребенка»//
Справочник старшего воспитателя дошкольного
учреждения, 2008, №7
9. Тарасов Леонид Викторович Формирование
жизненной неустойчивости инвалидов в процессе
социально-культурной анимации в учреждении
культуры (Дисс..канд пед наук М. 2005)
10. Тихоновская Г.С. Функциональные свойства
сценария культурно-досуговых программ. В кн.:
Инновационные технологи обучения
культурно-досуговой деятельности. Сб.науч.ст./
Под науч.ред. А.Д. Жаркова. – М.: МГУКИ, 2008.
11. Ткачева В.В. «Семья ребенка с отклонениями
в развитии» – Москва, Книголюб, 2007, 140 с.
12. Устинова Е.В. «Детский церебральный
паралич: психологическая помощь дошкольникам» –
Москва, Книголюб, 2007, 167 с.
13. Цукерман Г.А. Психология саморазвития
[Текст]/ Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров. – М.:
Интерпракс,1995. – С.36.
14. Чернецкая Л.В. «Психологические игры и
тренинги в детском саду» – Ростов-на-Дону,
«Феникс», 2006, 75 с.
15. Чистякова М.И. «Психогимнастика» –
Москва, «Просвещение», 2002, 158 с.