Урок обществознания по теме "Общество в развитии". 10-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 10


Цель: формирование понимания учащихся о многовариантности общественного развития, об общественном прогрессе.

Задачи:

  • Выяснить глобальные проблемы современности.
  • Уметь определять, чем объясняется многообразие путей и форм общественного развития, объяснять, что такое процесс глобализации.
  • Продолжить формирование умений анализировать, работать с текстовой информацией.
  • Высказывать свою точку зрения, отвечать на поставленные вопросы, рассуждать, делать выводы.
  • Способствовать развитию умений работать в группе.

Оборудование: доска, тетрадь, ноутбук с проектором с выходом в интернет, учебник обществознание под редакцией Боголюбова Л.Н. для 10-го класса, Степанько С.Н. «Поурочные планы по обществознанию по учебнику под редакцией Боголюбова Л.Н. в 10 классе», Боголюбов Л.Н. «Задания и тесты по обществознанию», дидактические материалы.

Тип урока: изучения нового материала.

Форма урока: использование активных и интерактивных методов преподавания.

План:

I. Изучение нового материала (работа в группах, исследовательский метод, поисковый метод)

  • Экологический кризис.
  • Проблемы войны и мира в современных условиях
  • Проблема «Север – Юг»
  • Проблема народонаселения

II. Написание синквейна
III. Домашнее задание, подготовиться к тестовому опросу.

ХОД УРОКА

Класс поделен на 4 группы. В группах выбирают ведущего, секретаря, хронометриста, лаборанта, интегратора.

Правила:

  1. Регламент
  2. Толерантность, уважение мнения другого.
  3. Умение слышать и слушать.
  4. Доброжелательность.
  5. Активность.

Перед началом работы учитель выдвигает обязательное условие: все учащиеся должны участвовать в обсуждении итогов работы. Одни будут представлять результаты, другие – задавать вопросы или отвечать на них. Оценка ставится за логику построения ответа, за отношение к работе, за активность. Ответ должен быть аргументированным.

I этап

1. Введение.

Вводная речь учителя, постановка им проблемы.

2. Решите проблему:

Существуют две точки зрения на роль глобальных проблем в развитии человечества. Одни утверждают, что разрешить их не удастся, а появление их предвещает близкий крах современной цивилизации. Другие считают, что люди найдут приемлемые средства решения глобальных проблем, а сам совместный поиск оказывает интегрирующее воздействие на человечество, сближает народы, способствует становлению единой цивилизации. Какова ваша точка зрения?

II этап

1. Определение понятия.

Учащиеся получают задание сформулировать определение понятия. Должны изобразить графически или нарисовать. (5 минут.)

1. Экологический кризис
2. Глобализация
3. Международная торговля.
4. Глобальные проблемы.

2. Представление результатов работы группы.

Все участник группы должны участвовать в работе.
На выступление группы 3 минуты и на ответы 2 минуты.

III этап

1. Изучение основной проблемы. Работа в группах, исследовательский метод.

Учитель предлагает школьникам обсудить вопросы.

I группа:

1. Чем вызван экологический кризис?
2. В результате американских атомных взрывов над японскими городами Хиросима и Нагасаки радиоактивное вещество рассеялось по всей планете. Изучение годовых колец деревьев показывает, что прах японцев присутствует в годовом кольце 1945 года всех деревьев, в том числе и тех, что произрастают на территории нашей страны, например в Сибири.
Сделайте все возможные выводы из приведенного факта.
3. По международным опросам обеспокоены негативным влиянием ухудшающейся экологической ситуации на здоровье людей 89% россиян, 67% граждан США, 51% канадцев, 27% норвежцев, 21% финнов, 14% датчан. Проанализируйте эти данные. Чем, по вашему мнению, объясняется столь значительный разброс мнений?

II группа:

1. Существуют различные объяснения причин милитаристского духа, свойственного человеку и порождающего многочисленные войны.
Одни считают, что как и у животных, у человека срабатывает программа разделения на «своих» (однокашники, соседи, земляки и т.д.) и «чужих». По отношению к последним моральный запрет «не убий» значительно ослабевает.
Существует, также теория, согласно которой, чем более сокрушительно от природы вооружение животного (яд, клыки и т. д.), тем сильнее действуют инстинктивные запреты не наносить ущерба ближнему. Человек и его ближайшие предки были слабо вооружены. Поэтому естественная мораль человека была и остается слабой, в то же время он стал самым вооруженным видом на Земле. Вот это противоречие и является источником бесконечных разрушительных войн.
Каково ваше отношение к представленным позициям? Обоснуйте свой ответ.

2. Почему в XX веке разрушительность войн резко возросла? Связано ли это лишь с совершенствованием военной техники? «Нет, – утверждают многие исследователи, – сейчас стало легче убивать». Древний человек, поражающий своего соплеменника каменным топором, должен был встретиться  с противником в ближнем бою. При всей ненависти, которую испытывал нападающий,   ему приходилось смотреть противнику прямо в глаза. Вид пролившейся крови в конце концов отрезвлял. Солдат в окопе, не видя своего противника, может слышать крик боли. С созданием средств массового уничтожения и этот контакт исчезает: нажимается нужная кнопка и межконтинентальная ракета с атомными боеголовками летит к странам противника, а человек, нажавший кнопку, остается лишенным любого конкретного отношения к убиваемым людям.
Согласны ли вы с этими рассуждениями? Чем, на ваш взгляд, можно ослабить такой эффект «невоспринимаемых последствий»?

3. Отдельные стратеги ядерных держав внушают, что войны не так уж страшны. Их можно «ограничить», «локализовать», предоставив погибнуть в них, конечно, же противнику, а самим как-нибудь и где-нибудь отсидеться, выжить.
Они не рассматривают проблему войны и мира в качестве глобальной, угрожающей «единому дому человечества». Может быть, они правы? А что по этому поводу думаете вы? Свой ответ поясните.

III группа

1. В чем заключается проблема «Север – Юг»?

2. В 90-м г., несмотря на неурожай, правительство Судана продало странам Европейского сообщества 400 тысяч тонн сорго-основного продукта питания в Судане. В этом же году правительство страны заплатило Китаю 60 млн. долларов за поставку оружия, которое затем было использовано против жителей юга Судана.
Прокомментируйте эти факты. Какие факторы – природные или политические – стали главной причиной массового голода, охватившего страну в 1991 году?

3. Известно, что больше всего пестицидов и химикатов используют страны, страдающие от нехватки продуктов питания, Объясните причины и покажите последствия этой сельскохозяйственной политики.

IV группа 

1. Многие исследователи считают, что продолжающийся рост населения уже превысил допустимую норму. В ближайшем будущем возможны следующие сценарии развития событий:

– страны сознательно введут ограничения рождаемости,
– резко возрастет число умерших голодной смертью,
– одна из ядерных держав попытается захватить источники невозобновляемых ресурсов, что в свою очередь может привести к ядерной войне.

– Какой из этих вариантов вам представляется наиболее вероятным?
– Возможны ли другие пути развития событий?

2. Наблюдения над животными показывают, что с резким ростом популяции у некоторых ее представителей снижается забота о собственной гигиене и поддержании в чистоте мест обитания. Именно такие подавленные, «опустившиеся» животные становятся носителями инфекций и паразитов, а следовательно способствуют вспышке массовых заболеваний, которые, в свою очередь, ведут к сокращению численности группы.
Как вы думаете, действует ли подобный механизм регулирования численности в человеческих сообществах? Объясните свой вывод.

3. Россия относится к такой группе стран, где демографические проблемы имеют иной характер и связаны с сокращением численности населения, уменьшением доли его трудоспособной части. Как демографическая ситуация ближайшего будущего может отразиться на экономическом развитии страны?

Учащиеся представляют результаты обсуждения проблемы в группах, задают друг другу вопросы.

IV этап

Итоговая дискуссия.

– Что свидетельствует о том, что глобальные проблемы затрагивают судьбы всего человечества?
– В чем выражается противоречивость процесса глобализации?

V этап

1. Подведение итогов работы.

2. Написание синквейна.

3. Основные выводы, к которым учащиеся могли бы прийти в ходе урока.

– Напишите о своем отношении к проблеме урока: глобализация, глобальные проблемы современности.
– Насколько актуален и интересен он для вас?