Образовательная технология "Портфолио"

Разделы: Начальная школа


Портфолио представляет собой одновременно форму, процесс  организации и технологию работы с продуктами познавательной  деятельности учащихся, предназначенных для демонстрации, анализа и оценки,  для развития  рефлексии, для осознания и оценки ими результатов своей деятельности,  для осознания  собственной субъективной позиции.

Работу с портфолио можно и нужно начинать с начальной школы, тогда данный процесс является целенаправленным. Также осуществляется преемственность в обучении. Ученик, переходя на следующую ступень обучения, умеет представлять свои успехи и достижения.

Портфолио помогает решать следующие важные педагогические задачи:

– поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников;
– поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможность обучения и самообучения;
– развивать навыки рефлексивной и оценочной (самостоятельной) деятельности учащихся;
– формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
– содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников;
– закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации;
– помогать максимально раскрывать индивидуальные особенности каждого ребёнка;
– формировать установку на творческую деятельность, развивать мотивацию дальнейшего творческого роста;
– формировать положительные моральные и нравственные качества личности.

Работа с портфолио сопровождается помощью взрослых (педагогов, родителей, классного руководителя), в ходе совместной работы которых устанавливаются отношения партнёрства, сотрудничества. Это позволяет ученикам постепенно развивать самостоятельность, брать на себя контроль и ответственность. Ответственность за оформление портфолио ложится на учащихся, родителей, классного руководителя.

Ученик:

– самостоятельно формирует портфолио, выбирает те или иные материалы;
– самостоятельно оценивает сои результаты;
– самостоятельно вступает в контакт с консультантами;
– сам представляет себя во всей уникальности своих возможностей, достижений, образовательных и творческих планов.

Учитель:

является консультантом, помощником, в основе деятельности которого сотрудничество, обучение основам ведения портфолио;
– способствует вовлечению учащихся в различные виды деятельности;
– отслеживает индивидуальное развитие ученика;
– анализирует деятельность учащихся по ведению портфолио, даёт рекомендации по совершенствованию системы портфолио.

Родители:

– помогают заполнять портфолио;
– осуществляют контроль за пополнением портфолио.

Одним из самых универсальных для младших школьников является «Портфолио достижений». Данный тип портфолио ведётся в течение четырёх лёт. В нём отражается уровень продвижения ученика в период обучения в начальной школе.

Работа с портфолио ведётся с учётом возрастных особенностей. Портфолио достижений представлен несколькими разделами.

(Возможные разделы «Портфолио достижений» представлены в Презентации к данной статье).