Портфолио представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы с продуктами познавательной деятельности учащихся, предназначенных для демонстрации, анализа и оценки, для развития рефлексии, для осознания и оценки ими результатов своей деятельности, для осознания собственной субъективной позиции.
Работу с портфолио можно и нужно начинать с начальной школы, тогда данный процесс является целенаправленным. Также осуществляется преемственность в обучении. Ученик, переходя на следующую ступень обучения, умеет представлять свои успехи и достижения.
Портфолио помогает решать следующие важные педагогические задачи:
– поддерживать и стимулировать учебную
мотивацию школьников;
– поощрять их активность и самостоятельность,
расширять возможность обучения и самообучения;
– развивать навыки рефлексивной и оценочной
(самостоятельной) деятельности учащихся;
– формировать умение учиться – ставить цели,
планировать и организовывать собственную
учебную деятельность;
– содействовать индивидуализации
(персонализации) образования школьников;
– закладывать дополнительные предпосылки и
возможности для успешной социализации;
– помогать максимально раскрывать
индивидуальные особенности каждого ребёнка;
– формировать установку на творческую
деятельность, развивать мотивацию дальнейшего
творческого роста;
– формировать положительные моральные и
нравственные качества личности.
Работа с портфолио сопровождается помощью взрослых (педагогов, родителей, классного руководителя), в ходе совместной работы которых устанавливаются отношения партнёрства, сотрудничества. Это позволяет ученикам постепенно развивать самостоятельность, брать на себя контроль и ответственность. Ответственность за оформление портфолио ложится на учащихся, родителей, классного руководителя.
Ученик:
– самостоятельно формирует портфолио,
выбирает те или иные материалы;
– самостоятельно оценивает сои результаты;
– самостоятельно вступает в контакт с
консультантами;
– сам представляет себя во всей уникальности
своих возможностей, достижений, образовательных
и творческих планов.
Учитель:
– является консультантом, помощником,
в основе деятельности которого сотрудничество,
обучение основам ведения портфолио;
– способствует вовлечению учащихся в различные
виды деятельности;
– отслеживает индивидуальное развитие ученика;
– анализирует деятельность учащихся по ведению
портфолио, даёт рекомендации по
совершенствованию системы портфолио.
Родители:
– помогают заполнять портфолио;
– осуществляют контроль за пополнением
портфолио.
Одним из самых универсальных для младших школьников является «Портфолио достижений». Данный тип портфолио ведётся в течение четырёх лёт. В нём отражается уровень продвижения ученика в период обучения в начальной школе.
Работа с портфолио ведётся с учётом возрастных особенностей. Портфолио достижений представлен несколькими разделами.
(Возможные разделы «Портфолио достижений» представлены в Презентации к данной статье).