Цели урока: развивать навыки выразительного чтения басни, умение находить в басне мораль, делать выводы для себя, наблюдая за поступками других.
Задачи:
- Образовательные:
- ознакомить с жизнью и творчеством И.А. Крылова.
- формировать умение определять басню как жанр по характерным признакам (аллегория, мораль, поучительность), находить мораль в произведении.
- формировать творческие способности детей: читать по ролям.
- Развивающие:
- развивать умения выделять главное, обобщать полученные знания.
- развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения изучаемого материала.
- развитие речи учащихся.
- Воспитательные:
- сформировать мотивацию учащихся к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
- воспитывать стремление к знаниям, критичность мышления.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 1 часть 3 класс, авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др., портрет И.А Крылова, таблица существенных признаков басни, аудиокнига «Русские народные сказки» часть 12.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
III. Актуализация знаний
– Наверное, вы согласитесь, что литература –
это волшебная страна. Авторы – это волшебники. У
каждого волшебника есть волшебная палочка. У
автора – это слово. Одним росчерком пера автор
может придать слову загадочное значение. Не
вдумаешься в слово – не поймёшь смысл. И только
внимательный читатель способен его разгадать. А
вы внимательные читатели?
– Тогда предлагаю вам поработать со словом.
Прочитайте слова 1 и 2 го столбиков:
восторгаться насмехаться
высмеивать восхищаться
глупый лживость
неискренность неумный
– Из слов 2-го столбика найдите слово, близкое
по значению слову восторгаться. (Восхищаться)
– Найдите слово близкое по значению слову высмеивать.
(Насмехаться).
– Найдите синоним слову глупый. (Неумный)
– И последнее слово, для которого мы подберём
синоним – неискренность. (Лживость).
– Какие слова можно объяснить так: приходить в
восторг, испытывать чувство восхищения,
подвергать насмешкам, подшучивать?
IV. Постановка цели
– Сегодня на уроке мы прочитаем басню И.А. Крылова «Ворона и Лисица», разберёмся, какими человеческими качествами обладает каждый персонаж басни, научимся читать выразительно.
V. Изучение нового материала
Прослушивание аудиозаписи «Ворона и Лисица».
– Какие слова были непонятны?
1. Словарная работа.
ПЛЕНИЛ – привлёк внимание, привёл в восторг.
ГНУСНА (ГНУСНЫЙ) – внушающий отвращение, омерзительный.
ЛЕСТЬ – лицемерие, угодливое восхваление.
ЛЬСТЕЦ – льстивый человек.
– Чем интересна басня? (Ученики обмениваются своими впечатлениями).
Учитель читает басню вслух.
VI. Анализ басни и выделение существенных признаков басни
– Из скольких частей состоит басня? (Из
двух частей).
– Чем первая часть отличается от второй части?
(В первой части звучит голос автора, во второй
части действуют персонажи).
– Найдите строки, которые являются самыми
главными.
Ученики читают:
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна;
но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
– Можно ли сказать, что эта часть басни
содержит поучительный вывод? (Да, можно).
– Ту часть басни, в которой содержится вывод,
поучение, называют моралью.
– Что такое мораль? (Поучительный вывод, урок.)
– Что заставляет Лисицу так унижаться, чтобы
попробовать сыр? («Лисицу сыр пленил».)
– Что использует Лисица для достижения своей
цели? Каково её поведение? (Использует лесть,,
хвалебные речи. «вертит хвостом… и говорит так
сладко, чуть дыша…»).
– В чём заключается глупость Вороны? (У неё
преувеличено самомнение. Она оказалась падкой на
сладкую лесть: «вскружилась голова», «от радости
в зобу дыханье спёрло».)
– Можно ли сказать, что Лисица насмехается
над Вороной? (Лисица преследует свою цель,
хочет любым путём получить сыр. Ворона же
принимает похвалы, думает, что всё сказанное
Лисицей – истинная правда.)
– В чём смысл басни? (Надо уметь правильно
оценивать свои способности, возможности, внешние
данные, чтобы не оказаться на месте Вороны в
глупом положении.)
– Какой можно сделать вывод?
Вывод: верить льстецам нельзя, лесть очень привлекательна, но опасна (…лесть гнусна, вредна»).
Ученики читают:
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна;
но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Тот, кто поддаётся лести, выглядит очень смешно и глупо.
VII. Физкультминутка
VIII. Продолжение работы по теме урока
– Хочется ли вам узнать что-то новое о человеке, который писал басни?
– Откройте учебник на странице 132, рассмотрите фотографии.
Рассказ учителя.
Иван Андреевич Крылов родился в Москве 13
февраля 1768 года. Ваня был очень старательным и
любознательным ребёнком. Он без помощи учителей
овладел русским языком и математикой, изучил
французский и итальянский языки. Но уже в 10 лет он
остался без отца и пошёл работать в магистрат,
переписывать бумаги. Через 4 года семья Крыловых
переезжает в Петербург. Иван Андреевич уже в это
время начал писать стихи, пьесы, но они не имели
успеха. Иван Андреевич становится домашним
учителем детей князя Голицына и его личным
секретарём. Позже Крылов работает в публичной
библиотеке в Петербурге, занимается
литературной деятельностью. К нему приходят
успех и признание, он получает различные награды.
Иван Андреевич Крылов написал огромное
количество басен, которые любят и взрослые и
дети.
В чём же его успех? Секрет прост: Крылов очень
любил и уважал людей. Хотел, чтобы они стали
лучше. Басни его высмеивают не людей, а их пороки:
жадность, глупость, самоуверенность. В возрасте 73
лет Иван Андреевич вышел в отставку, переехал
жить на Васильевский остров. Умер И.А. Крылов в 1844
году, дожив до глубокой старости.
IX. Закрепление изученного материала
– Что такое басня? (Басня – это краткий
рассказ, чаще всего в стихах, поучительного
характера.)
– Какова цель басни? (Цель басни: осмеяние
недостатков людей, но на примере животных.)
– Итак, из скольких частей состоит басня? (Из
двух частей.)
– О чём рассказывается в первой части басни?
– Что содержит вторая часть басни? (Мораль.)
– Какой вывод вы сделали для себя, прочитав басню
И.А.Крылова «Ворона и Лисица»? (Глупым
оказывается не тот, кто льстит, а тот, кто
поддаётся лести. Верить льстецам нельзя.
Лицемерным быть тоже очень плохо.)
1. Запишем в тетрадях:
БАСНЯ |
|
ПОСТРОЕНИЕ |
ЗАДАЧА ЖАНРА |
1. Случай из жизни, действия персонажей, характеры персонажей | Высмеять недостатки людей. |
2. Мораль – поучительный вывод. |
2. Характеристика персонажей..
– Давайте вернёмся к началу урока и вспомним
слова, с которыми работали.
– Какие из них характеризуют Лисицу? (Лисица
лицемерна, речь её насмешлива. Такими бывают
люди, которые ради своей выгоды говорят приятные
слова.)
Какие слова характеризуют Ворону? (Ворона
глупа, смешна. И такие люди встречаются в жизни,
которые не умеют реально оценивать свои
возможности и способности, а верят льстивым
речам.)
– Назовите нравственные качества человека,
которые высмеивает И.А.Крылов в басне? (Лесть,
лживость, глупость, самоуверенность.)
3. Чтение басни по ролям.
X. Итог урока
– Что нового узнали на уроке?
– Актуальна ли мораль басни в наше время?
– Чему вас научила эта басня?
Домашнее задание.
Выучить басню наизусть (с. 137-138)