Урок литературного чтения. И.А. Крылов. Басня "Ворона и Лисица". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока: развивать навыки выразительного чтения басни, умение находить в басне мораль, делать выводы для себя, наблюдая за поступками других.

Задачи:

  • Образовательные:
    • ознакомить с жизнью и творчеством И.А. Крылова.
    • формировать умение определять басню как жанр по характерным признакам (аллегория, мораль, поучительность), находить мораль в произведении.
    • формировать творческие способности детей: читать по ролям.
  • Развивающие:
    • развивать умения выделять главное, обобщать полученные знания.
    • развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения изучаемого материала.
    • развитие речи учащихся.
  • Воспитательные:
    • сформировать мотивацию учащихся к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
    • воспитывать стремление к знаниям, критичность мышления.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 1 часть 3 класс, авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др., портрет И.А Крылова, таблица существенных признаков басни, аудиокнига  «Русские народные сказки» часть 12.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

III. Актуализация знаний

– Наверное, вы согласитесь, что литература – это волшебная страна. Авторы – это волшебники. У каждого волшебника есть волшебная палочка. У автора – это слово. Одним росчерком пера автор может придать слову загадочное значение. Не вдумаешься в слово – не поймёшь смысл. И только внимательный читатель способен его разгадать. А вы внимательные читатели?
– Тогда предлагаю вам поработать со словом. Прочитайте слова 1 и 2 го столбиков:

восторгаться              насмехаться
высмеивать                восхищаться
глупый                        лживость
неискренность           неумный

– Из слов 2-го столбика найдите слово, близкое по значению слову восторгаться. (Восхищаться)
– Найдите слово близкое по значению слову высмеивать.  (Насмехаться).
– Найдите синоним слову глупый. (Неумный)
– И последнее слово, для которого мы подберём синоним – неискренность. (Лживость).
– Какие слова можно объяснить так: приходить в восторг, испытывать чувство восхищения, подвергать насмешкам, подшучивать?

IV. Постановка цели

– Сегодня на уроке мы прочитаем басню И.А. Крылова «Ворона и Лисица», разберёмся, какими человеческими качествами обладает каждый персонаж басни, научимся читать выразительно.

V. Изучение нового материала

 Прослушивание аудиозаписи  «Ворона и Лисица».

– Какие слова были непонятны?

1. Словарная работа.

ПЛЕНИЛ – привлёк внимание, привёл в восторг.
ГНУСНА (ГНУСНЫЙ) – внушающий отвращение, омерзительный.
ЛЕСТЬ – лицемерие, угодливое восхваление.
ЛЬСТЕЦ – льстивый человек.

– Чем интересна басня? (Ученики обмениваются своими впечатлениями).

Учитель  читает басню вслух.

VI. Анализ басни и выделение существенных признаков басни

– Из скольких частей состоит басня? (Из двух частей).
– Чем первая часть отличается от второй части? (В первой части звучит голос автора, во второй части действуют персонажи).
– Найдите строки, которые являются самыми главными.

Ученики читают:

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна;
но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

–  Можно ли сказать, что эта часть басни содержит поучительный вывод? (Да, можно).
– Ту часть басни, в которой содержится вывод, поучение, называют моралью.
– Что такое мораль? (Поучительный вывод, урок.)
–  Что заставляет Лисицу так унижаться, чтобы попробовать сыр? («Лисицу сыр пленил».)
–  Что использует Лисица для достижения своей цели? Каково её поведение? (Использует лесть,, хвалебные речи. «вертит хвостом… и говорит так сладко, чуть дыша…»).
–  В чём заключается глупость Вороны? (У неё преувеличено самомнение. Она оказалась падкой на сладкую лесть: «вскружилась голова», «от радости в зобу дыханье спёрло».)
–  Можно ли сказать, что Лисица насмехается над Вороной? (Лисица преследует свою цель, хочет любым путём получить сыр. Ворона же принимает похвалы, думает, что всё сказанное Лисицей – истинная правда.)
–  В чём смысл басни? (Надо уметь правильно оценивать свои способности, возможности, внешние данные, чтобы не оказаться на месте Вороны в глупом положении.)
–  Какой можно сделать вывод?

Вывод: верить льстецам нельзя, лесть очень привлекательна, но опасна (…лесть гнусна, вредна»).

Ученики читают:

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна;
но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Тот, кто поддаётся лести, выглядит очень смешно и глупо.

VII. Физкультминутка

VIII. Продолжение работы по теме урока

– Хочется ли вам узнать что-то новое о человеке, который писал басни?

– Откройте учебник на странице 132, рассмотрите фотографии.

Рассказ учителя.

Иван Андреевич Крылов родился в Москве 13 февраля 1768 года. Ваня был очень старательным и любознательным ребёнком. Он без помощи учителей овладел русским языком и математикой, изучил французский и итальянский языки. Но уже в 10 лет он остался без отца и пошёл работать в магистрат, переписывать бумаги. Через 4 года семья Крыловых переезжает в Петербург. Иван Андреевич уже в это время начал писать стихи, пьесы, но они не имели успеха. Иван Андреевич становится домашним учителем детей князя Голицына и его личным секретарём. Позже  Крылов работает в публичной библиотеке в Петербурге, занимается литературной деятельностью. К нему приходят успех и признание, он получает различные награды. Иван Андреевич Крылов написал огромное количество басен, которые любят и взрослые и дети.
В чём же его успех? Секрет прост: Крылов очень любил и уважал людей. Хотел, чтобы они стали лучше. Басни его высмеивают не людей, а их пороки: жадность, глупость, самоуверенность. В возрасте 73 лет Иван Андреевич вышел в отставку, переехал жить на Васильевский остров. Умер И.А. Крылов в 1844 году, дожив до глубокой старости.

IX. Закрепление изученного материала

– Что такое басня? (Басня – это краткий рассказ, чаще всего в стихах, поучительного характера.)
– Какова цель басни? (Цель басни: осмеяние недостатков людей, но на примере животных.)
– Итак, из скольких частей состоит басня? (Из двух частей.)
– О чём рассказывается в первой части басни?
– Что содержит вторая часть басни? (Мораль.)
– Какой вывод вы сделали для себя, прочитав басню И.А.Крылова «Ворона и Лисица»? (Глупым оказывается не тот, кто льстит, а тот, кто поддаётся лести. Верить льстецам нельзя. Лицемерным быть тоже очень плохо.)

1. Запишем в тетрадях:

БАСНЯ

ПОСТРОЕНИЕ

ЗАДАЧА ЖАНРА

1. Случай из жизни, действия персонажей, характеры персонажей

Высмеять недостатки людей.

2. Мораль – поучительный вывод.

2. Характеристика персонажей..

– Давайте вернёмся к началу урока и вспомним слова, с которыми работали.
– Какие из них характеризуют  Лисицу? (Лисица лицемерна, речь её насмешлива. Такими бывают люди, которые ради своей выгоды говорят приятные слова.)
Какие  слова характеризуют Ворону? (Ворона глупа, смешна. И такие люди встречаются в жизни, которые не умеют реально оценивать свои возможности и способности, а верят льстивым речам.)
– Назовите нравственные качества человека, которые высмеивает И.А.Крылов в басне? (Лесть,  лживость, глупость, самоуверенность.)

3. Чтение басни по ролям.

X. Итог урока

– Что нового узнали на уроке?
– Актуальна ли мораль басни в наше время?
– Чему вас научила эта басня?

Домашнее задание.

Выучить басню наизусть (с. 137-138)