Цель урока:
- познакомить учащихся с различными способами измерения размеров малых тел
- повторить приемы определения погрешности и записи результата измерения
Задачи:
Предметные:
- сформировать понятие измерения размеров малых тел;
- правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения
Метапредметные:совершенствовать умение обучающихся в
- проведений наблюдения,
- планирований и выполнений эксперимента,
- обработке результатов измерений,
- представлений результатов измерений с помощью таблиц и формул,
- объяснений полученных результатов и заключений выводов,
- оценивания погрешностей результатов измерений.
Личностные:
- сформировать познавательный интерес, развивать интеллектуальные и творческие способности у учеников;
- развивать самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- повысить мотивацию школьников к изучению предмета на основе личностно- ориентированного подхода.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков
Формы работы учащихся словесная, использование информационно-коммуникационных технологий, фронтальная работа
Необходимое техническое оборудование:компьютер, мультимедийный проектор; класс с ПК, электронный микроскоп, штангенциркуль, рабочий лист, материал к опытам: линейка, горох, иголка, тонкая проволока, крупинки манки, карандаш, металлический шарик.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Добрый день уважаемые гости, здравствуйте ребята. Прошу вас садитесь.
2. Мотивационный этап
Ребята, сегодня мы проводим последнее занятие при изучении раздела «Первоначальные сведения о строении вещества» и к нашей сегодняшней встрече вы подошли уже достаточно подготовленными. Вы знакомы с некоторой терминологией и немножко имеете представление о физике, как науке о природе, изучающей физические явления. Давайте сейчас нашим гостям это постараемся доказать на деле.
Выберите из тех слов, которые сейчас появляются на экране те, которые относятся к понятию физическое тело.
А теперь, пожалуйста, попробуйте из слов, вновь
появившихся на экране, определить какие из них
имеют отношение к понятию вещество?
Человек начал задумываться о физических
явлениях очень, очень давно. Наверно, это
произошло, когда он впервые посмотрел на небо,
когда увидел падение камня, а может когда ему
удалось впервые разжечь костер. Самым первым
способом изучать природу было – наблюдение.
А потом у человека возникла в голове мысль, а что произойдет с явлением, если изменить условия его происхождения. Так возник второй способ изучения природы – опыт.
При постановке опыта, человек использует
различные физические приборы. Назначение у
каждого прибора свое, но их всех объединяет одно
– у них есть шкала. По шкале определяют
значение физической величины. Например, линейкой
– длину, весами – массу, секундомером – время.
Для того, чтобы определить по шкале истинное
значение величины, необходимо первоначально
определить цену деления, т.е. самое маленькое
значение, определяемое шкалой.
Подскажите мне на примере с термометром как же
определить цену деления? Чему она будет равна?
Для того, чтобы работать с любым физическим
прибором и с его помощью снимать показания
физической величины, умения определять цену
деления еще недостаточно. При любом измерении, мы
имеем с вами право на определенную ошибку
измерения, так называемую погрешность. Как
определить погрешность? Какое значение за нее
принимают? Давайте рассмотрим пример записи
измерения длины карандаша с учетом погрешности.
Мы с вами в начале изучения данной темы, уже
проводили опыт по определению длины стола,
измерению температуры воды. У этих на первый
взгляд разнообразных измерений есть одна общая
черта – значение измеряемой физической величины
было больше цены деления измерительного прибора.
С помощью линейки мы без особого труда можем
определить высоту бруска, длину и ширину
вашего стола, тетради. Стол, брусок, тетрадь – это
достаточно большие тела, если их сравнивать с
волосом, горошиной или крупинкой гречки.
А как вы считаете, можно ли при помощи вашей линейки определить диаметр нитки, толщину листа, размеры малых тел, например, молекул вещества?. Наверно можно. Вы спросите, зачем это нужно? Где могут пригодиться данные умения? Я могу утверждать, что измерительные навыки нужны практически во многих профессиях, так например токарю. Токарь – вытачивает на заказ деталь, если он ошибется в размерах, то его деталь будет забракована. Сформировать умения измерять линейные размеры малых тел мы можем уже на данном этапе, обучаясь в школе.
3. Ориентировочный этап
Сегодня нам предстоит изучить новые способы
определения размеров малых тел. Но сначала
ответьте мне еще на один вопрос: чем опыт
отличается от наблюдения?
Ребята, какую бы цель вы ставили сегодня перед
собой? Что хотели бы узнать, в чем убедиться? (Учащиеся
ставят цели, а преподаватель фиксирует их
предложения на доске)
Для достижения вашей цели, я разработала ряд технических заданий, вы сейчас разобьетесь на группы и после его выполнения продемонстрируете свой результат. (Приложение 1)
4. Исполнительский этап
А теперь, ребята, можете приступать к
выполнению лабораторной работы. Пусть девизом
для вас сегодня станут слова Шота Руставели
«Если действовать не будешь, ни к чему ума
палата».
Желаю удачи!
5. Контрольный этап
Ребята через вебкамеру демонстрируют свои результаты, учитель подводит итог о применяемых методах
6. Рефлексивный этап
Предлагаю ребята, ответить на вопросы, которые записаны на листочках. (Приложение 2)
7. Заключительный этап
Сегодня мы рассмотрели новые способы измерения
размеров малых тел, тем самым достигли
намеченной цели, закрепили полученные ранее
знания.
Надеюсь, вы поняли, что «никто не знает так много,
как все мы вместе».
Спасибо за урок!
Сдайте рабочие листы. Урок закончен.