Урок технологии по теме "Искусство канзаши. Изготовление розы"

Разделы: Технология


Цель: развивать интерес у учащихся к декоративно-прикладному творчеству в процессе изготовления розы-канзаши.

Задачи урока:

  • Образовательная – познакомить учащихся с народными художественными промыслами, расширить кругозор обучающихся, познакомить учащихся с историей японского искусства канзаши и технологией изготовления розы канзаши;
  • Развивающая – развивать творческие способности, самостоятельность, фантазию;
  • Воспитательная – воспитание художественного и эстетического вкуса, уважения к народным традициям и промыслам всего мира.

Методы обучения: устное изложение нового материала с использованием презентации, беседа, сообщение, демонстрация образцов изделий, показ трудовых приемов с использованием презентации.

Оборудование:

  • ножницы
  • иглы
  • нитки
  • ленты
  • зажигалка или свеча
  • пинцет
  • клей
  • картон

Наглядно-демонстрационный материал:

  • образцы готовых изделий
  • плакаты по технике безопасности при работе с ножницами, иглами и булавками
  • презентация

ХОД УРОКА

1. Организационная часть (2 мин):

Проверка готовности рабочих мест, наличия материалов и инструментов для работы.

2. Проверка выполнения учащимися домашнего задания (3 мин):

– Покажите каким способом делали лепестки для цветка на прошлом уроке?
– Как и где можно использовать цветы канзаши?

3. Сообщение нового материала

Этот урок позволит Вам освоить  изготовление цветов в японской технике канзаши. Канзаши (Kanzashi) — украшения для волос, используемые в традиционных японских прическах. Особое место среди канзаши занимают Hana kanzashi — заколки с цветами из ткани. В основе техники Цумами лежит оригами. Только складывают не бумагу, а квадратики натурального шелка. Слово «Tsumami» означает «защипнуть»: мастер берет кусочек сложенного шелка, используя щипчики или пинцет. Лепестки будущих цветов затем наклеиваются на основу.
Шпилька для волос (канзаши), украшенная шёлковым цветком, и дала название целому новому виду декоративно-прикладного искусства. В этой технике изготавливались и украшения для гребней, и для отдельных палочек, а также для сложных конструкций, составленных из разных аксессуаров.

(Изложение материала иллюстрируется слайдами презентации)

– Теперь послушаем сообщение об истории канзаши.

История возникновения

Японские kushi (гребни) и kanzashi (шпильки) стали выражением женского характера, социального положения и семейного статуса. Глядя на женскую прическу, можно было сказать, к какому социальному классу принадлежит женщина, была ли она в браке или одинока, ее возраст и, даже сколько у нее детей.
Таким образом, украшения для волос стали играть очень важную роль в гардеробе японской женщины. Зачастую затраты на украшение волос превышали стоимость самого дорогого расшитого шелкового кимоно. До начала современной эпохи декоративные гребни и шпильки, известные под общим именем kanzashi, были важной частью японской моды и социальной культуры.
С середины периода Edo (1603-1867) эта техника ремесла традиционно использовалась служанками в имперском суде как их хобби! В конечном счете, эта красивая техника была признана японским обществом, и затем начала использоваться для шпилек, женского белья и вообще для украшения.

Кандзаши в настоящее время

В настоящее время канзаши чаще всего носят невесты и те, кто надевает кимоно, или люди, связанные с кимоно по роду своей деятельности — такие как гейши, таю и юдзо или знатоки японских традиций, на японской чайной церемонии и во время создания икебаны. Однако, с некоторых пор наблюдается возрождение традиций канзаши среди молодых японских женщин, которые желают добавить изящности и элегантности своим прическам.
Канзаши изготовляются из широкого диапазона материалов — таких как лакируемое дерево, золото и серебро, различные металлы (зачастую покрытые серебром или золотом), панцири черепах и шелка (впрочем, сейчас стали производить канзаши из пластмассы). Есть много вариантов и много стилей ношения канзаши. Способ, которым гейша носит свои украшения для волос, прямо указывает информированной аудитории на ее статус; количество и месторасположения канзаши в прическе строго регламентировано. Мэйко (ученица гейши) обычно носит гораздо больше украшений на голове, чем старшая гейша.
Выбеленое лицо, красная подводка бровей и глаз – но ещё не гейша... Учениц называют "мэйко". Мэйко носят кимоно с узорным воротником и используют особые канзаши!
Настоящая гейша носит кимоно с белым воротником. Гейша, конечно, носит украшения, отличающиеся от канзаши всех прочих девушек.

Для апреля – персиковый, для сентября – лиловый

Гейши носят различные hana kanzashi в зависимости от месяца или праздника. Сезонные канзаши повторяют природное цветение растений в разные времена года. Это относится прежде всего к гейшам — именно они носят канзаши почти постоянно и вынуждены обращать внимание на смену сезонов. Так как мэйко носят гораздо больше канзаши, чем старшие гейши, сезонные изменения наиболее ярко прослеживаются в их украшениях.
В году 12 месяцев, и для каждого характерен свой цвет кимоно, и своя канзаши – для каждого сословия, разумеется,цвета различаются.
Особое место среди канзаши занимают Hana kanzashi — цветочные украшения: шпильки, заколки, палочки и гребни с шелковыми цветами. Они создаются японскими мастерами из квадратов шелка техникой, известной как tsumami (складывание). Каждый квадрат ткани, свернутый при помощи щипцов, превращается в один лепесток цветка. Они присоединяются к основе, чтобы создать целые цветы, или собираются с помощью шелковой нити, чтобы получилась последовательность цветов.
Замужние дамы цветочные канзаши в таком количестве не носят – для них прилично один-два небольших цветка, а вот молоденькие девушки... Не только "мэйко" носят их сегодня, канзаши – это украшения на свадьбы, Новый Год, на специальный детский праздник и просто так. Поэтому, таких шпилек и цветочков великое множество.
15 ноября по всей Японии проводится праздник "Сити-го-сан". По нашему "7-5-3" . Это такой общий День Рождения всех детей, которым в этот год исполнилось соответственно 3, 5 и 7 лет. Эти цифры, конечно, магические и много всякого означают, но главное – это то, что в 7 лет девочки впервые надевают взрослый "оби", и проходят церемонию "перемены пояса" – то есть считаются взрослыми. Девочки в этот день очень нарядные, и причёски, конечно же, украшены шёлковыми цветами, непременно ручной работы.

4. Повторение правил ТБ при работе с ножницами, иглами и булавками, при работе с пламенем.

5. Практическая часть

(Практическая работа и отдельные трудовые приемы иллюстрируется слайдами презентации  «Последовательность изготовления розы канзаши»)

Практическая работа: выполнение лепестков розы, их соединение.

Последовательность изготовления розы:

1.   Из ленты шириной 5 см нарезаем квадратики
2.   Складываем пополам
3.   Загибаем один уголок так, как показано на фото
4.   Со вторым уголком делаем тоже самое. Обратите внимание, что лепесток получается не острым
5.   Аккуратно обрезаем кончик лепестка
6.   Место среза обрабатываем пламенем
7.   Таких заготовок понадобиться 40-50 штук
8.   Из двух лепестков начинаем делать бутон. Лепестки складываем внахлест
9.   Сворачиваем в бутон
10. Начинаем формировать розу. На лепесток наносим клей, как показано на фото
11. К бутону начинаем приклеивать лепестки
12. Ряды лепестков клеим в шахматном порядке

Индивидуальный обход рабочих мест. Помощь учащимся, устранение типичных ошибок.

6. Заключительная часть

Вопросы учащимся:

– Заинтересовало ли вас японское искусство?
– Какие другие виды  искусств вы знаете?
– Захотелось вам сделать еще какие-либо цветы в технике канзаши?

7. Итоги урока

Проверить выполненную работу, оценить.

8. Уборка рабочих мест

9.  Домашнее задание: завершить работу,  сделать листья, оформить розочку  как брошь, на ободок,  заколку.