Цель урока: Расширение представлений учащихся о гжельской керамике, ознакомление с приемами гжельской росписи.
Задачи урока:
- научить применять простейшие приемы, элементы и мотивы гжельской росписи: мазок с тенями, точки, сеточка, штрихи, дужки;
- продолжить формирование навыка и умения рисовать кистью.
- прививать любовь к народному искусству;
- развивать эстетический вкус;
- развивать творческое воображение, мышление, учить вариации и импровизации в работе;
- развивать зрительную и слуховую память, внимание.
Оборудование и материалы к уроку.
Для учителя:
- Мультимедийная презентация “Гжельская роспись”, компьютер, проектор.
- Таблицы: “Приемы гжельской росписи”.
- Образцы гжельской керамики.
- Музыкальный фрагмент (гусли).
Для ученика:
- Художественные материалы: краски, кисти, палитра, альбом.
- Заготовки для выполнения творческой работы (готовит учитель)
- Копировальный экран “Мираж”.
Ход урока
I. Организованное начало урока.
II. Вводная беседа.
1). - Что вы видите на доске? (Геометрические фигуры)
- Что в них общего? Чем они отличаются друг от друга? (Это четырёхугольники. Они близки по цвету. Все они голубовато-синие.)
- Расставьте эти четырёхугольники в таком порядке, чтобы было видно усиление цвета. Начинайте с бледных тонов к более тёмным. Затем переверните четырёхугольники и вы узнаете тему нашего сегодняшнего урока.
Слайд 2.
Сине–голубые
розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые,
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре-
Синяя купель.
Это называется
Просто роспись ... Гжель.
2). Слайд 3.
Гжель – это фарфоровые изделия сине-белого цвета. Своё название она получила от названия села, что находится в 60 км от Москвы. Поэтому Родиной Гжели считается Московская область.Там впервые стали изготавливать эти изделия. Первые гжельские изделия – из глины. Это произошло очень давно – ещё в 14 веке.
3). Слайд 4.
Гжельская земля очень богата высококачественными глинами белого цвета. Из неё и изготавливают различные предметы быта. Слово “Гжель” – родственник слова “жечь”. . Изделия из глины для прочности обжигают в печах при очень высокой температуре. Поэтому в слове “Гжель” слышится отзвук глагола “жечь”.
4). Слайд 5.
Роспись Гжели выполняется кобальтом. Каждое изделие обжигали 2 раза: первый – для закрепления формы, второй – после росписи изделия кобальтом. Минерал кобальт использовали именно потому, что он не выгорает при температуре свыше 1000 градусов и даёт красивый синий цвет различных оттенков. Но оттенки цвета появляются лишь после обжига, в сыром виде рисунок кобальтом выглядит серо-черным.
5). Слайд 6, 7, 8, 9, 10.
- А какими же элементами украшали свои изделия Гжельские мастера? Давайте посмотрим на слайды. Широкой полосой или букетом выделяется главная часть сосуда, более узкими лентами – края горла, дна и ручек. Основными мотивами росписи стали травка, злаки, птицы, полевые и садовые цветы – розы, астры, гвоздики, форма которых перерабатывается и становится довольно условной, но живописной и декоративной. Пожалуй, самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда, написана тоненькой кисточкой.
Концом кисти наносят жилки, штриховку и прихотливо изогнутые стебельки и усики; Очень затейливая, нарядная получилась посуда. Полюбилась она людям, и стали называть ее “нежно-голубое чудо”.
III. Объявление темы урока.
Сегодня мы будем учиться раскрашивать различную посуду в стиле гжельской росписи. Выберите себе трафарет контура посуды (чайник, ваза, чашка, блюдце, кувшин, квасник, сахарница, маслёнка).
IV. Работа с копировальным экраном “Мираж”.
(С помощью экрана дети копируют контур посуды).
V. Работа над созданием узора.
Слайд 11.
1).Показ на доске поэтапного рисования крупной розы карандашом, которую нужно разместить в центре своего рисунка.
2). Показ плакатов с различными приёмами гжельской росписи.
- Далее вы самостоятельно украшаете свою розу, другие части своей посуды лепестками, листиками, усиками, штрихами, сеточкой... (самостоятельная работа карандашом, учитель помогает индивидуально. Включается народная музыка ).
VI. Физминутка:
- Прежде чем приступить к работе, давайте немного отдохнём:
Если я буду называть предмет белого цвета, то вы присядете, если синего или голубого – встанете и поднимите руки вверх:
море, заяц, небо, река, облако, солнце, василек, cнег, колокольчик, соль, волосы Мальвины, сахар, глаза, зубы, лягушка, язык, озеро, вата, гжель.
VII. Работа акварельными красками.
Слайд 12 (мазок с тенью) .
Мазок с тенями – это особый тональный мазок, в котором отчетливо виден переход от темного к светлому оттенку синего цвета.
Рисовать надо так: четкие мазки лепестков и листьев темно-синего цвета или мазки с мягкими размытыми краями наносятся всей кистью обильно насыщенной краской.
Роспись самого цветка необходимо начинать с середины, затем наносятся два мазка слева и два мазка справа. Затем тёмно-синей краской наносим тени.
Слайд13. (бордюры)
Бордюры рисуются тонким концом кисти.
Слайд 14.
Рассмотрите различные элементы росписи, придумайте свой узор.
(Учащиеся раскрашивают свой узор. Включается народная музыка )
VIII. Выставка и обсуждение работ.
IX. Подведение итогов урока.
ТЕСТСлайд 15.
Родина Гжели:
- Московская область
- Вологодская область
- Архангельск
Слайд 16.
Первые гжельские изделия
- из мела
- из глины
- из гипса
Слайд 17.
Слово “гжель” родственное слову
- жечь
- желание
- железо
Слайд 18.
Роспись “Гжель” выполняется
- синей акварельной краской
- чернилами
- кобальтом
Слайд 19.
Фарфоровые чайники,
Подсвечники, часы,
Животные и птицы
Невиданной красы.
Деревня в Подмосковье
Прославилась теперь.
Известно всем в народе
Её названье – Гжель.
Спасибо. Молодцы!