Народное декоративно-прикладное искусство. Гжельская роспись

Разделы: Начальная школа


Цель урока: Расширение представлений учащихся о гжельской керамике, ознакомление с приемами гжельской росписи.

Задачи урока:

  • научить применять простейшие приемы, элементы и мотивы гжельской росписи: мазок с тенями, точки, сеточка, штрихи, дужки;
  • продолжить формирование навыка и умения рисовать кистью.
  • прививать любовь к народному искусству;
  • развивать эстетический вкус;
  • развивать творческое воображение, мышление, учить вариации и импровизации в работе;
  • развивать зрительную и слуховую память, внимание.

Оборудование и материалы к уроку.

Для учителя:

Для ученика:

  • Художественные материалы: краски, кисти, палитра, альбом.
  • Заготовки для выполнения творческой работы (готовит учитель)
  • Копировальный экран “Мираж”.

Ход урока

I. Организованное начало урока.

II. Вводная беседа.

1). - Что вы видите на доске? (Геометрические фигуры)

- Что в них общего? Чем они отличаются друг от друга? (Это четырёхугольники. Они близки по цвету. Все они голубовато-синие.)

- Расставьте эти четырёхугольники в таком порядке, чтобы было видно усиление цвета. Начинайте с бледных тонов к более тёмным. Затем переверните четырёхугольники и вы узнаете тему нашего сегодняшнего урока.

Слайд 2.

Сине–голубые
розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые,
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре-
Синяя купель.
Это называется
Просто роспись ... Гжель.

2). Слайд 3.

Гжель – это фарфоровые изделия сине-белого цвета. Своё название она получила от названия села, что находится в 60 км от Москвы. Поэтому Родиной Гжели считается Московская область.Там впервые стали изготавливать эти изделия. Первые гжельские изделия – из глины. Это произошло очень давно – ещё в 14 веке.

3). Слайд 4.

Гжельская земля очень богата высококачественными глинами белого цвета. Из неё и изготавливают различные предметы быта. Слово “Гжель” – родственник слова “жечь”. . Изделия из глины для прочности обжигают в печах при очень высокой температуре. Поэтому в слове “Гжель” слышится отзвук глагола “жечь”.

4). Слайд 5.

Роспись Гжели выполняется кобальтом. Каждое изделие обжигали 2 раза: первый – для закрепления формы, второй – после росписи изделия кобальтом. Минерал кобальт использовали именно потому, что он не выгорает при температуре свыше 1000 градусов и даёт красивый синий цвет различных оттенков. Но оттенки цвета появляются лишь после обжига, в сыром виде рисунок кобальтом выглядит серо-черным.

5). Слайд 6, 7, 8, 9, 10.

- А какими же элементами украшали свои   изделия Гжельские мастера? Давайте посмотрим на слайды. Широкой полосой или букетом выделяется главная часть сосуда, более узкими лентами – края горла, дна и ручек. Основными мотивами росписи стали травка, злаки, птицы, полевые и садовые цветы – розы, астры, гвоздики, форма которых перерабатывается и становится довольно условной, но живописной и декоративной. Пожалуй, самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда, написана тоненькой кисточкой.

Концом кисти наносят жилки, штриховку и прихотливо изогнутые стебельки и усики; Очень затейливая, нарядная получилась посуда. Полюбилась она людям, и стали называть ее “нежно-голубое чудо”.

III. Объявление темы урока.

Сегодня мы будем учиться раскрашивать различную посуду в стиле гжельской росписи. Выберите себе трафарет контура посуды (чайник, ваза, чашка, блюдце, кувшин, квасник, сахарница, маслёнка).

IV. Работа с копировальным экраном “Мираж”.

(С помощью экрана дети копируют контур посуды).

V. Работа над созданием узора.

Слайд 11.

1).Показ на доске поэтапного рисования крупной розы карандашом, которую нужно разместить в центре своего рисунка.

2). Показ плакатов с различными приёмами гжельской росписи.

- Далее вы самостоятельно украшаете свою розу, другие части своей посуды лепестками, листиками, усиками, штрихами, сеточкой... (самостоятельная работа карандашом, учитель помогает индивидуально. Включается народная музыка ).

VI. Физминутка:

- Прежде чем приступить к работе, давайте немного отдохнём:

Если я буду называть предмет белого цвета, то вы присядете, если синего или голубого – встанете и поднимите руки вверх:

море, заяц, небо, река, облако, солнце, василек, cнег, колокольчик, соль, волосы Мальвины, сахар, глаза, зубы, лягушка, язык, озеро, вата, гжель.

VII. Работа акварельными красками.

Слайд 12 (мазок с тенью) .

Мазок с тенями – это особый тональный мазок, в котором отчетливо виден переход от темного к светлому оттенку синего цвета.

Рисовать надо так: четкие мазки лепестков и листьев темно-синего цвета или мазки с мягкими размытыми краями наносятся всей кистью обильно насыщенной краской.

Роспись самого цветка необходимо начинать с середины, затем наносятся два мазка слева и два мазка справа. Затем тёмно-синей краской наносим тени.

Слайд13. (бордюры)

Бордюры рисуются тонким концом кисти.

Слайд 14.

Рассмотрите различные элементы росписи, придумайте свой узор.

(Учащиеся раскрашивают свой узор. Включается народная музыка )

VIII. Выставка и обсуждение работ.

IX. Подведение итогов урока.

ТЕСТ

Слайд 15.

Родина Гжели:

  • Московская область
  • Вологодская область
  • Архангельск

Слайд 16.

Первые гжельские изделия

  • из мела
  • из глины
  • из гипса

Слайд 17.

Слово “гжель” родственное слову

  • жечь
  • желание
  • железо

Слайд 18.

Роспись “Гжель” выполняется

  • синей акварельной краской
  • чернилами
  • кобальтом

Слайд 19.

Фарфоровые чайники,
Подсвечники, часы,
Животные и птицы
Невиданной красы.
Деревня в Подмосковье
Прославилась теперь.
Известно всем в народе
Её названье – Гжель.

Спасибо. Молодцы!