Внеклассное мероприятие, посвященное Дню космонавтики, "История космических побед"

Разделы: Внеклассная работа


Форма: устный журнал.

Цели:

  • Познакомить учащихся с биографиями первооткрывателей космической эры, являющимися примером трудолюбия, упорства в достижения цели.
  • Расширить представления учащихся о первых шагах в космосе.
  • Привлечь учащихся к изучению соответствующей литературы для расширения кругозора.

Задачи:

1. Рассмотреть основные этапы развития космонавтики.

2. Привлечь внимание к истории космических побед не только старших, но и младших школьников, воспитание патриотизма.

3. Закрепить полученные знания по вопросам викторины.

Ведущие открывают журнал, затем объявляют каждую следующую страницу журнала.

Оформление каждой страницы: выступление учащихся, показ презентации "История космических побед".(Приложение 1).

Оборудование: портреты первых космонавтов; фотографии отряда первых космонавтов; мультимедийный проектор.

Какими представляли Землю и небеса люди в древности.

Ведущий: Древние греки думали, что Земля плоская и похожа на огромное блюдо.На этом блюде расположены горы и равнины, реки и озера. Сверху необыкновенное блюдо прикрывает небесный свод. Некоторые народы полагали, что Земля лежит на трёх могучих слонах-великанах. Наши предки-славяне считали, что небеса и Земля похожи на яйцо, которое снесла огромная "космическая птица". На чём только не отправлялись в небеса герои сказок и старинных легенд! И на золотых колесницах, и на быстрых стрелах, даже на летучих мышах! (Слайд 2) Алладин летал на волшебном ковре-самолёте, Баба-Яга неслась над землёй на ступе, Иванушку несли на крыльях гуси-лебеди. Прошли века и люди сумели покорить воздушное пространство Земли. Но человечество мечтало о полётах не только в воздушном, но и в космическом пространстве, о котором великий русский учёный и поэт Михаил Ломоносов сказал так:

Открылась бездна
Звёзд полна,
Числа нет звёздам,
Бездне - дна!

Николай Иванович Кибальчич

Ведущий: Россия внесла значительный вклад в развитие космических технологий, позволивших человеку начать покорение Вселенной. В стране с середины XIX века начались теоретические исследования по проектированию и использованию боевых ракет. В этой связи следует упомянуть о русском изобретателе и революционере Николае Ивановиче Кибальчиче. (Слайд 3 ) За 80 лет до первого полета человека в космос он разработал проект ракетного летательного аппарата. Работа была выполнена при весьма трагических обстоятельствах. Дело в том, что Кибальчич за участие в покушении на жизнь царя Александра II был приговорен к смертной казни. В тюрьме в ожидании исполнения приговора он на пяти страницах изложил идею космического корабля с реактивным двигателем, который поможет человечеству выйти в космос (23 марта 1881 года). По его замыслу, двигатель летательного аппарата должен был приводиться в действие порохом, спрессованным в “цилиндрические шашки”. У изобретателя не было возможности проводить сложные математические расчеты. Основное внимание он сосредоточил на изложении сути своей идеи. Главное отличие проекта Кибальчича от других состояло в том, что его “воздухоплавательный прибор” мог передвигаться даже в безвоздушном пространстве. Конечно, в предлагаемом проекте имелись недостатки и ошибки. Но это не главное. Главное, что в то время еще не существовало теории ракетного движения. А вот проект 27-летнего Кибальчича был! Единственное, о чем просил он суд, передать свой труд на экспертизу ученым. Однако эта просьба не была удовлетворена. 37 лет о созданном им проекте никто не знал. Только в 1918 году при разборке секретного архива царской охранки в деле казненного народовольца Н.И. Кибальчича был найден “Проект воздухоплавательного прибора”. И он вошел в историю проникновения человека в космос навсегда. Вошел как техническое озарение, как великая победа человеческого духа.

Циолковский Константин Эдуардович

Ведущий :Неоценимый вклад в развитие ракетной и космической техники внес выдающийся русский ученый Константин Эдуардович Циолковский. (Слайд4) В круг его интересов входили многие научные проблемы, но главные из них исследование мирового пространства и межпланетные путешествия. Планы ученого самоучки имели поистине космический размах. Средства для оборудования и для опытов шли из семейного бюджета. Целью всей жизни Циолковского, по его собственному признанию, было сделать “что-нибудь полезное для людей и продвинуть человечество хоть немного вперед”.

Всю свою жизнь он посвятил мечте о преодолении земного тяготения, о полном отсутствии тяжести .Циолковский К.Э. говорил: "Человечество не останется на Земле, оно завоюет себе около солнечное пространство". "Но человек полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума", добавлял учёный. Циолковский доказал, что освоить космическое пространство можно только с помощью ракеты! Он разработал теорию ракеты, предложил использовать для ракет жидкое топливо, продумал устройство ракеты и вывел основную формулу движения ракеты. Кроме того, он предсказал, что в космическом пространстве будет постоянно находиться настоящий космический дом, где космонавты станут подолгу жить, занимаясь исследованиями!

Фридрих Артурович Цандер

Ведущий: На начало XX века пришлись изыскания другого изобретателя Юрия Васильевича Кондратюка. В книге “Завоевание межпланетных пространств” он впервые выдвинул идею создания многоступенчатой ракеты, работающей на кислородно-водородном топливе. Полеты за пределы атмосферы невозможно было осуществить без реактивных двигателей. И в 1921 году при содействии Николая Ивановича Тихомирова, проектировщика первых отечественных боевых ракет, образовалась специальная лаборатория по разработке ракетных двигателей. Вскоре в ней появился и новый инженер Валентин Петрович Глушко, возглавивший эксперименты с ракетными двигателями, работавшими на жидком топливе.

Ведущий: Следующий этап в развитии теории и практики ракетостроения связан с именем Фридриха Артуровича Цандера. ( Слайд 5 ).Работать в области межпланетных сообщений он начал еще в 1906 году. Исследовал, изучал и проверял все, что может пригодиться в космическом полете. Он даже выращивал капусту в толченом древесном угле: ведь полет может продолжаться долгие годы, значит, следует позаботиться о рационе космонавтов. Почему в угле? Уголь гораздо легче земляного грунта, поэтому вся такая оранжерея весит меньше, чем одна огородная грядка. В полете, где на счету каждый грамм, это очень важно. Сегодня метод выращивания на борту растений известен под названием “аэропоника”. В мае 1910 года ему пришла в голову оригинальная мысль о возможности соединить Землю и Луну тросом. Он тотчас сделал математические выкладки, которые показали невозможность практической реализации идеи. Однако термин “космический лифт” уже обрел право на жизнь. В наше время в научной литературе существует достаточно большое количество предложений по всевозможным космическим буксирам, тросам и т.п. “Придет время, говорил Фридрих Артурович, - и могучие реактивные корабли на космической скорости направятся к другим мирам Вселенной”. Эту веру в победу человеческого гения он стремился передать в своих лекциях и докладах. “Инженер Ф.А. Цандер сделает сообщение об изобретенном им новом корабле, решающем задачу полета в мировое пространство”. В 20-е годы прошлого столетия такие объявления можно было прочитать во многих городах страны.

В июле 1922 года Ф.А. Цандер даже взял на работе годовой отпуск, во время которого разрабатывал проект корабля-аэроплана. В 1931 году в Москве начала работать Группа изучения реактивного движения (сокращенно ГИРД). Активный пропагандист полета к Марсу, он стал одним из ее организаторов. Здесь работали также будущие творцы ракет - инженеры Сергей Павлович Королев, Михаил Клавдиевич Тихонравов, аэродинамик Владимир Петрович Ветчинкин. Группа работала в условиях постоянного дефицита материалов и инструментов, не хватало измерительных приборов, зарплата выплачивалась мизерная. В шутку ГИРД стали расшифровывать так “группа инженеров, работающих даром”. Цандер трудился на износ. Иногда он не уходил с рабочего места сутками, периодически подкрепляясь сухарями, сумка с которыми висела на гвозде рядом с его рабочим столом. Королев даже издал шутливый приказ, обязывающий сотрудника, покидающего здание последним, забирать с собой фанатично преданного работе Фридриха Артуровича. Эта сплоченная группа находила инженерные решения, которым не было аналогов в мировой практике. Среди реактивных двигателей и ракет, созданных ими, была знаменитая ракета на жидком топливе под названием “ГИРД-Х”. 25 ноября 1933 года эта двухметровая ракета взлетела в воздух и, набирая скорость, пропала в облаках. Всего 22 секунды работал ее двигатель, но этот полет доказал, что человек проложит дорогу к звездам.

Королёв Сергей Павлович

Ведущий :Все идеи Циолковского воплотил в жизньКоролёв Сергей Павлович. (Слайд 6). Академик С.П. Королев никогда не был в космосе. Но он хорошо представлял необычные условия космического пространства. Десятки лет обдумывал он свои идеи с тех незабываемых минут, когда открыл труды Циолковского, когда впервые юношей поднял в небо планер собственной конструкции, когда запустил первую в своей жизни ракету. Рядом с Королевым работали друзья молодости конструкторы первых ракет и самолетов, ставшие потом известными учеными. Вместе с ними работали сотни молодых конструкторов, инженеров, техников “горячие головы”, готовые обсуждать любую идею сутки, недели, месяцы сколько потребуется, чтобы на пустом до того месте родилось новое. Ведь не было тогда никаких примеров, никаких образцов во всей мировой технике! Знаменитое колесо и то легче было изобрести, чем этот... как же его величать.. звездолет, ракетолет... “Корабль - назовем его так, сказал однажды товарищам Сергей Павлович. Космический корабль”. И пояснил: космический корабль выйдет в открытый космос, как морской корабль выходит в просторы океана. Здесь только все гораздо сложнее, чем в океане. Главное -человеческая жизнь должна быть в безопасности .Поэтому не должно случиться ни малейшей ошибки.

Весной 1955 года в пустынной местности рядом с разъездом Тюра-Там (Казахстан) под завесой строжайшей секретности началось строительство будущего космодрома Байконур. Потребовалось поднять около миллиона кубометров грунта и уложить свыше 30 тысяч кубометров бетона, возвести первоочередные объекты первой космической гавани. Работы проводились круглосуточно. И уже к началу декабря военные строители сдали стартовое сооружение под монтаж пускового оборудования.

Перед СП. Королевым и его соратниками была поставлена задача: создать ракету, которая поднялась бы в космос. Ученые решили, что на орбиту надо выводить не весь корабль, а только его головную часть, которая и будет летать в космосе. В начале 1957 года ракета, получившая обозначение Р-7, была готова к испытаниям. 15 мая эта 273-тонная махина должна была уйти в небо со стартовой площадки полигона. Все надеялись на успех. Однако почти сразу после прохождения команды на запуск двигательной установки в хвостовом отсеке одного из боковых блоков возник пожар. Ракета взорвалась.

Первый искусственный спутник Земли (ИСЗ)

Ведущий : Но время шло быстро. Космические ракеты испытывались не только у нас, но и в Соединенных Штатах Америки. Все торопились. Обе страны хотели быть первыми. Началась так называемая космическая гонка.Наконец 21 августа 1957 года советская ракета успешно стартовала в космос.4 октября 1957 года произошло событие, которое потрясло весь мир,- был запущен первый искусственный спутник Земли (ИСЗ) в 22 часа 28 минут 34 секунды по московскому времени с космодрома Байконур (Слайд7 ).Это было первое, сотворённое человеком тело, которое не упало на Землю, а стало вращаться вокруг неё. Его вес составлял 83,6 кг, корпус имел форму шара диаметром 0,58 метров. Аппаратура и источники питания располагались в герметичном корпусе.

Запуск подействовал на американцев ошеломляюще. Ведь еще в 1948 году они громогласно заявили, что первыми создадут спутник. А потом приступят к созданию ракеты, которая полетит в космос с человеком на борту. Мы оказались впереди. Люди вечерами выходили из домов, стараясь увидеть маленькую звездочку в небе, прислушивались к эфиру. Чтобы слышать “голос” космического первенца, наши конструкторы предлагали установить на ИСЗ в качестве звукового сигнала Гимн Советского Союза, но С.П. Королев отказался от этой идеи, и мир услышал обычные сигналы: “Бип-бип-бип...” .Спутник просуществовал на орбите 92 дня, совершил 1440 оборотов вокруг Земли и прошел при этом около 60 млн. км. За время его работы была собрана различная информация о верхних слоях атмосферы и о распространении радиосигналов в ионосфере. Когда 4 января 1958 года он сгорал на высоте около 500 км и кто-то загадывал желание, принимая его за падающую звезду, на орбите уже летал второй наш аппарат. И лишь через месяц - в феврале 1958 года - США запустили свой первый спутник. В середине 1958 года Нобелевский комитет решил наградить премией создателей первого в мире искусственного спутника Земли. На запрос из Стокгольма: кто же автор и главный конструктор космического аппарата? глава СССР Никита Сергеевич Хрущев ответил, что “творец новой техники - весь советский народ”. Мир в те годы так и не узнал имен своих засекреченных героев...

Биологический спутник

Ведущий: 3 ноября 1957 года с космодрома стартовал первый в мире биологический спутник, в герметичной кабине которого находилась обыкновенная дворняжка Лайка. (Слайд 8 ).Свою кличку собака получила потому, что имела привычку особенно часто лаять -требовательно и звонко. Полет показал, что в условиях невесомости живое существо может долгое время жить и работать. До Лайки 42 собаки на ракетах совершили в общей сложности 29 полетов в верхние слои атмосферы. После нее на шести космических кораблях еще 10. Всего 53 четвероногих друга человека испытывали на себе воздействие космоса, 20 из них, к сожалению, заплатили за это своими жизнями.

Ведущий : Новый 1959 год принес очередную победу в освоении космического пространства. 2 января в 19 часов 41 минуту 21 секунду московского времени стартовал космический аппарат “Луна-1”. Впервые в мире ракете-носителю “Восток”, созданной в КБ С.П. Королева, удалось преодолеть силу земного притяжения и вынести земное тело в космос. “Луна-1”должна была стать искусственным спутником Луны, но, пройдя в 6000 км от нашего естественного спутника, стала первой искусственной планетой - искусственным спутником Солнца - под названием “Мечта”.

В январе 1960 года были завершены летные испытания ракеты Р-7 (Восток), и она поступила на вооружение Ракетных войск стратегического назначения. Началась подготовка полета человека в космос. Ракета длиной 38,76 мимела стартовую массу 287 т и могла “вывозить” на околоземную орбиту почти 5 т полезного груза.

Ведущий :19 августа 1960 года простые дворняги Белка и Стрелка - “хозяева” третьего “Востока” (Слайд 9) - вместе с другими членами экипажа (двумя белыми крысами, 40 мышами и множеством мух-дрозофил) стали известными на весь мир.

Настоящие клички этих собак - Альбина и Маркиза. Но в то время они кому-то показались буржуазными, не подходящими для советских собак-космонавтов, поэтому клички им поменяли на хорошо нам известные Белка и Стрелка. Во время полета на собаках были скафандры - красный и зеленый. Датчики сложнейшей медико-биологической аппаратуры отслеживали все изменения в организмах животных. Совершив 18 оборотов вокруг Земли, они не только перенесли огромные космические перегрузки, но и благополучно вернулись на Землю и даже принесли здоровое потомство. Один из щенков Стрелки - Пушинка - был подарен жене президента США Жаклин Кеннеди.

Гагарин Юрий Алексеевич

Ведущий:В нашей стране решение об отборе людей и подготовке их для полета в космос было принято 5 января 1959 года. Главным и спорным здесь был один вопрос: какой профессией они должны обладать? Врачи доказывали, что надо набирать кандидатов на полет только из врачей, так как они умеют жертвовать собой ради спасения других. Инженеры космической техники считали, что в космос должен лететь человек из их среды, так как он хорошо знает корабль, делал его и потому должен испытать его работу в условиях космического полета. Претендовали даже водолазы, то ли в шутку, то ли всерьез намекая на схожесть работы космонавта в космическом скафандре с их работой в воде с потерей веса. А может, и потому, что греческое слово “космонавт” дословно переводится на русский язык как “мореплаватель во Вселенной”. В США, Англии, Франции и других странах их называют астронавтами, что в переводе означает примерно то же самое - звездоплаватели (“астро” - “звезда”), В итоге выбор пал на летчиков-истребителей. Они действительно из всех профессий на Земле ближе к космосу: летают на больших высотах в специальных костюмах, переносят перегрузки, умеют прыгать с парашютом, держать связь с командными пунктами и между собой, находчивы, дисциплинированны, хорошо знают реактивные самолеты, и вообще они - военные люди.

Ведущий :Летом 1959 года специально созданная из военных врачей медицинская комиссия приступила к отбору кандидатов в космонавты в авиационных частях. Какие же требования к ним предъявлялись? Во-первых, отменное здоровье с двойным- тройным запасом прочности. Во-вторых, искреннее желание заняться новым и опасным делом. В-третьих, способность к творческой, исследовательской работе. И, в-четвертых, они должны были отвечать определенным параметрам: возраст - 25-30 лет, рост -170-175 см, вес - 70-72 кг, и не больше!

К отбору кандидатов на космический полет подходили очень строго. Из трех тысяч летчиков-истребителей специалисты отобрали всего 20 человек. Отсеивали безжалостно. Даже за малейшее несоответствие в организме, о котором не ведал и сам пилот. Для сравнения: годом раньше американцы из 508 летчиков-испытателей отобрали в отряд астронавтов только 7 человек.

В марте 1960 года будущие космонавты приступили к занятиям. Вначале они проходили в Москве на бывшем Центральном аэродроме им. М.В. Фрунзе, а затем им выделили прекрасное место в Подмосковье , построили городок и назвали его Звёздным.

С космонавтами ежедневно занимались подготовкой и закаливанием, проводили учебно-тренировочные полёты на самолётах, следили за состоянием организм, испытывали в барокамерах, термокамерах и сурдокамерах, вращали на центрифуге, проводили кратковременные (30-40 секунд) полеты в невесомости. Врачи полагали, что в непривычных условиях у космонавтов могут быть психологические или физиологические срывы. Кроме того, большое внимание уделялось теоретическим занятиям по астрономии, небесной механике, ракетной технике, конструкции и устройству космического корабля “Восток” и его различных систем.

30 августа 1960 года советское правительство утвердило Положение о космонавтах СССР, узаконив новую профессию. Самым первым космонавтом стал некий Иван Иванович. В марте 1961 года он дважды совершил полет поочередно с собаками Чернушкой и Звездочкой на 6-м и 7-м по счету кораблях “Восток”. А называли Иваном Ивановичем манекен в оранжевом комбинезоне, отправленный ученными в космос. После возвращения с орбиты он выглядел вполне “здоровым”, что весьма поспособствовало принятию решения об отправке в космос живого человека.

До полета первого человека с планеты Земля в космическое пространство оставалось 18 дней. В созданном отряде космонавтов одним из лучших был Юрий Алексеевич Гагарин. (Слайд 10)

Сообщение учащихся о автобиографии Гагарина. (Приложение 2)

Ведущий :Человеку с такой простой биографией и предстояло открыть путь в космос. Пилотом-космонавтом корабля-спутника (так в те годы он официально именовался) государственная комиссия назначила Юрия Алексеевича Гагарина. 12 апреля 1961 года в 9 часов 18 минут по московскому времени впервые в мире был выведен на орбиту искусственный спутник Земли – корабль “Восток” с человеком на борту. (Слайд11-12) Наибольшая высота полета - 327 км. Проходил он по земной орбите всего 108 минут.

Целых 108 минут человек впервые любовался Землей из космоса!

Гагарин передал в микрофон: “Какой же красивый земной горизонт!” Юрий Алексеевич увидел не только какая Земля красивая, но и какая она маленькая и хрупкая. (Слайд 13 )

“Люди, берегите Землю!” - многократно повторял он потом, после полёта в космос.

Корабль сделал один виток вокруг Земли и совершил посадку на поле у деревни Смеловка Терновского (ныне Энгельского ) района Саратовской области. На высоте несколько километров Гагарин катапультировался и приземлился с парашютом недалеко от спускаемого аппарата.

Юрий Гагарин принёс славу нашей Родине. Мы можем гордиться им. В честь первого космонавта Земли называли города, улицы, площади и даже цветы! В мире не было ни одной газеты, ни одного журнала, которые бы не опубликовали портрет первого космонавта планеты. Все помнят его обаятельное лицо, открытую улыбку, ясный взгляд. Этот день вошел в историю человечества как начало новой эры — эры полетов человека в космос. Как ликовал весь мир! “Гражданин Вселенной” — так звали Гагарина люди на всех континентах Земли .Каждый год 12 апреля в нашей стране отмечается замечательный праздник - День космонавтики .

Ученик:

В скафандре, по рабочему, как был.
У Волги на виду, ему знакомой,
На вспаханную землю он ступил
И зашагал, растаптывая комья.
На перелески, пашни посмотрел.
Земля! И вид её не изменился.
Сегодня в космос он с неё взлетел,
Сегодня ж на неё и возвратился.
Всё так же низко облака бегут,
Все так же небо сосны стерегут.
Все тот же день,
Часов всё та же мера...
Прошло лишь сто,
Сто с небольшим минут.
А на Земле уже иная эра,
Которую космической зовут!

Пионеры космоса

Ведущий: После полета Гагарина покорение космоса пошло уже другими темпами. Всего через четыре года стало ясно, что человек может работать в открытом космосе.6-7 августа 1961 года на корабле "Восток-2" в космос полетел Герман Титов. Он совершил 17 витков вокруг Земли. Это был первый в мире многовитковый полёт.

С 14 по 19 июня и с 16 по 19 июня 1963 года опять в космосе два корабля: "Восток-5", пилотируемыйВалерием Быковским и "Восток-6", на котором полетела первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова. (Слайд 14) Этот совместный полёт продолжался 70 часов. Терешковасовершила 48 витков вокруг Земли, находясь на орбите трое суток, и благополучно вернулась на Землю. (Слайд 15).Именем Валентины Терешковой названы кратер на обратной стороне Луны, малая планета и звезда.

Ведущий: С 12 по 13 октября 1964 года на околоземную орбиту поднялся первый многоместный корабль "Восход". На его борту находились три человека: командир Владимир Комаров, врач Борис Егоров и учёный Константин Феоктистов. (Слайд 16). Впервые в космосе работали люди разных специальностей, которые проводили наблюдения и изучение космического пространства.

Ведущий: Развитие космонавтики во многом зависит от возможности активной деятельности человека в открытом космическом пространстве. Первый шаг в этом направлении был сделан в полете космического корабля “Восход-2” космонавтами Павлом Ивановичем Беляевым и Алексеем Архиповичем Леоновым. (Слайд 17 ).Корабль “Восход-2”, выведенный на околоземную орбиту 18 марта 1965 года был оснащен шлюзовой камерой и оборудованием для выхода человека в космическое пространство. В полете, на высоте около 500 км, космонавт А. Леонов в специальном скафандре с автономной системой жизнеобеспечения впервые в историй космонавтики вышел в открытое космическое пространство. (Слайд18). Вне шлюзовой камеры он находился в течение 12 минут, удаляясь от корабля на расстояние до 5 метров. Космонавт выполнил запланированные работы, провел технические наблюдения. Полет корабля продолжался 26 часов. Его посадка была осуществлена с использованием ручной системы управления. Проведенный эксперимент подтвердил возможность пребывания человека в открытом космосе и полного сохранения его работоспособности в специальном снаряжении.

На Луну

Ведущий: Америка была шокирована успехами СССР в освоении космического пространства. Через полтора месяца после гагаринского старта 25 мая 1961 года американский президент Джон Кеннеди призвал Конгресс США и американский народ взять на себя обязательство: до 1970 года совершить пилотируемый полет на Луну с высадкой человека на ее поверхность.(Слайд19) .Американцы решили осуществить грандиозную лунную программу под названием “Аполлон”. 20 июля 1969 года в 23 часа 17 минут 42 секунды по московскому времени трое американских астронавтов “прилунились” в море Спокойствия. Через 6,5 часов сначала Нейл Армстронг, а спустя 15 минут Эдвин Олдрин покинули кабину корабля и отправились “на лунную прогулку”. Они пробыли на поверхности Луны более двух часов. Установили американский флаг, научные приборы, провели двухминутный сеанс связи с президентом США Никсоном, набрали около 25 кг грунта. На оставшейся на поверхности Луны посадочной ступени лунного модуля укрепили табличку с выгравированными на ней Картой полушарий Земли и словами: “Здесь люди с планеты Земля впервые ступили на Луну. Июль 1969 года новой эры. Мы пришли с миром от имени всего Человечества”. После семичасового отдыха астронавты включили двигатель взлетной ступени и стартовали с Луны.Долгожданный полет, продолжавшийся 8 суток 3 часа 18 минут, был успешно завершен. При последующих высадках на Луну астронавты передвигались по ней на электромобиле.

Сколько всего людей оставило свои следы в пыли лунных долин? Задайте этот вопрос своим знакомым, и вы услышите ответ: двое... четверо... А их было 12! А летало вокруг Луны 24 человека! В общей сложности американские астронавты пробыли на Луне 300 часов, в том числе вне кабины, непосредственно на ее поверхности, - 81 час.

В отличие от американцев наши ученые решили исследовать Луну при помощи автоматики. Советская автоматическая станция “Луна-16” опустилась на Луну в море Изобилия, по команде взяла пробу лунного грунта и вернулась на Землю (сентябрь 1970 года). Позднее подобная станция “Луна-20” доставила на Землю пробу из горного района Луны, куда космонавты попасть не могли (февраль 1972 года). Почти год (с 17 ноября 1970 года по 30 сентября 1971 года) на Луне в море Дождей работало первое в мире внеземное транспортное средство - “Луноход-1”.( Слайд20) Он обследовал 80 000 кв. м лунной поверхности, в сотнях точек изучил свойства грунта, а в 25 точках произвел химический анализ его состава. Телевизионные установки “Лунохода”, управляемые с Земли, передали свыше 200 панорам и 20 000 фотографий поверхности нашего спутника. Лазерный отражатель, установленный на верхней части “Лунохода-1”, позволял точно определять расстояние до него. В 1973 году в море Ясности, на дне кратера Лемонье диаметром 55 км, был высажен “Луноход-2” (Слайд 21 ). Он прошел 37 км - почти вчетверо больше, чем “Луноход-1”, изучая рельеф и свойства грунта.

Стыковка в космосе

Ведущий : В 1975 году две мировые державы - Советский Союз и Соединённые Штаты Америки приняли программу ЭПАС - экспериментальный полёт "Аполлон" - "Союз". 17 июля 1675 года состоялась стыковка двух кораблей. Космонавты А. Леонов, В. Кубасов и астронавты Т. Стафферд, Д. Слейтон, В. Браундт пожали друг другу руки на орбите. (Слайд 22 )

Космические станции "Мир" и МКС

Ведущий: Следующим шагом в освоении космического пространства стало появление орбитальных станций - крупных научно-исследовательских комплексов. Советская орбитальная станция "Мир", ( Слайд 23 ) выведенная на орбиту 20 февраля 1986 года, проработала 15 лет. За это время на борту "Мир" побывало 104 космонавта, со станцией состыковалось 109 космических аппаратов. В 1998 году Россия и США приступили к постройке МКС - Международной космической станции. Это огромный орбитальный комплекс, лаборатория для совместной работы российских и американских исследователей космоса. Космонавты и астронавты проводят исследования, ставят эксперименты.

Женщины в космосе

Ведущий: Космос оказался местом не только для суровых мужчин. (Слайд 24 ).

Второй женщиной отправивщейся в космический полет только через 19 лет после Валентины Терешковой стала Светлана Евгеньевна Савицкая. С 19 по 27 августа 1982 года в качестве космонавта-исследователя она совершила полет на кораблях “Союз Т-5”, “Союз Т-7” и орбитальной станции “Салют-7”.Спустя два года, 25 июля 1984 года, Светлана Евгеньевна стала первой в мире женщиной, вышедшей в открытый космос, и первой, проведшей там сварку и резку металла. За пределами станции “Салют-7” она проработала 3 часа 35 минут. До того как стать космонавтом, Светлана установила три мировых рекорда по парашютному спорту в групповых прыжках из стратосферы и 18 авиационных рекордов на реактивных самолетах. Ее именем названы две малые планеты (астероиды): № 4118 (Света) и № 4303 (Савицкая).

Ведущий: Третьей российской женщиной-космонавтом и первой женщиной, совершившей длительный полет в космос, была Елена Владимировна Кондакова. Ее первый полет в космос состоялся 4 октября 1994 года в составе экспедиции “Союз ТМ-20”, возвращение на Землю - 22 марта 1995 года после 5-месячного полета на орбитальной станции “Мир”. Во второй раз Кондакова летала в качестве специалиста на американском корабле “Атлантис” (шаттл) в составе экспедиции “АтлантисSTS-84” в мае 1997 года. Всего в космических полетах (на 16 июня 2010 г.) участвовали 55 женщин-космонавтов и астронавтов (США - 45, СССР и Россия - 3, Канада - 2, Япония - 2, Великобритания - 1, Франция - 1, Республика Корея - 1).

Космический туризм

Ведущий: Сейчас полеты в космос стали привычным делом. Сообщения в газетах и на телевидении уже никого не удивляют.Сегодняшний день характеризуется новыми проектами и планами освоения космического пространства. Активно начал развиваться космический туризм, который как явление принадлежит уже XXI веку. (Слайд 25 ).

Под понятием “космический турист” сейчас подразумевают человека, который намерен полететь в космос по собственному желанию, без возложения на него каких либо задач и, главное, за свои деньги. Прилетев на станцию, турист может заниматься делами по личной программе: писать книгу, сочинять музыку, проводить сеансы связи с землей. Можно пользоваться некоторой частью оборудования, но не в ущерб плановым работам космонавтов.

Перевозку космических туристов обеспечивают российские корабли “Союз”, которые доставляют их на МКС (международную космическую станцию).

Сейчас стоимость такого путешествия 20-25 миллионов долларов.

Тем не менее, желающих много. Представители Росавиакосмоса могут гарантировать сейчас не более 1-2 мест в год.

Ведущий: Для менее обеспеченных туристов существуют другие проекты. Например, проект на базе российского перехватчика МИГ 31. По нему за 10 тысяч долларов желающих будут доставлять на высоту 30 км, где небо совсем черное и откуда можно посмотреть на землю почти со стороны. При этом в течении минуты обеспечивается состояние невесомости.

Первым космическим туристом был американский бизнесмен итальянского происхождения Деннис Тито. ( Слайд 26 ).Он посетил международную космическую станцию десять лет тому назад - 28 апреля 2001 года. За это время на МКС побывало около десятка человек. А американский миллиардер венгерского происхождения Чарльз Симони уже летал в космос дважды.

Космические агентства США, Европы и России планируют заниматься собственно космическим туризмом, организовывать суборбитальные полеты (на высоте 100-110 километров) на ракетопланах. Это будут обычные туры - с гидами и туристами. Двухчасовой полет по околоземной орбите смогут совершить за 200 тысяч долларов все желающие. Уже сейчас около 300 человек забронировали такие билеты.

Виды ИСЗ и их роль

Ведущий: В наши дни пилотируемая космонавтика вновь обратилась к Луне. Особый интерес к ней проявился после того, как выяснилось, что там на полюсах есть вода. Поэтому многие страны вернулись к идее создания обитаемых станций на Луне. На начало третьего тысячелетия практически все планеты нашей Солнечной системы исследовались космическими аппаратами разных стран.

Какова же цель запуска многочисленных спутников?

Есть ли от них человеку польза. Оказываете есть, и немалая. По своему назначению современные ИСЗ подразделяются на спутники телекоммникационные, метеорологические, навигационные геофизические, астрономические, оборонные, научно-исследовательские и др. (Слайд 27)

Телекоммуникационные ИСЗ обеспечивают работу спутниковых телефонов и другую дальнюю радиосвязь, трансляцию телевизионных каналов в любые регионы планеты, передачу интернет-данных в любые точки Земли. В настоящий момент таких спутников очень много. Настолько много, что это становится проблемой для человечества.

Метеорологические ИСЗ предназначены для прогнозирования погодных условий на Земле. С постоянно передают данные на наземные станции в виде изображений облачного, снегового и ледового покровов Земли, сведений о температурных составляющих поверхности Земли и различных слоев атмосферы, информацию об атмосферном давлении, химическом составе воздуха и т.д.

Навигационные ИСЗ предназначены для быстрого и точного определения нахождения объекта (система GPS) на планете. Благодаря сигналам, излучаемым несколькими десятками спутников, содержащих данные об их положении и точном времени, можно рассчитать свое положение на Земле с точностью до нескольких метров.

Геофизические ИСЗ предназначены для изучения поверхности Земли. Они фотографируют Землю, а геологи по фотографиям определяют, в каком месте нашей планеты находятся богатые залежи нефти, газа, иных полезных ископаемых. С их помощью оценивают радиационную опасность, исследуют космическое излучение, изучают атмосферу, влияние на нее солнечной активности, предсказывают стихийные бедствия и многое другое.

Астрономические ИСЗ предназначены для исследования открытого космоса. Поскольку они летают над верхними слоями атмосферы, свет, который излучают далекие звезды, не искажается. Эти функции выполняет в настоящее время космический телескоп “Хаббл”. Именно с его помощью ученые обнаружили астероид Апофис, орбита которого пересекается с орбитой Земли, и сейчас прорабатывают план предотвращения его столкновения с Землей. Повреждения, которые могут произойти в результате такого удара, в несколько раз больше тех, которые были вызваны падением Тунгусского метеорита.

Назначение оборонных спутников понятно из названия. Еще с начала 70-х годов прошлого столетия на них устанавливают камеры, которые способны выполнить фотосъемку очень хорошего качества. Также используются инфракрасные датчики, реагирующие на газы,образующиеся при старте даже небольших ракет. Высокочувствительные радиоприемники прослушивают обширные диапазоны радиочастот.

Научно-исследовательские ИСЗ применяются для проведения всевозможных научных исследований: биологических, медицинских или инженерных.

Космические корабли и космические станции, на которых космонавты из разных стран мира проводят различные эксперименты, также относятся к ИСЗ.

Что ожидает человечество в XXI веке? Трудно ответить на этот вопрос. Прогнозы капризны. А предсказывать космическое будущее считается делом безнадежным. Может быть, скоро мы установим контакт с внеземными цивилизациями. Будем летать к ним в гости и “дружить планетами”. Возможно, скоро полет в космос станет таким же доступным, как поездка на поезде или велосипеде. И мы все будем летать туда на экскурсии. Пусть же скорее настанет то время, когда любой желающий сможет отправиться в путешествие к далеким планетам! 2011 год был объявлен годом космонавтики. (Слайд 28).

Учитель :для закрепления ваших знаний проведём викторину.

16. Викторина

1. На государственном флаге какой страны изображено Солнце?

а) Япония
б) Франция
в) Великобритания
г) Румыния

2. Какое небесное тело всегда обращено к Земле одной стороной?

а) Меркурий
б) Луна
в) Марс
г) Солнце

3. Какая планета названа в честь Бога Войны?

а) Юпитер
б) Уран
в) Сатурн
г) Марс

4. Какое небесное тело затмевает Солнце, когда происходит солнечное затмение?

а) Луна
б) комета
в) Земля
г) астероид

5. На каком небесном теле есть моря Ясности, Спокойствия и Океан Бурь?

а) Марс
б) Венера
в) Сатурн
г) Луна

6. Назовите клички первых собак, полетевших в космос?

а) Пчёлка и Мушка
б) Дезик и Цыган
в) Белка и Стрелка
г) Лайка и Пчёлка

7. Назовите имя космонавта, впервые вышедшего в открытый космос?

а) Гагарин
б) Леонов
в) Циолковский
г) Королёв

8. Как называется корабль, на котором Ю.Гагарин совершил первый полёт в космос?

а) Восток-1
б) Союз-1
в) Апполон-1
г) Меркурий-1

9. Какую планету называют утренней или вечерней звездой?

а) Меркурий
б) Венера
в) Марс
г) Сатурн

10. Какой временной отрезок определяется по вращению земли вокруг своей оси?

а) год
б) сутки
в) неделя
г) месяц

Итог мероприятия

Учитель: Мы сегодня приоткрыли несколько страничек из истории космонавтики. Надеемся, Вы и в дальнейшем будете интересоваться космосом, следить за космическими достижениями, наблюдать за небесными телами и мечтать о полётах в космос.