Цели урока:
Воспитательные:
- воспитывать у ребят чуткое отношение к родному языку, к красоте и выразительности речи, интерес к его изучению;
- прививать детям любовь к прекрасному (русские пейзажи);
Обучающие:
- систематизировать знания учащихся об определении, полученные в начальной школе;
- проверить орфографические навыки учащихся;
- проверить умения учащихся проводить синтаксический, морфемный разборы, транскрибирование слов;
- расширять словарный запас учащихся.
Развивающие:
- разработать алгоритм нахождения определения в предложении( выполнение логических операций: сравнения ,синтеза; анализа, дедукции);
- развивать умение находить определение в тексте и употреблять его в речи;
- формировать навыки графического обозначения определения;
- формировать умения контролировать свою учебную деятельность;
- познакомить учащихся с согласованными и несогласованными определениями;
- познакомить со способами выражения определения в предложении.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний и умений. Фронтальный опрос. Игра “Корректор”.
В строчку записываются цифры от одного до десяти. В зависимости от правильности утверждения по теме “Синтаксис”, соответствующего определенной цифре, учащиеся ставят “+” или “-”.
- Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и члены предложения, называется фонетика.
- Словосочетание – это слова, связанные по смыслу и грамматически.
- Грамматическая основа предложения - это подлежащее и сказуемое.
- Подлежащее обозначает признак предмета.
- Сказуемое обозначает действие, состояние или качество предмета.
- По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные.
- По эмоциональной окраске предложения бывают восклицательные и повествовательные.
- Предложение, состоящее только из грамматической основы, называется нераспространенным.
- Члены предложения, не входящие в грамматическую основу, называются второстепенными.
- Второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета, называется дополнение.
Обменяйтесь тетрадями и проверьте (карандашом) правильность выполнения задания.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
- | + | + | - | + | - | - | + | + | - |
- В каких утверждениях допущены ошибки? (1, 4, 6, 7, 10)
Исправьте их. (устно)
- Что называется дополнением?
- Что нового мы узнали о нем на прошлом уроке?
III. Повторение.
Найдите дополнения в предложениях:
Село украшает сад.
Кудри берез расчесывает ветер.
- Что помогает правильно найти дополнение в предложениях, отличить его от подлежащего?
IV. Новый материал.
1) Анализ текстов:
- Сравните эти предложения со следующими:
Горное село украшает фруктовый сад.
Зеленые кудри белоствольных берез расчесывает теплый ветер.
- Какой текст дает вам более подробную информацию? Благодаря чему?
- Какой новый второстепенный член предложения мы определили? (Определение)
- Следовательно, как можно сформулировать тему урока? (Определение). Запись темы.
- Как вы думаете, какие цели мы должны перед собой поставить для изучения данной темы? (Узнать / вспомнить признаки определения; научиться/потренироваться находить его в тексте; выяснить/вспомнить, какую роль играет определение в предложении)
2) Движение темы:
Значит, определение – это второстепенный член предложения. (На доску прикрепляю напечатанные слова “второстепенный член предложения”)
- Подумайте, от какого слова произошло слово “определение”? (Работа с термином : назовите однокоренные слова - определять,
корень - определ-, суффикс - ени-, окончание – е;
сколько в этом слове букв? Звуков?
Назовите орфограммы в этом слове)
- Как вы понимаете значение слова “определять”?
- Можно ли сказать, определять, значит характеризовать предмет по цвету, форме, массе и т.д?
- Определение отвечает на вопросы: какой? чей? который? (На доску прикрепляю напечатанные слова “какой? чей? который?”)
- Что вы уже знаете об определении?
- А теперь откройте учебники на стр. 86,прочитайте материал в рамке (про себя) и ответьте на вопрос: Какая информация оказалась для меня новой?
V. Закрепление:
1) Итак, каково основное значение определения?
Действительно, определения часто помогают определить слова. Я предлагаю вам отдохнуть и отгадать загадки.
Что это?
- Молодой, умный, красивый, горячий, быстроногий, чистокровный, преданный, вороной... (конь)
- Быстрый, чистый, звонкий, кристальный, ледяной, прозрачный, горный ...(ручей)
- Гениальная, бездарная, громкая, жалобная, русская народная...(песня)
- Что помогло вам угадать задуманные мною слова?
2) Анализ предложений.
Работа с учебником. Давайте вспомним, как мы находим определения в предложениях. Запишем предложения, найдем в них определения.
упр. 186 (1ч)
Один у-к у доски; комментирование.
Цель работы - выработка алгоритма нахождения определения. (Основа - вопросы к упражнению).
- Так как мы находим определение в тексте, каков алгоритм наших действий? (Алгоритм)
Найду в предложении слова, которые обозначают предмет.
Поставлю от них вопросы какой? какая? какие? чей? который?
Определю, есть ли в предложении слова, которые отвечают на эти вопросы.
Если есть, значит , это определение.
Подчеркну определение волнистой линией.
3) Движение темы:
- Какой частью речи чаще всего выражаются определения?
Запишите предложение и найдите в нем определение:
Дождевая капля упала в воду.
- Чем выражено определение? На какой вопрос отвечает? От какого слова зависит? Как подчеркивается?
- Сравните это предложение со следующим:
Капля дождя упала в воду.
- Запишите предложение. Найдите грамматическую основу.
- Какое слово определяет, поясняет подлежащее?
- На что указывает зависимое слово? – на признак
- Какой член предложения указывает на признак предмета? – определение
- Поставьте к нему вопрос. Каким членом предложения будет являться? Чем выражено?
- Чем отличаются определения в 1-м и 2-м предложениях?
- Как называются словосочетания дождевая капля и капля дождя? – синонимичными
- Итак, чем может быть выражено определение?
Следовательно. Определение может выражаться не только прилагательным, но и существительным.
- Внимание! Определения, выраженные прилагательными, согласуются с главным словом, от которого зависят, в роде, числе, падеже. Такие определения называются согласованными.
Те, определения, которые выражены существительными, согласуются с главным словом в падеже. Такие определения называются несогласованными. Об этих определениях подробно мы будем говорить в старших классах.
3) Движение темы:
Потренируемся находить определения в предложении, отличать согласованные определения от несогласованных.
Физкультминутка
1. Поиграем? Я буду называть словосочетания. Если в нем определение выражено прилагательным, то вы должны поднять обе руки вверх, если определение несогласованное, т.е. выражено существительным, то вы опускаете руки на пояс. Если в словосочетании нет определения, то вы приседаете. Понятны условия игры? Приготовились.
В родном крае, совет отца, сосновый лес, ловко жонглировал, гул лесов, ранняя осень, посуда из пластмассы, осенний день, проснулся на рассвете, дом из камня, каменный дом, тонкий материал, шуршит листьями, чириканье воробья.
А теперь выполните письменное задание.
Перед вами листы с заданиями. Самостоятельно выберите задание для выполнения.
Задание 1. Списать. Вставить пропущенные буквы и слова
Ст_ит ______ осе_ь. Небо зат_нули ______ тучи. Вт_рой день идет ____ дождь. ______ л_ства с д_ревьев уже обл_тела. По д_ро_кам гор_дского парка веет_р г_няет _____ листья.
Задание 2. Списать, заменяя выделенные определения, выраженные прилагательными на синонимичные, выраженные существительными.
Каменная д_ро_ка в_дет в яблоневый сад. Мал_нький глиняный домик пряч_тся среди старых д_ревьев. Д_ро_ка спуска_тся к речному бер_гу. Там находит_ся лодочный причал.
Проверка 2-3 работ.
5. Релаксация.
- Сядьте поудобнее и послушайте музыку.
- Отдохнули, а теперь поделитесь своими впечатлениями от прослушанной мелодии. Слова, которыми вы будете характеризовать музыку, должны отвечать на вопрос какая?
- Мы с вами плавно подошли к решению третьей задачи и сейчас выясним, зачем нужны определения?
1. Творческое задание.
- Прочитайте текст.
Наступила (какая?) осень. В лесу (какие?) деревья давно облетели. Только (какие?) берёзки сохранили (какие?) листочки. Изредка (какие?) лучи (какого?) солнца озаряют (какой?) лес.
- Можно ли эти предложения назвать текстом?
- Красивый текст? Почему?
- Ваша задача - подобрать к существительным определения.
После выполнения данного задания заслушиваем, что получилось у детей.
- Как вы думаете, кто в своей речи больше всего использует определений?
- Найдите в стихотворении Константина Бальмонта “Снежинка” определения.
Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Производится запись четверостишия параллельно на доске и в тетрадях. Графически обозначаются определяемые слова и определения.
- Какие чувства переполняют душу автора этого стихотворения? (Радость, восхищение)
- Какое из определений выражает отношение автора к снежинке?
- Какие из определений называют конкретные признаки предмета и участвуют в создании образа снежинки?
Обобщение учителя.
Ребята, названные и записанные определения являются эпитетами (или художественными определениями). Они участвуют в создании определённого образа и выражают авторское отношение, впечатление, состояние души (радость, восхищение).
Запись определения в тетрадь.(Слайд 4)
VI. Итог. Рефлексия.
- Что мы сегодня повторяли на уроке?
- Что нового вы сегодня узнали?
- Чему научились?
- Что было трудным?
- Зачем нужны определения?
VII. Дом. задание.
Дома вы продолжите отвечать на это вопрос и работать с определениями.
упр.187 или 188 (на выбор), параграф 38.