Открытый урок русского языка по теме "Слова-синонимы". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: предметные: содействовать развитию умения находить и подбирать синонимы; планируемые результаты (ууд) личностные: высказывают своё мнение, подтверждения аргументами, проявляют уважительное отношение к одноклассникам и их работам; регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные: знакомятся со сведениями; коммуникативные: используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления;

Оборудование: компьютер, проектор, учебник “Русский язык” С.В. Иванова для 2 класса, толковый словарь, карточки для самостоятельной работы, цветные билетики.

Ход урока

1. Оргмомент. - Здравствуйте, ребята! Я буду читать весёлое стихотворение, а вы хором повторяйте за мной “ Красный, жёлтый, голубой – выбирай себе любой!”

Встану рано поутру:
Солнце ярко светит!
И зарядку я начну
Солнечную эту!

(Говорим весело:Красный, желтый, голубой - выбирай себе любой!)

Потянулись, ручками помахали солнышку!

Выхожу на улицу –
Там морозец крепкий!
Щеки стали красными...
Не замерзли, детки?

(Красный, желтый, голубой - выбирай себе любой!)–Потерли щечки, ручки, ушки!

Голубое небо
Шагает в школу с нами.
Какой же я счастливый!
Не выразишь словами!

(Красный, желтый, голубой - выбирай себе любой!)

- Улыбнулись друг другу, присаживайтесь, пожалуйста! Я предлагаю вам отправиться в удивительный мир русского языка. Для путешествия вам понадобятся билетики. Они лежат у вас на столах. В конце урока эти цветные билетики помогут определить, как вы работали на уроке.

- Открыли тетради, вспомним правила посадки при письме.

- Запишите число, классная работа.

2. Актуализация знаний.

На доске буквы: у д г т р и ш

- Назовите буквы. Запишите.

- Попробуем составить слово:

- Какое слово получилось? Труд

- Что вы можете сказать об этом слове?

(труд – имя сущ., нариц., м. р., ед. ч., 1 слог)

- Какая орфограмма в этом слове? (парная согласная в корне слова)

- Как проверить парную согласную? ( правило)

- Подберите однокоренные слова (трудяга, труженик, трудиться, трудовой, трудолюбивый, сотрудник)

- Какие пословицы о труде вы знаете?

(Труд кормит, а лень портит)

- А как вы понимаете смысл данной пословицы: “Труд человека кормит, а лень портит?”

(Ленивый человек в жизни ничего не добивается, а трудолюбивый может многого достичь своим трудом).

3. Введение в тему.

- Подберите к слову труд слово, близкое по значению (работа) - Как называются такие слова? (синонимы)

- Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать? (Синонимы)

- Правильно. Сегодня мы попробуем себя в роли знатоков русского языка, его исследователями.

- А что значит исследовать? (наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы)

- Будем работать по плану.

1. Повторим, что такое синонимы.

2. Будем подбирать и сравнивать.

3. Будем учиться использовать их в речи.

4. Словарная работа

- Отгадайте загадки.

1)

Ночью на небе один
Золотистый апельсин.
Миновали две недели,
Апельсина мы не ели,
Но осталась в небе только
Апельсиновая долька. Ответ (месяц)

2)

В этой узенькой коробке
Ты найдёшь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки,
Что угодно для души. (пенал)

3. Мальчик, который учится в школе. (ученик)

4. Помещение, в котором занимаются ученики. (класс)

5.

Была зелёной, маленькой,
Потом я стала аленькой.
На солнце почернела я,
И вот теперь я спелая. (ягода)

- Что объединяет эти слова? (им. сущ,, словарные слова)

- Как вы думаете, какое слово лишнее?

(слово класс – 1 сл., многозначное)

(слово ученик - одуш.)

(в словах ученик, ягода - 3 сл.)

(в словах месяц, пенал – 2 сл.)

- Составьте предложение со словом месяц.

Месяц сияет за окном. (Разберите по членам предложения)

- К слову месяц подберите синоним (луна).

- Вспомним – что такое синонимы?

Правило: Слова, близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос, называют синонимами.

5. Работа по теме.

- Поиграем в игру “Найди друзей”

смелый кидать
бросать здание
дом скакать
прыгать отважный

(Синонимы могут быть сущ, прил, и гл.)

6. Работа в группах.

- Поработаем в группах

- Отгадайте загадки и подберите синоним.(Один уч. читает, другой отгадывает,

3-й - называет синоним)

1 группа

Все дороги мне знакомы,
Я в кабине словно дома.
Мне мигает светофор,
Знает, он что я ....(шофер - водитель)

2 группа

Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям .... (друг – приятель)

3 группа

Он готов в огонь и бой,
Защищая нас с тобой.
Он в дозор идёт и в град,
Не покинет пост... (солдат – воин)

4 группа

Четыре колеса,
Резиновые шины,
Мотор и тормоза
И что это? (машина – автомобиль)

5 группа

Для меня конюшня – дом
Угости меня овсом!
Грива вьётся за спиной,
Не угонишься за мной! (лошадь – конь)

6 группа

Саша гордо самолёт
На верёвочке везёт.
Он готовится к полётам,
Значит, вырастет ...(пилотом – лётчиком)

- Какой частью речи являются синонимы? (сущ)

7. Физминутка

8. Закрепление

- Выбери синонимы:

  • Воин – солдат – человек
  • Есть – кушать – жарить

- Ответьте, кому холоднее?

  • Мальчик озяб
  • Девочка окоченела
  • Собака мерзнет

- Кто больше всего переживает?

  • Девочка печалится.
  • Мальчик огорчился.
  • Мама горюет.

9. Работа в парах. (самостоятельно)

- Найдите и подчеркните синонимы.

1)

Шагает красавица,
Легко земли касается.
Идёт на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку.

2)

Вьюга снежная, пурга,
Напряди нам пряжи,
Взбей пушистые снега,
Словно пух лебяжий.

3)

Зябнет осинка
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.

- Почему вы решили, что это синонимы? (Близкие по значению и отвечают на один и тот же вопрос).

10. Редактирование текста.

- У каждого из вас есть карточка.

- Почитайте группу слов и назовите, что их объединяет.

Крохотный, маленький, небольшой, крошечный, малюсенький

(их объединяет смысл, часть речи)

- Прочитайте. Можно ли назвать прочитанное текстом? Докажите.

Щенок.

У нас во дворе я увидел маленького щенка. Он был такой маленький. Его маленькие лапки заплетались, маленькие глазки смотрели жалобно. Я сразу решил, что щенок нуждается в помощи. Но тут к нему кинулась мама – собака, и я успокоился.

- Какой недостаток есть в тексте? Переделайте рассказ, используя разные синонимы, которые есть у слова маленький.

11. Тест.

- А теперь, чтобы определить, как вы умеете подбирать синонимы, я предлагаю вам тест.

1. Отметь синоним к слову друг

  • ученик
  • дети
  • приятель

2. Отметь синоним к слову бежать

  • сидеть
  • лежать
  • мчаться

3. Отметь синоним к слову красный

  • алый
  • красавец
  • красота

12. Итог.

– Что такое синонимы?

Для чего нужны синонимы?

Рефлексия.

- А теперь я предлагаю проанализировать свою работу при помощи сигнальной карточки. “Красный, жёлтый, голубой – выбирай себе любой!”

  • Голубой – если вам всё удалось на уроке.
  • Жёлтый – если работал хорошо, но иногда ошибался
  • Красный – если вам было трудно