Цели:
- систематизировать и дополнить знания учащихся о натуральных волокнах растительного происхождения;
- научить различать волокна по своему составу;
- воспитывать эстетический вкус, внимательность;
- укрепить межпредметные связи (литература, история, ботаника, география, музыка);
- прививать навыки аккуратности.
Задачи:
- Образовательная – расширить кругозор учащихся; познакомить с получением и структурой хлопчатобумажных и льняных тканей; познакомить с историей получения тканей.
- Развивающая – развивать мыслительные способности, умение сравнивать и делать выводы.
- Воспитательная – способствовать развитию интереса к предмету.
- Практическая – научить определять вид ткани по признакам.
Методы обучения: беседа, рассказ (сопровождение презентацией), наглядно-иллюстративные, обобщение и закрепление полученных знаний; самостоятельная (практическая работа), наблюдение, самостоятельная работа учащихся.
Объект труда: волокна хлопка и льна, хлопчатобумажные и льняные ткани.
Оборудование и материалы: коллекции получения хлопчатобумажных и льняных тканей, образцы тканей, проектор, экран, игла, клей, ножницы, лупа, форма отчета, карточки задания с практической работой, кроссворд.
Тип урока: Комбинированный.
Формы работы: Фронтальная, групповая.
Ход урока
1. Организация урока. Проверка готовности учащихся к уроку. Отметить отсутствующих.
Тема: “Классификация текстильных волокон. Краткие сведения о хлопке и льне. Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей ”. Слайд №1
2. Изучение нового материала.
Как вы думаете? Как называется наука о материалах какой-либо области производства.
(Подсказка на доске. Материаловедение.)
Швейное материаловедение – это наука изучающая строение и свойства материалов используемых для изготовления швейных изделий. Слайд №2
Волокно – тонкие, гибкие, прочные нити, длинна которых в несколько раз превышает их поперечный размер. Слайд №3
Текстильные волокна – волокна, которые используют для изготовления пряжи, ниток, тканей и других текстильных изделий, классифицируются на две группы натуральные и химические. Рассмотрим их подробнее.
Ребята записывают таблицу “Классификация текстильных волокон” в тетрадь. Слайд №4
В 5 классе мы ознакомимся с натуральными волокнами растительного происхождения и тканями из них.
Волокна растительного происхождения делятся на две группы: лубяные (вырабатывали из стеблей растений) и семенные. Слайд №5
С древнейших времён и до конца XIX века единственным сырьём для получения текстильных материалов служили натуральные волокна дикорастущих растений. Волокна вырабатывали из стеблей растений, их называли – лубяными. Во многих литературных произведениях можно найти подтверждение этого факта. Давайте вспомним...
Поиграем, отгадаем... Слайд №6
1. В каком произведении девочка спасла своих братьев от злых чар колдуна с помощью рубашки-кольчуги выполненной из растительного материала?
2. Как называется этот материал?
3. К какой группе волокон растительного происхождения он относятся?
Да, правильно – крапива.
Что же это за растение? Давайте узнаем о нем чуть больше. Слайд №7
В наше время трудно поверить, что такой распространенный сорняк, как крапива, в далеком прошлом использовался в качестве прядильного растения. Мало того, из крапивного волокна шили не только добротную одежду самого различного назначения, но и прочные паруса для рыбацких судов.
Из волокон крапивы вили не боящиеся влаги и солнечного света веревки и канаты, а также плели служившие исправно не один десяток лет рыболовные сети.
Есть в нашей местности ещё одно растение, растущее на пустырях и гарях, - кипрей узколистый, называемый в народе или иван-чаем. Слайд №8
Довольно часто используют и другое волокнистое растение, растущее на пустырях и гарях, - кипрей узколистый, называемый в народе иван-чаем. С заготовленных осенью стеблей иван-чая осторожно снимают кожицу, разделяют ее на волокна, сушат и убирают на хранение. Часть заготовленного материала окрашивают отваром собранного на болоте ржавого мха, содержащего оксид железа, в черный цвет. Чтобы придать волокнам глянец, в красящий раствор добавляют рыбий жир.
В былые времена из волокон иван-чая вили веревки, изготовляли рогожки, конскую упряжь, мешковину и многое другое. В народе растение нередко называли дикой коноплей. Этим подчеркивалось сходство его волокон с волокнами конопли, возделываемой на территории нашей страны с IХ века, называемыми пенькой. Слайд №9
Действительно, в наше время пенька незаменима при изготовлении морских канатов, парусины, брезента, пожарных рукавов. Но из-за наркотических веществ, содержащихся в растении, конопля попала в опалу. В нашей стране конопля выращивалась в промышленных размерах, на ВДНХ даже есть композиция фонтана "Дружба народов" представляет собой стоящих по кругу 16 фигур девушек, символизирующих республики СССР. В центре - золотой сноп из пшеницы, подсолнечника и конопли. Именно этими культурами богата наша страна. Слайд №10
На уроке мы изучим два вида растений, которые наиболее часто используют для производства одежды. Отгадайте, что за растение? Слайд №11
Голубой глазок, золотой стебелёк,
Скромный на вид, на весь мир знаменит,
Кормит, одевает и дом украшает.
Выступление ученицы: Сообщение – лён. Слайд №12
Лён – это однолетнее травянистое растение, дающее волокно того же названия. Существует три вида льна лён-долгунец, лён-кудряш, лён-межеумок. Для получения волокон выращивают лён-долгунец. Стебель его прямой, высотой до 1 метра и диаметром 3-5 мм. Будучи самым прочным растительным волокном, лен идет на изготовление тентов, скатертей, постельного белья и одежды. Это длинное, шелковистое волокно часто обесцвечивают до белого цвета, так как лен плохо поддается окрашиванию. Высококачественный лен имеет гладкую и блестящую структуру и волокна длиной до 60 см. Льняной очес — короткое, рваное волокно, которое часто смешивают с другими волокнами. А ещё из семян льна получают льняное масло.
Просмотр клипа: Ансамбль “Гостья” - ЛЁН Слайд №13
Последовательность переработки льна: Слайд №14
- Сбор льна и обмолот.
- Вымачивание.
- Сушка.
- Мытьё, трепание.
- Чесание.
- Получение ленты и ровницы.
- Прядение.
- Ткачество.
- Отделка.
Свойства льна: Слайд №15
- цвет волокон льна, от светло-серого до тёмно-серого;
- лён обладает характерным блеском, так как его волокна
- имеют гладкую поверхность;
- нити по толщине не равномерны;
- вид обрыва нити в виде кисточки;
- лён переносит больший нагрев утюга;
- на ощупь волокна льна всегда прохладные, жёсткие;
- у льна большая гигроскопичность;
- горит лён ярко – жёлтым пламенем, образуя серый пепел;
- во время горения ощущается запах жжёной бумаги.
Преимущества и недостатки льняных тканей: Слайд №16
“+”
|
“-”
|
Физкультминутка: на уроке очень важно, чтобы ребята не уставали, поэтому проводим физкультминутку. Одна девочка выходит в центр, чтобы показывать упражнения, а остальные на местах. Физкультминутка с сайта infourok.ru Слайд №17
Пора узнать о втором виде растения, которое является незаменимым в текстильном производстве. Попробуем отгадать, как оно называется? Слайд №18
В высоком дворце
Маленькие ларцы.
Кто их открывает,
Белое золото добывает... (Правильно, хлопок).
Хлопок - волокно, покрывающее семена растения хлопчатника. Поэтому его называют семенным волокном. Давайте узнаем: откуда берётся хлопок? Слайд №19
Хлопок — это пушистое волокно, которое окутывает семена хлопчатника. Существует множество видов хлопкового волокна: гладкий, блестящий, жесткий, грубый и мягкий — они все имеют разные оттенки цвета: от чисто белого, до темно зеленого и синеватого. Хлопок был найден и в Азии и в Америке и культивировался с незапамятных времен. Из-за большого разнообразия видов хлопка, из него можно получить любые нити. Если его спрясть вручную, то получится замечательная пряжа для вязания и ткачества. Он может быть достаточно мягким для детской одежды и достаточно прочным для хозяйственных целей. Кроме того, хлопок - хороший абсорбент и его очень приятно носить в жаркую погоду.
Процесс выращивания хлопка:
Хлопчатник любит тёплый сухой климат, но требует много влаги для корней. Поэтому его выращивают в среднеазиатских республиках на поливных полях, а также в Казахстане. Слайд №20-24
Последовательность переработки хлопка: Слайд №25
- Сбор хлопка-сырца.
- Сушка.
- Очистка от примесей.
- Причёсывание.
- Изготовление ленты хлопка.
- Изготовление ровницы.
- Прядение.
- Ткачество.
- Отделочное производство.
Свойства хлопка: Слайд №26
- цвет хлопка белый или кремовый;
- волокна хлопка не имеют блеска;
- поверхность ткани хлопка шероховатая;
- нить в ткани равномерная по толщине, пушистая;
- обрыв нити в виде ватки;
- на ощупь волокна мягкие, тепловатые;
- под действием солнечного света хлопок постепенно теряет свою прочность;
- волокна хлопка горят ярко-жёлтым пламенем, образуя серый пепел;
- во время горения ощущается запах жжёной бумаги;
- хлопок обладает высокой гигроскопичностью (быстро впитывает влагу и быстро высыхает);
- хлопок широко применяют в производстве тканей, трикотажных изделий, швейных ниток и т.д.
Преимущества и недостатки тканей из хлопка: Слайд №27
“+”
|
“-”
|
3. Выполнение практической работы: “Знакомство с натуральными волокнами растительного происхождения. Слайд №28, Приложение №1
Практическая работа: “Определение хлопчатобумажной и льняной ткани”. Слайд №29
Для учащихся быстро справившихся с практической работой выдаётся кроссворд. Приложение №2
4. Домашнее задание. Оформить на формате А4 коллекции хлопчатобумажных и льняных тканей и подписывают их название.
5. Подведение итогов урока (рефлексия). Слайд №30
Да | Нет | Вопрос |
1. Для хлопчатобумажных тканей сырьем являются стебли растения? | ||
2. Хлопок выращивают в странах с холодным климатом? | ||
3. Хлопчатобумажные ткани используют для изготовления летней одежды? | ||
4. На ощупь волокна льна мягкие и тёплые? | ||
5. Волокно – это тонкие, гибкие, прочные нити, длинна которых в несколько раз превышает их поперечный размер. | ||
6. Волокна растительного происхождения, горят ярко – жёлтым пламенем, образуя серый пепел? | ||
7. Льняная ткань имеет блестящую поверхность? | ||
8. Обрыв нити в виде кисточки характерен для хлопковой нити? | ||
9. “Кудряш” - это сорт льна? |
Загадки: Слайд №31
Ставится оценка за работу на уроке: оценивается правильность выполнения практической работы, аккуратность оформления таблицы и коллекции тканей, устные ответы учащихся.