Урок-игра "Математическая карусель". Тема: "Решение показательных уравнений и неравенств"

Разделы: Математика


Математическая карусель – это командное соревнование по решению задач. Побеждает в нем команда, набравшая наибольшее число очков. Задачи решаются на двух рубежах – исходном и зачетном. Баллы начисляются только за задачи, решенные на зачетном рубеже. Задачи исходного рубежа – базовые, задачи зачетного рубежа – продвинутого уровня (в данном случае задания из материалов вступительных экзаменов). В начале игры все члены команды располагаются на исходном рубеже, причем им присвоены номера от 1 до 6. По сигналу ведущего учителя команды получают задачу и начинают ее решать (приложение 1). Если команда считает, что задача решена, ее представитель, имеющий номер 1, предъявляет решение учителю на бланке №1 из блокнота (приложение 2). Если оно верное, игрок №1 переходит на зачетный рубеж и получает задачу (приложение 3) там, а члены команды, оставшиеся на исходном рубеже, тоже получают новую задачу. В дальнейшем члены команды, находящиеся на исходном и зачетном рубежах, решают разные задачи независимо друг от друга.

Чтобы понять следующую часть правил, надо представить себе, что на каждом рубеже находящиеся на нем члены команды выстроены в очередь. Перед началом игры на исходном рубеже они идут в ней в порядке номеров. Если члены команды, находящиеся на каком-либо из двух рубежей, считают, что они решили очередную задачу, решение предъявляет учителю игрок, стоящий в очереди первым. Если решение правильное, то с исходного рубежа этот игрок переходит на зачетный, а на зачетном возвращается на свое место в очереди. Если решение неправильное, то на исходном рубеже игрок возвращается на свое место в очереди, а с зачетного переходит на исходный. Игрок, перешедший с одного рубежа на другой, становится в конец очереди. И на исходном, и на зачетном рубежах команда может в любой момент отказаться от решения задачи. При этом задача считается нерешенной и баллы за нее не начисляются. Каждый участник в соответствии со своим номером и очередью представляет решение на специальном листе из блокнота.

После того, как часть команды, находящаяся на каком-либо из двух рубежей, рассказала решение очередной задачи или отказалась решать ее дальше, она получает новую задачу. Если на рубеже в этот момент нет ни одного участника, задача начинает решаться тогда, когда этот участник там появляется.

За каждую верно решенную на зачетном рубеже задачу команда получает 1 балл. Если же очередная задача решена неверно, то игрок ее презентовавший уходит на исходный рубеж. А игроки на зачетном рубеже продолжают решать задачу или берут новую.

Игра для команды оканчивается, если:

а) кончилось время, или

б) кончились задачи на зачетном рубеже, или

в) кончились задачи на исходном рубеже, а на зачетном рубеже нет ни одного игрока.

г) игра оканчивается, если она закончилась для всех команд.

Цель урока:

Систематизация базовых знаний учащихся. Выработка умения применять имеющиеся знания в нестандартных ситуациях. Раскрыть содержание индивидуального опыта учеников, согласовать его с задаваемым, переведя в социально значимое содержание (т.е. "окультурить"), и тем самым добиться личностного усвоения этого содержания.

Подготовительный этап

Формирование рабочих групп учащихся (по желанию) – в каждой группе желательно не более 6 участников игры. Участники игры заранее не готовятся к игре.

Подбор и организация дидактического материала, позволяющего выявлять индивидуальную избирательность учеников к содержанию, виду и форме учебного материала, облегчающего его усвоение. Задачи должны подбираться с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности, а затем и к собственно творческим. Система познавательных задач должна вести к формированию следующих важнейших характеристик творческих способностей:

  • беглость мысли - количество идей, возникающих за единицу времени;
  • гибкость ума - способность переключаться с одной мысли на другую;
  • оригинальность - способность находить решения, отличающиеся от общепринятых;
  • любознательность - чувствительность к проблемам окружающего мира;
  • умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

Планирование характера общения, межличностных взаимодействий в процессе урока использование разных форм общения.

Проектирование характера взаимодействий учеников на уроке с учетом их личностных особенностей, требований к межгрупповому взаимодействию (распределение по группам).

Использование содержания субъектного опыта всех участников урока в диалоге "ученик - учитель", "ученик - класс"; “ученик - ученик”

Предвосхищение возможных изменений в организации коллективной работы класса, коррекция их по ходу урока.

Содержание урока

Учитель: Добрый день!

... Человеку трудно с достаточной быстротой 
ответить "да" или "нет". А почему? Потому
что самое трудное для человека - это сделать выбор. 
Даже самый маленький выбор 
для него - микротрагедия. А почему?
...
М. Анчаров.

Однозначно ответить на поставленные писателем М. Анчаровым вопросы, означало бы решить проблему поиска общего для всех смысла жизни. Как показывает опыт мировой философии, окончательно решить ее нельзя, но отказаться от этого поиска - невозможно. Обучение этому поиску составляет одну из основных задач образования.

Перед вами на сегодняшнем уроке стоит задача: подготовить себя к контрольной работе по теме “Решение показательных уравнений и неравенств”, то есть найти и понять смысл решения показательных уравнений и неравенств.

Работать вам предстоит в группах, но каждый участник группы несет ответственность, как за свой личный результат, так и за результат игры в целом. Сегодня вам предстоит делать выбор из тех решений, что будет получать каждый и находить верное. Вам надо будет брать ответственность на себя, и отвечать "да" или "нет" при защите решения.

У нас три команды, каждая команда имеет свой цвет. На каждом рубеже задания решают все в тетрадях. Игрок, очередь которого сдавать решение, оформляет и представляет решение заданий на специальном бланке из блокнота. При необходимости дает разъяснения. На бланках прошу оформлять решение четко. Данные листы будут проанализированы после урока и произведен учет работы каждого.

Напоминаю, что задания на исходном рубеже являются пропуском на зачетный рубеж. Баллы начисляются только за решенные задания на зачетном рубеже. Сегодня я вношу некоторые изменения в правила игры. Каждая команда имеет право отказаться на данном этапе игры от предложенной задачи, но задача откладывается на более поздний этап игры.

Команда, набравшая больше всех баллов, оценивается оценкой “5”. Участники команды, занявшей второе место, получают оценку “4”. У остальных есть шанс получить отличные оценки на контрольной работе.

Вопросы ко мне есть?

Прослушайте домашнее задание.

Откройте дневники. Записываем на пятницу – контрольная работа.

Чтобы подготовиться к контрольной работе вы должны решить все задания, которые вы не успеете решить на уроке. Вам будут выданы в конце урока листы с заданиями исходного и зачетных рубежей. Прошу обратить внимание в первую очередь на задания зачетного рубежа. Но право выбора остается за вами – можете решить либо только задания зачетные, либо только исходные.

Вопросы по домашнему заданию?

Желаю удачи и теперь – игра.

Приглашаю участников под номером 1.

Далее игра идет по сценарию “Математической карусели”.

Оборудование урока

Таблицы на доске – “Зачетный рубеж” “Зачетный рубеж” “Эпиграф урока”.

Раздаточный материал на столах – список команды участников по номерам от 1 до 6, бейдж для каждого участника с номером от 1 до 6 (в соответствии со списком), блокноты для записи решений заданий с нумерованными листами от 1 до 6 (на исходном и зачетном рубежах), карточки - задания для исходного рубежа и зачетного рубежа (для каждой команды свой комплект). Для каждой команды раздаточный материал имеет свой цвет.

Учитель фиксирует баллы в ведомости (приложение 4)