"Коррекция и развитие познавательных процессов у детей с отклонениями в интеллектуальном развитии на уроках швейного дела". 5-й класс

Разделы: Технология

Класс: 5


На сегодняшний день в области специального образования имеется ряд проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. Речь идет об организации обучения таким образом, чтобы расширились рамки коррекционной работы над личностью школьников и тем самым создавались условия для более успешного овладения ими программного материала.

Данная методическая разработка тесно связана и опирается на программу по швейному делу для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Это пособие адресовано учителям швейного дела специальных (коррекционных) школ VIII вида.

В программу по швейному делу для 5 классов включены темы: по обработке прямых, косых и закругленных срезов; построению чертежей швейных изделий; освоению приемов работы на швейной машине с ножным приводом. Материал программы в этом классе достаточно сложен, так как изучаются свойства тканей, машинные швы, устройство швейной машины. Школьницы осваивают технологию изготовления швейных изделий. Поэтому очень важно, чтобы учащиеся овладели новыми приемами работы, научились составлять последовательность выполнения операции, анализировать работу.

И для этого в содержание урока включаются специальные коррекционные упражнения: для развития зрительного внимания, для всех видов памяти, восприятия, аналитико-синтетической деятельности, логического мышления. Упражнения включают учащихся в активную познавательную деятельность и создают мотивационную обстановку на уроке. Обычно урок начинается с оргмомента, который концентрирует внимание учащихся на учителя, настраивает их на учебную деятельность. На оргмомент мной включаются упражнения по развитию памяти, восприятия, внимания. Например: “Сядет тот, кто назовет ткани, из которых можно сшить салфетку; кто отгадает загадку; кто быстрее сосчитает, сколько на рисунке треугольников; кто быстрее разгадает зашифрованную тему урока?”

Особый акцент в методической разработке сделан на использовании коррекционных упражнений по развитию высших психических функций, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса в специальных (коррекционных) школах.

Одним из важнейших принципов коррекционно-развивающего обучения является принцип развития и коррекции высших психических функций, предполагающий организацию обучения таким образом, чтобы в ходе каждого урока упражнялись и развивались различные психические процессы.

Уровень развития внимания у учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида весьма низок. “Умственно отсталые дети смотрят на объекты или их изображения, не замечая при этом присущих им существенных элементов. Вследствие низкого уровня развития внимания они не улавливают многое...” из того, о чем им сообщает учитель. Увеличению объема внимания и повышению уровня его развития способствуют упражнения и игры на развитие внимания.

Упражнения на развитие зрительного, тактильного, слухового восприятия помогают увеличить диапазон видов восприятия у учеников, развивают у них умение избирательно рассматривать и воспринимать изучаемый объект, т.к. накопление ребенком фонда условных рефлексов лежит в основе восприятия. “У детей с пораженной нервной системой ощущения и восприятия формируются замедленно и со значительным сужением объема воспринимаемого материала, а также, характеризуются недифференцированностью и инактивностью”[1].

Для развития познавательной активности умственно отсталого школьника необходимо развивать восприятие ребенка, одну из высших психических функций. Основу восприятия составляет работа наших органов чувств. К специальным видам восприятия относятся восприятие пространства, времени, движения. К более простым видам относятся восприятие величины, формы предметов, их цвета. “ У умственно отсталых учащихся процесс восприятия часто ограничивается только узнаванием и последующим называнием предмета. Дети не способны к тщательному и детальному рассматриванию предмета, восприятие у них слабо дифференцировано”[1].

Поэтому их нужно учить смотреть, слушать. Выделять главные, существенные признаки предметов, видеть в предмете много разных деталей. Для развития восприятия мной применяются таблицы Шульте. В самом начале упражнений ученицы 5 класса тратили на таблицу от 75 до 90 сек. Но в ходе тренировки восприятия на эти же таблицы они стали тратить вдвое меньше времени, у них расширилось поле зрительного восприятия. Для тренировки скорости и точности восприятия мной используется стоклеточная таблица с цифрами. С помощью такой таблицы можно диагностировать особенности восприятия разных учеников, выявлять динамику их восприятия. Например: “Подсчитать, сколько раз встречается каждая цифра от 0 до 9”. Фиксируется время, за которое ученица подсчитывает, сколько раз встречается цифра 0, затем - цифра 1 и т.д.

В 5 классе для развития восприятия формы предметов применяю упражнения “Круг”, “квадрат”, и т.д. Например: “Какую форму имеет пусковое колесо у швейной машины?”- “Круглую”. Затем предлагаю поискать и назвать предметы, имеющие форму круга. Ученицы называют предметы: циферблат у часов, прихватку, отверстие на заплате и т.д. “Какие предметы можно получить, если сложить несколько кругов?” “Нарисуйте эти фигуры”. Такие же упражнения проводятся на узнавание треугольника, квадрата, прямоугольника при изучении формы деталей, при анализе образцов изделий (сумка хозяйственная, наволочка, фартук, косынка).

Для развития тактильного восприятия применяю игру “Что в мешочке”. В мешочек кладу предметы, знакомые ученицам и предлагаю на ощупь определить, что лежит в мешочке. При этом предлагаю назвать устно предмет или написать на листке название предмета. При этом у учениц разные выходы информации (кинестетическое-аудиальное; кинестетическое-кинестетическое) и т.д.

Игра “Измеряем на глазок” применяется мной для развития восприятия величины предмета. Хороший глазомер очень важен при шитье изделий и игра способствует его развитию. Для развития глазомера применяю фронтальный показ карточки, измерения на глаз размера кабинета, доски и т.д.

Для развития образного восприятия провожу игру “Опиши предмет в комнате”. Ученица словесно описывает предмет, а остальные должны отгадать, что она описывает. Эта игра способствует развитию наблюдательности и образного восприятия.

Вывод № 1: Упражнения, проводящиеся в системе, по развитию восприятия формы, величины, а также тактильного, образного восприятия позволили усовершенствовать навыки анализа образца изделия, распознавание деталей изделия. Учащиеся стали более точно определять ткань на ощупь, лучше ориентироваться в ширине шва при шитье изделий.

“Наибольшую сложность для умственно отсталых детей представляет ориентировка в пространстве и времени”[1]. Для развития ориентации в пространстве провожу с ученицами графический диктант. Диктую ученицам: “2 клетки вправо, 3 клетки вниз, 2 клетки влево, 3 клетки вверх”. После выполнения всех указаний у учениц получается какая-либо геометрическая фигура, контур детали изделия. Сначала ученицы не могли на слух воспринимать задание. Задание мной записывалось на доске, и учащиеся стали успешно справляться с заданием. После этого мы снова перешли на устную постановку задания.

Следующее упражнение называется “Зашифрованный рисунок”. Упражнение знакомит учениц с координатной сеткой. Диктую ученицам: “ а8, б8, б7 и т.д.” При внимательном и правильном нанесении всех точек на сетке появляется соответствующий рисунок. Затем получившийся рисунок сравниваем с образцом изделия. При выполнении всех этих упражнений учащиеся воспринимают информацию зрительно и на слух, а выход информации кинестетический.

Вывод № 2: Упражнения “Графический диктант”, “Зашифрованный рисунок” позволили улучшить у учениц ориентацию в пространстве, увеличилась мотивация учащихся при построении чертежей изделий.

“Слабость мышления, мешающая умственно отсталым школьникам выделить существенное в подлежащем запоминанию материале, связать между собой отдельные его элементы и отбросить случайные побочные ассоциации резко понижает качество их памяти. Они с трудом запоминают внутренние логические связи и отношения, т.к. просто не вычленяют их. Также с трудом умственно отсталые дети понимают и запоминают отвлеченные словесные объяснения” [1]. Именно поэтому так важно умело и одновременно сочетать при изучении нового материала предъявление наглядных пособий с отвлеченными словесными объяснениями, а также применение упражнений на развитие различных видов памяти.

К недостаткам памяти умственно отсталых школьников относится “неумение правильно организовать процесс запоминания, неумение разбить материал на части для запоминания, выделять опорные пункты для усвоения”[1]. Поэтому необходимо учить детей приемам запоминания и воспроизведения, развивать осмысленную память, используя различные наглядные средства.

Игра “Слова” используется мной для развития вербальной памяти. При изучении темы “Устройство швейной машины с ножным приводом” в 5 классе при закреплении нового материала прошу записать как можно больше слов, относящихся к этой теме. Слуховая память детей развивается мной с помощью методики Леонтьева “10 слов”. Детям зачитываются 10 слов: “Стол, мел, ручка, сумка, доска, донышко, машинка, боковинка, карандаш, стул”. В порядок слов, которые учащиеся могут видеть вокруг себя, включаются слова, относящиеся к теме “Сумка”. Ученицы по памяти записывают запомнившиеся слова. Ученицы 5 класса после первого прочтения воспроизводят 4-5 слов, что свидетельствует о хорошем уровне слуховой механической памяти.

Для развития визуальной памяти использую упражнение “Рисуем по памяти узоры”. На доске нарисован узор. Ученицы смотрят 10 сек на рисунок, а затем воспроизводят узор на бумаге. В игре “Запомни фигуры” располагаю в определенной последовательности геометрические фигуры, затем в течение 5сек предлагаю ученицам посмотреть на них и по памяти записать последовательность фигур. Эту игру можно разнообразить.

Для лучшего запоминания основных понятий в материаловедении использую элементы эйдетики. Показываю картинку и называю понятие. Ученицы запоминают образ на картинке, связывая его с понятием.

Чтобы развивать у учащихся логическую память, мной применяется упражнение “3 строки”. Читаю вслух 3 строки, по 3 слова в каждой, а затем даю ученицам карточки, на которых написаны лишь первые слова из каждой строки. Ученицы должны дописать второе и третье слова в строке. Например: при изучении в 5 классе темы “Хлопчатобумажные ткани” предлагаю следующие строки:

“хлопчатник-коробочка – комбайн
Чистка-гребень-ровница
Пряжа – нитки - ткань”.

Затем предлагаю карточку “хлопчатник - ... - ...

Чистка - ... - ...

Пряжа - ... - ...

При этом ученицы не только тренируют логическую память, запоминают последовательность получения хлопчатобумажных тканей, но и запоминают основные понятия и технологические термины. Для совершенствования механической памяти использую игру “Снежный ком”.

Вывод №3: В результате проведения упражнений по развитию всех видов памяти ученицы лучше ориентируются при составлении плана изготовления и плана пошива изделия. Уверенно составляют свой внутренний план выполнения задания и следуют ему, у учащихся увеличился понятийный словарь.

“Развитие логического мышления у умственно отсталых детей - трудная, но принципиально разрешимая задача. Она достигается с помощью специально разработанных приемов обучения. Одним из важных вопросов этого обучения является обдуманный, методически грамотный переход от наглядного показа к словесно-логическому обобщению”[2] .

“Недоразвитие речи и конкретность мышления детей с отклонениями в интеллектуальном развитии взаимосвязаны и взаимозависимы. Оба этих явления возникают как следствие нарушений нервных процессов. В то же время, будучи оба следствиями, эти два явления взаимообуславливают друг друга: недоразвитие речи ограничивает дальнейшее умственное развитие ребенка, а затрудненность обобщений мешает правильному усвоению значений слов и формированию речи в целом”[1]. Приучение детей к запоминанию логически связанных значений способствует развитию их мышления. Изучение детей с интеллектуальными отклонениями

показало, что “ведущим признаком недоразвития их психики являются такие недостатки мышления, как, трудность обобщения, абстрагирования. Несформированность анализа, синтеза, неумение сравнивать, выделять сходные и существенные признаки в предметах и явлениях, осложняют обобщение и понимание смысла. Тугоподвижность мыслительных процессов, слабость регулирующей функции, некритичность – вот характерные черты мышления умственно отсталых детей”[1]. Обучение операциям анализа, синтеза, сравнения проходит успешнее в практической деятельности с предметами, при стимуляции вопросами[2].

В ходе изучения нового материала мной постоянно проводится сравнение нового изделия с уже изученными. В беседе находим различия и общие черты этих изделий. Например: При изучении сумки хозяйственной проводим сравнительный анализ с наволочкой. Сравниваем форму и количество деталей, ткань, швы, применяемые для пошива этих изделий.

Перед изучением нового материала для активизации мыслительной деятельности и, как следствие, повышения интереса к изучению нового материала, мной применяются занимательные задачи “Дорисуй девятое”. В этом задании предлагается дорисовать недостающую фигуру, используя выявленные логические закономерности. Также для развития логического мышления предлагаю отгадать графическую загадку.

С целью развития вербального мышления применяю упражнение “Найди лишнее”, где детям предъявляется группа слов, которые, за исключением одного, объединены общим родовым понятием. При изучении свойств волокон хлопка предлагаю следующий ряд слов: “ тонкий, слабоизвитый, мягкий, матовый, блестящий, прочный”. Слово “блестящий” лишнее, т.к. все остальные относятся к свойствам хлопка. Для этой же цели используется игра “Угадай слово”. Ученицам предлагаю угадать название произвольно выбранного предмета, задавая при этом уточняющие вопросы, на которые можно получить ответы только “да” или “нет”. Например: Загадали слово “наволочка”. Наводящие вопросы: “Это мебель?” - “Нет”. “Это одежда?” - “Нет”. “Это белье?” - “Да”. “Это нательное белье?” - “Нет”. “Это постельное белье?” - “Да”. “Это простыня?” - “Нет”. “Это наволочка?” - “Да”. Эта игра способствует развитию навыков классификации, выделению наиболее значимых признаков предметов.

Для овладения такими понятиями, как “слева”, “справа”, “выше”, “ниже”, “больше”, “меньше”, “ближе”, “дальше” и т.д., мной предлагаются логические задачи. Например: “Таня ростом выше Лены, но ниже Марины. Кто выше: Лена или Марина?”. Для установления словесно-логических связей используется игра “Подбери пару”. Учащимся называется пара логически связанных понятий: “Швейная машина – шить”. Затем предлагается другое понятие и вместе с ним набор слов, из которого учащимся нужно подобрать логически связанное понятие. “Утюг - ... (мыть, играть, утюжить, шить)”.

Вывод № 4: В ходе использования упражнений на развитие логического мышления учащиеся расширили жизненный опыт. Они стали лучше мысленно обобщать свой опыт по изучению изделий, лучше анализировать изделия и составлять последовательность пошива изделия.

Работа по формированию мышления и иных психических процессов идет параллельно и вместе с развитием речи. Развитию речи посвящается не только теоретическая часть урока, но ведется планомерная работа, в которой переплетается трудовая деятельность и работа по развитию речи, которая включает и словарную работу, беседы, анализ средств наглядности, составление плана работы, повторение правил ТБ, отчет о проделанной работе.

Коррекционные упражнения включают учащихся в активную познавательную деятельность и создают мотивационную обстановку на уроке. Под влиянием коррекционно-развивающего обучения речь всех умственно отсталых детей начинает успешно развиваться. Увеличивается словарный запас, улучшается произношение, обогащается, становится развернутым грамматический строй речи, увеличивается потребность в словесном общении.

Вывод № 5: Развитие всех психических функций – восприятия, внимания, памяти, мышления способствуют развитию речи. Ученицы свободнее стали выражать свои мысли, их речь оснащена терминологией, они легче и быстрее могут спланировать свою работу, и, как следствие, лучше адаптируются в окружающем мире.

Приложение.

Литература.

  1. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. Учеб. пособие для студентов пед. институтов.
  2. Дефектология №4, 1998 (стр.28-33) “Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе” Н.В.Бабкина.
  3. Матюшин И.Ю., Чакаберия Е.И., Рыбникова И.К., Мазина Т.Н. “Как развивать память” - Д.: Сталкер, 1997 – 448с.
  4. Библиотека “5 баллов” Программа курса “Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала” - Санкт-Петербург, 1997
  5. Тесты для детей. Сборник тестов и развивающих упражнений. Составители М.Н.Ильина, Л.Г. Парамонова, Н.Я.Головнева – СПб.: “Дельта”, 1999 – 384с.
  6. Тихомирова Л.Ф. “Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младшие школьники – М.; Рольф, 2000 - 160с
  7. Программа по трудовому и профессиональному обучению для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Под ред. В.В.Воронковой. Москва, “Просвещение”, 2000
  8. Швейное дело: учеб. Для 5 кл. спец. (коррекц.) образоват.учреждений VIII вида / Г.Б Картушина ,Г.Г. Мозговая – 3-е изд.- М.; Просвещение, 2006 – 160с.:ил. – ISBN 5-09-015448 -1.