Изучение краеведения – существенный компонент формирования социальной успешности

Разделы: Работа с дошкольниками


Жизнь в детском саду насыщенна и разнообразна как для детишек, так и для педагогов, один вид деятельности детей регулярно сменяется другим, дети активно и увлеченно осваивают новые игры, способы взаимодействий, методы работы. Они осваивают, осмысливают и развивают свою деятельность. Педагоги в свою очередь стараются помочь ему в этом; стремясь воспитать гармонично развитого ребенка, они занимаются и экологическим воспитанием, и патриотическим воспитанием, и духовно-нравственным воспитанием, и эстетическим воспитанием, и социально-личностным воспитанием, и многим, многим другим. Да и новый закон “Об Образовании” требует, чтобы содержание и организация образовательного процесса были направлены на “формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, личностных качеств”, что поможет обеспечить формирование “социальной успешности, сохранение и укрепление здоровья детей”.

Социальная успешность не может быть сформирована, если ребенок плохо знает свое ближайшее социальное окружение, если он не видит красоты родной природы, если он не умеет ценить исторические, культурные, семейные ценности и традиции. Успешная социализация по месту проживанияначинается с малого, со знакомства с объектами вокруг себя и своего дома, а далее, расширяя знакомство с окружающим миром, ребенок впитывает любовь к своей семье, городу, стране. Лучше и точнее, чем академик Д.С. Лихачев, наверное, не скажет никто: “Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству”.

В нашем образовательном учреждении работа по формированию духовно-нравственных, патриотических чувств разделена на несколько направлений: это, во-первых, изучение русской народной культуры, во-вторых, изучениенекоторых событий из истории нашей Родины, в-третьих, изучение краеведческого материала и, в-четвертых, приобщение детей к семейным ценностям. Как показала практика педагогов нашего детского сада наибольшие трудности вызывает работа с краеведческим материалом. Основными причинами трудностей, названными самими педагогами, является отсутствие готовых дидактических материалов и игр для детей, отсутствие методической и адаптированной для детей краеведческой литературы, порой даже недостаток знаний у самих педагогов или неспособность самостоятельно составить перспективное планирование по данному направлению или отсутствие времени и распределение его на другие направления.

Тем не менее заниматься изучением краеведения можно различными способами, в процессе непосредственно образовательной деятельности или в процессе совместной деятельности педагога и ребенка, например, в вечернее время или в процессе прогулок. Работать можно и индивидуально, и подгруппами, и всей группой, привлекая родителей к краеведческой работе, инициируя прогулки по городу, культурные походы по окрестным достопримечательностям.

Со своими детьми я начинала работу с рассматривания фотографий окрестных мест: магазины, банки, учебные заведения, промышленные предприятия, детские площадки, памятники – постепенно расширяя диапазон объектов. Дети составляли из фотографий объектов путь домой, маршрут в магазин, параллельно закрепляли знания о профессиях людей, работающих в различных организациях, закрепляли правила безопасного поведения на улице, изучали исторические события, например, вторую мировую войну или войну 1812 года.Когда объекты стали для детей более—менее узнаваемы, в арсенале наших настольно-печатных игр появились следующие: разрезные картинки“Красногорск”, лото “Мой Красногорск”, меморина “Достопримечательности Красногорья”.

Параллельно дети рассматривали тематические фотоальбомы усадеб, музеев, памятников, предприятий. Они слушали, учили и читали стихотворения о своем городе, разучивали и пели песни про Красногорск. В организованную образовательную деятельность были включены элементы краеведения, дидактические игры, проводились тематические недели, досуги. Дети старшего дошкольного возраста могут изготовить макет микрорайона Южный, где живет большинство детей, макет культурно-исторического центра города. Наша краеведческая работа включает не только знакомство с культурно-историческими достопримечательностями, но и предприятиями города и района, и спортивными организациями, и памятниками природы.

Неоценимую помощь в работе по данному направлению оказывают родители. Например, проведение акции “Прогулки выходного дня”.Педагог инициирует у детей и родителей желание совершить мини-путешествие в музеи города и округи, в центр города, во многочисленные усадьбы: Архангельское, Ильинское, Петрово-Дальнее, Знаменское и пр. После проведения данной акции, целесообразно организовать мероприятие, где дети могут поделиться впечатлениями, показать фотографии, узнать что-то новое. Большое значение имеют и совместные с родителями и детьми проекты типа, “Тебе есть, чем гордиться, родной Красногорск”, “Родной свой край люби и знай”.

Таким образом, краеведческая работа включалась в самостоятельную деятельность детей, в организованную образовательную деятельность, в прогулки, в совместную деятельность в вечерние часы.

Также нельзя не сказать и про организацию соответствующей предметно-развивающей среды. Думаю патриотический уголок есть во многих группах, детям визуально знакомы флаг, герб, президент нашей страны, символы своего родного города и пр. Поместив все эти символы в уголок, мы часто перестаем его изменять. Чтобы оживить наш уголок, который занимает достаточно значительное место в нашей группе, мы прикрепили к стене магнитную полосу в нижней части патриотической “стены” и регулярно меняем нашу “экспозицию”. Даже если ребенка и не интересует культура, памятники, достопримечательности, то визуально он запоминает объекты и рано или поздно возникает интерес: “а что это?”

Порой для осуществления чего-то надо всего лишь начать. Начнете Вы – заинтересуются дети, заинтересуются дети – подхватят родители. А что может быть лучше плодотворной заинтересованной совместной работы педагогов, детей и их родителей! К тому же у этой работы есть два огромных результата: совместная работа делает детей ближе к родителям и к тому же дети узнают свой город, интересуются им и в результате начинают любить его.

Конспект организованной образовательной деятельности.

Возрастная группа: средняя.

Образовательные области: Художественное творчество, Познание.

Интеграция областей: Безопасность, Здоровье.

Тема: “Красногорск – город, в котором я живу: Музей военной техники Задорожного”

Цель: способствовать патриотическому воспитанию, формированию семейных ценностей; формировать интерес к ручному труду.

Задачи:

  • Дать первоначальные знания о городе, в котором живут дети, о Музее техники Задорожного и различных организациях своего микрорайона.
  • Формировать желание совместных с родными и близкими прогулок по своему родному городу. Повышать интерес к истории различных объектов.
  • Закреплять умение аккуратно работать с клеем, композиционно правильно размещать детали аппликации.
  • Расширять словарный запас, путем введения в него слов “аллея”, “музей”.

Ход деятельности

1. Организационный момент. Вводная беседа.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ждет с вами интересное на мой взгляд путешествие! Вы любите путешествия?

  • А что такое путешествие?
  • Совершали ли вы путешествия? Куда?
  • Как вы добирались?
  • Какие интересные были у вас путешествия!
  • Давайте, превратимся в самолет и полетим в небе.
  • А теперь станем водителями и поедем на машинах.
  • И в завершении поедем на поезде.

2. Дидактическая игра “Что встречаем по пути”

Педагог: А хотите узнать, где мы сегодня побываем с вами? И как мы с вами поедем?

Мы поедем общественным транспортом. (Показать игрушку автобуса.) Что это?

  • А где мы можем сесть на автобус?
  • А кто знает, какая у нас остановка самая близкая?
  • Как она называется?

Итак, мы отправляемся с вами от садика до остановки. Что же мы увидим по пути? Вот у меня здесь много фотографий, давайте из них выложим свой путь.

(Дети выкладывают фотографии различных организаций, которые встречаются по пути к остановке “Бецема”.)

Педагог: Итак, мы добрались до остановки, садимся в автобус и куда же мы с вами поедем?

(Предположения детей.)

3. Разговор с рассматриванием иллюстраций “Едем в Музей техники Задорожного”.

Педагог: Поедем мы в сторону области. До остановки с названием “Липовая аллея”.

Как думаете, что такое аллея?

Аллея – это дорога, по обеим сторонам, которой растут деревья, в нашем случае, это липы. Итак, мы вышли из автобуса и перешли дорогу. И оказались в Музее техники Задорожного.

Что такое музей?

Музей – это такое место, где собирают, хранят и выставляют для показа определенные вещи (картины и статуи, редкие книги и документы, одежда и посуда и многое др.)

А как вы думаете, что собирают и хранятв Музее техники?

Там хранят и собирают технику, военную технику: танки, пушки, гаубицы, другие военные машины, самолеты и прочее. Давайте посмотрим.

(Просмотр слайдов с изображением объектов военной техники.)

Педагог: В эти дни, когда приближается 23 февраля, праздник всех защитников нашей страны, нашего Отечества, в этом музее много посетителей. Они вспоминают военные подвиги наших предков и мечтают о мире для всех людей на земле.

4. Рассматривание и обсуждение готовой работы.

Педагог: А еще я предлагаю вам сегодня смастерить такой танк. Давайте исследуем, посмотрим из каких частей состоит наш танк: основной корпус, по двум бокам которого находятся гусеничные колеса, башня, в которой находится пушка, и ствол этой самой пушки. (Рассматривание конструкции танка.)

Педагог: Возьмите на ваших подносах прямоугольники картона – это наша основа, фон. Располагаем горизонтально. Теперь найдите овал и возьмите его в руки. Расположите в нижней части основы. (Показ на магнитной доске.) Это наш корпус. Теперь на подносе поищите полукруг. Поднимите его. Положите его сверху корпуса прямой стороной вниз. Это башня с пушкой. Не хватает чего? Ствола пушки. Для него найдем на подносах узкую полосочку. Покажите, как мы ее приложим.

5. Пальчиковая гимнастика.

Сядем мы в автобус, (сидим на стуле, спинка ровно)

Поедем далеко: (руки перед собой “крутят руль”)

До “Липовой аллеи”.(крутим руль)

Считаем мы легко:(под счет загибать каждый палец на правой руке)

Липа – раз, липа – два,

Липа – три, четыре, пять.

В музее будем мы гулять.(сжать пальцы в кулачок, разжать – несколько раз)

Танк – один, танк – два,(загибать под счет пальцы на левой руке)

Танк – и три, четыре, пять.

Можем все пересчитать!(сжать пальцы в кулачок, разжать – несколько раз)

6. Самостоятельная практическая деятельность детей.

Педагог: Итак, нам остается только приклеить детали. Аккуратно наносим клей на одну сторону детали, сильно не нажимаем, придерживаем пальчиком деталь, чтобы она не смещалась. Выкручиваем клея немного, намазывая им одну сторону детали. В конце работы не забудьте клей закрутить и закрыть крышечкой. Приступаем к работе.

(Дети приклеивают элементы аппликации. Педагог контролирует процесс.)

7. Завершение работы.

Педагог: Посмотрите, нам остается приклеить только гусеничные колеса на корпус. Их мы уже с вами вчера изготовили. Скажите, какую сторону детали мы намазываем клеем? Да, серую сторону намажем клеем и приклеим посередине овала – корпуса танка. Выполняем. Закручиваем клей, закрываем крышкой.

8. Анализ детских работ. Организация выставки.

Педагог: Наше путешествие подходит к концу. Скажите, куда мы с вами сегодня ездили? А кто вспомнит, как туда надо ехать, на какой остановке надо выходить?

Я хочу вам предложить совершить такое же только самое настоящее путешествие в самый настоящий Музей Техники с мамами и папами на настоящем автобусе.

А мы с вами сделаем выставку наших работ и как в музее посмотрим на работы.

  • Чья работа вам больше нравится?
  • Вам тяжело было работать?
  • Вы довольны результатом?

Спасибо вам за работу!