Класс – 5
Тема и номер урока в теме – Тема: Литосфера. Урок № 3
Базовый учебник – Летягин А.А. География. Начальный курс: 5 класс.- М.: Вентана- Граф, 2012 год.
Цель урока: Создать условия для формирования знания о строение земной коры.
Планированные образовательные результаты:
предметные –
1. Выделять и объяснять признаки понятий: минералы, горные породы. Использовать приобретенные знания и умения для определения горных пород.
2. Объяснять разную толщину земной коры на основе анализа строения земной коры.
метапредметные –
1. Проводить самостоятельный поиск горных пород своей местности. Использовать понятия земной коры, минералы, горные породы для решения учебных задач по изучению внутреннего строения Земли.
2. Определять зависимость прочности земной коры от количества ее слоев. Самостоятельно формулировать вопросы для уточнений.
личностные – Сформировать ответственность отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Тип урока – изучение новых знаний и умений.
Формы работы учащихся – фронтальная, индивидуальная.
Необходимые технические средства
1. Интерактивная доска
2. Учебник.
3. Видеофрагмент
4. Коллекция горных пород
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА:
Этап 1. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: Все готовы
- Все готовы
Все в порядке
- Все в порядке
И учебники
- И учебники
И тетрадки
- И тетрадки.
- Я рада встретиться сегодня с вами на уроке, ребята. Думаю, что наша совместная работа будет интересной и полезной. Давайте улыбнемся, друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнем урок.
Учитель:
- В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь Закир. Был у него сын — удалой добрый молодец Иван-царевич. Тяжело царю Закиру править стало, состарился он.
Решил царь Закир испытать сына. Отправляет он его в дальнюю дорогу, а сам дает наказ: “Отправляйся, Иван-царевич, мир повидать да себя показать. Отыщи ты мне ключ Земли, а потом будешь ты царем”. Отправился Иван Закиров сын в путь-дорогу. Долго ли шел, коротко ли, дошел до чужого царства-государства. Видит: пред ним белый дворец с золотой крышей, а над ним надпись - “Литосфера”. Прочитал Иван надпись и призадумался
- Ребята, давайте подскажем Ивану, что же такое “литосфера”.
- Учащиеся отвечают на вопрос, что такое “Литосфера”?
Стоит Иван у ворот, а мимо старец проходит и спрашивает: “Что, мил человек, голову повесил?” “Да вот, ключ Земли мне нужно сыскать. Есть ли в вашей стране таковой?” -отвечает царевич. “Есть - то есть, но найти его непросто. Хранится он глубоко под землей, а стережет его прекрасная царевна”. “А как же мне туда попасть?” - спрашивает Иван. “Нужно вырыть глубокий колодец”, - отвечает ему старик.
Взял Иван Захаров сын в руки лопату и начал рыть колодец. Сначала царевичу землю легко было скрыть, породы попадались легкие, рыхлые: песчаник, известняк, гипс, соль каменная.
Этап 2. Формирование темы цель урока.
1. Определяем тему урока
2. Определяем цели урока.
Этап 3. Организация и самообразование учащихся дальнейшего усвоения материала.
1. Задание;
- Используя текст учебника найти ответы на вопросы:
- Что такое минералы?
- Что такое горные породы?
В начале, возникли породы из магмы,
Они пеpвоpодные самые как бы,
Тяжелый гранит, в глубине остывал,
Базальт на поверхности лавою стал.
Поpоды весьма симпатичные,
Увесистые, магматичные.
Учащиеся рассматривают магматические горные породы, Определяют их свойства: кристаллическое строение, плотные, твердые.
Учитель:
Hо прочность - не вечность,
И вот что случается:
Породы выветриванием pазpушаются,
Дробятся на глыбы, обломки, пески,
Выносятся водами быстрой pеки,
Река их по руслу таскает,
Обкатывает, отлагает.
А там, где горячие воды струятся,
Там в них минералы совсем pаствоpяться.
Когда же pаствоp остывает,
То соль из него оседает.
А в толще моpской или в темном болоте,
Вы массу остатков животных найдете,
А также, pастений отмеpших остатки,
Они образуют поpоды-осадки.
(Все то, что pазpушено, пеpеотложено,
Осело солями, остатками сложено.)
Учащиеся рассматривают осадочные горные породы. Определяют свойства: мягкие, рыхлые, сыпучие, в некоторых можно заметить органические остатки.
Учитель:
Hо вот, под давлением, магма опять,
Стpемится земную коpу pазоpвать,
И в месте такого втоpжения,
Наметятся, вдруг, пpевpащения:
Сыпучий песок, пpевpатился в кваpцит,
Был мел, очень мягкий, вдруг мpамоp лежит.
Такие поpоды, весьма специфические,
Зовутся геологами метаморфические
Учащиеся рассматривают метаморфические горные породы. Определяют свойства: кристаллическое строение, плотные, твердые.
Учитель:
Хорошо работали.
Наверное, устали.
Для физкультминутки дружно
Рядом с партой стали!
2. ФИЗМИНУТКА.
3. Практическая работа: “Свойства минералов и горных пород”.
Ребята, найдите в коллекции эти горные породы и опишите по плану, заполнив таблицу.
Название | Цвет | Твердость | Пачкает ли руки? | Где применяется? |
Учащиеся выполняют практическую работу самостоятельно по плану, а учитель контролирует выполнение работы и оказывает необходимую помощь .
Учитель:
- Эти горные породы образуются при разрушении более твердых пород, при скоплении остатков растений и животных, при химических реакциях, а называют эту группу осадочные горные породы.
- Глубже роет Иван, тверже становятся горные породы. Попадаются ему железняки - бурый, магнитный, руды полезных металлов.
4. Задание.
- Найдите в коллекции горных пород эти минералы и руды и опишите их. Все эти породы образовались из застывшей лавы, поэтому и называются они магматическими.
Учащиеся продолжают выполнение практической работы (таблицу №1).
Учитель:
Совсем глубоко опустился Иван-царевич под землю. Тяжело рыть ему: твердые, крепкие горные породы встречает он на своем пути. Эти горные породы образовались на глубине под воздействием высокой температуры и большого давления, поэтому они сильно изменены. Из одних пород образуются другие:
песок —> песчаник —> кварцит —> кварц;
известняк —> мрамор;
гранит —> гнейс.
- Их называют метаморфическими. Найдите их в коллекции и опишите.
Учащиеся продолжают выполнение практической работы (таблицу №1).
Учитель:
Увлекся работой Иван-царевич, ударил раз, ударил другой, и отвалилась огромная глыба. Очутился Иван в большой пещере. Стены ее блестят, переливаются драгоценными камнями. А в центре зала на троне сидит прекрасная царевна. Поклонился ей Иван и говорит: “Люди молвят, что скрываешь ты ключ Земли, а он мне очень нужен, обещал я батюшке добыть его!” “Ну что ж, отгадаешь три моих загадки, отдам тебе заветный ключ!” - ответила царевна. “Загадывай, - сказал Иван-царевич, - попробую отгадать!”
5. Задание:
Учащиеся отгадывают загадки:
1.
Черен, как ворон, а греет солнце. (Уголь).
2.
Белый, как сахар, но не сладкий.
пока руки им не испачкаешь,
Ума-разума не наберешься. (Мел).
3.
Что сперва в воде родится,
А потом воды боится? (Соль).
Учитель:
- “Молодец, Иван-царевич, правильно отгадал мои загадки, вот тебе ключ Земли и помни: только знания, как ключ, открывают любые замки и двери”, — сказала ему царевна.
Поклонился Иван и отправился домой, а чтобы он не заблудился, давайте поможем ему вспомнить путь обратно.
Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция.
Задание: Используя текст учебника записать новые слова с определениями.
Этап 5. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
1.Самооценка работы в течение урока по методике “Светофор”:
- красный – я работал отлично, мне всё понятно
- желтый – я работал хорошо, мне кое-что не понятно, не получилось
- синий – я работал неплохо, но мне многое не понятно, не получилось.
2. Составить “Синквэйн”.
Этап 6. Домашнее задание.
1. Собирать коллекцию горные породы своей местности. – Базовый уровень.
2. Составить кроссворд: “Горные породы и минералы” - Повышенный уровень
3. Подготовить презентацию о минералах и горных породах - Высокий уровень