Урок литературного чтения. Н.А. Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель урока: совершенствовать знания о творчестве Николая Алексеевича Некрасова; активизировать внимание учащихся на значимости роли природы в его произведениях, изучив отрывок из поэмы “Дедушка Мазай и зайцы”.

Задачи урока:

  • Создать условия для формирования умений слушать, анализировать поэтическое произведение, выразительно читать стихотворения с соблюдением логических ударений, пауз, интонации, ориентироваться в тексте, рассуждать;
  • Создать условия для осознания поступка главного героя на основе решения проблемной ситуации урока.
  • Обсудить с обучающимися, какими качествами должен обладать человек, который бережно относится к природе, стремиться придти на помощь тем, кто слабее, или в ней нуждается.
  • Способствовать развитию умений работать в группах, выполнять самоконтроль и самооценку.

Планируемые результаты:

Предметные:

Обучаемый научится

  • Отвечать на вопросы учителя по тексту произведения;
  • Находить предложения, которые подтверждали бы высказанную мысль;
  • Выражать свое отношение к поступку главного героя произведения;
  • Формулировать основную мысль текста;

Обучаемый получит возможность

  • Соприкоснуться с творчеством великого поэта;
  • Выразить свое отношение к поступку героя, который бережно относится к природе, стремится придти на помощь тем, кто слабее, или в ней нуждается.

Метапредметные

УУД

Познавательные:

Обучаемый научится

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, раздаточный материал, иллюстрации, а также свой жизненный опыт и информацию полученные на уроке;
  • Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Обучаемый получит возможность

  • Ставить проблему, проводить исследование, выдвигать гипотизы, делать умозаключения.

Регулятивные:

Обучаемый научится

  • Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника (технология смыслового чтения).

Обучаемый получит возможность

  • Давать самооценку своей деятельности в группе.

Коммуникативные:

Обучаемый научится

  • Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • учиться работать в группе, выполнять различные роли (лидера, исполнителя), доносить свою позицию, понимать других.

Обучаемый получит возможность

  • Работать в группе, взаимодействовать с участниками группы с целью решения учебной задачи.

Личностные:

Обучаемый научится

  • Оценивать поступки героев, самоопределяться в системе ценностей;
  • Вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

Обучаемый получит возможность

  • Соприкоснуться с творчеством великого поэта;
  • Выразить свое отношение к поступкам героя, который бережно относится к природе, стремится придти на помощь тем, кто слабее, или в ней нуждается.

Ход урока

1. Мотивация

Сегодня на уроке мы побываем в гостях, научимся составлять характеристику главного героя, создадим диафильм , будем наслаждаться красотой русской поэзии, а поможет нам в этом хорошее настроение, ваше желание и произведения Н.А.Некрасова, на одном из них мы сегодня остановимся.

Проблемный вопрос: Актуальны ли произведения Некрасова в современное время?

2. Актуализация знаний (что ученики уже знают по данной теме, вопросу, проблеме)

На уроке внеклассного чтения вы читали Некрасова стихи.

  • Назовите некоторые из них, которые вам больше всего запомнились или понравились (ответы детей).
  • Какую тему чаще всего затрагивает автор? (тема природы, бережное отношение к ней, тему любви, сострадания к детям)
  • А что из жизни автора вы знаете? (Репродуктивный метод)

Ответы детей - Я знаю, что Н. А. Некрасов известный писатель. Детство провёл в селе.

Семья жила в барской усадьбе в большом просторном доме, а рядом стояли убогие избы крестьян.

- Я хочу дополнить к ответу, что родители его были очень богатые. Отец запрещал мальчику бывать в этих избах, играть с детьми крестьян, ведь он – помещик, будущий хозяин.

-А еще, я помню, что он в любую свободную минуту, тайком убегал в деревню, где у него было много друзей. Он купался с ребятами в речке, собирал лесную малину, чернику, грибы, а зимой катался на санках.

- Я хочу дополнить к ответу, что он всегда был сильным, смелым, умел плавать, метко стрелял из ружья. Когда стал взрослым, любил охотиться. Особенно дружил с крестьянами, которые тоже любили охоту.

Учитель: Много интересных историй о природе в разное время года, о животных, рассказывали ему простые люди. Любовь к природе, к родному краю поэт сохранил на всю жизнь и об этом писал в своих произведениях.

Есть очень интересная история написания стихотворения " Дедушка Мазай и зайцы"

(краткий рассказ учителя)

– В деревне Малые Вежи жил дедушка – одинокий, добрый человек. Влюбленный в природу, он большую часть своей жизни проводил в лесу, на охоте. Деревня, где он жил, была особенная. Домики стояли на высоких столбах. Деревня была расположена в низине, и весной, ее так затопляло, что жители не ходили по улицам, а плавали в лодках. Летом Малые Вежи утопали в зелени. Н.Некрасову нравилась эта зеленая деревня, и он каждое лето приезжал туда отдохнуть, побродить по лесам, поохотиться. В этих походах его  спутником был дедушка, который знал много забавных рассказов, и Некрасов любил их слушать. И вот однажды, когда поэт и его старый друг были на охоте, совершенно неожиданно пошел сильный дождь. Охотники спрятались в каком-то заброшенном сарае, и пока пережидали дождь, дедушка рассказал об одном интересном случае из своей жизни. Некрасов на основе этого рассказа написал стихотворение, которое назвал

“Дедушка Мазай и зайцы” Мы побываем у него в гостях (Отрывок мультфильма)

- Что вы узнали о Мазае из просмотренного отрывка и 1 части стихотворения?(любит свой низменный край до страсти, жалеет животных,носил поесть им в зимние стужи, осуждает деревенских мужиков за жестокость)

- О чём же это стихотворение

(наверное, о том, как Дедушка Мазай спасал зайцев)

- Почему зайцам потребовалась помощь

Половодье-река вышла из берегов, разлилась – стихийное бедствие, природное явление)

- Вспомните мой рассказ, зачем приезжал Некрасов в деревню к дедушке Мазаю? (поохотиться)

- Вы видели, чтобы Мазай выстрелил?

Прием “Побуждающий диалог”

- Какое противоречие вы заметили?

- Какой у вас возник вопрос?

(Что же это за охотник, который не стрелял, а спасал зайчат во время половодья?)

3. Проблемная ситуация.

- Что же это за охотник, который не стрелял, а спасал зайчат во время половодья?

- Какими качествами должен обладать такой человек, который бережно относится к природе, стремиться прийти на помощь тем, кто слабее, или в ней нуждается.

4. Поиск решения (открытие нового знания)

- Стихотворение написано давно, в нем много старинных слов, которые требуют объяснения, пользуясь справочной литературой, вы эту работу выполняли самостоятельно по группам. Проверим результат вашей поисковой деятельности.

(слова прочитываются вслух, по группам, ставится ударение, проговаривается значение слов)

Гинут - гибнут

Силки – приспособление в виде затянутой

петли для ловли птиц и мелких животных

Аршин – старорусская мера длины, длина всей руки от плеча (71 см)

Сажень – старинная мера длины, равная 3 аршинам (2м 13 см)

Зипун – старинная верхняя одежда крестьян, типа кафтана без воротника, изготовленная из грубого сукна яркого цвета

Багор – длинная палка с загнутым металлическим крюком.

Гуторить - разговаривать

Горемыка – слово состоит из двух слов: горе и мыкать, что обозначает страдать.

Молодцы! Я очень довольна результатом вашей самостоятельной работы.

Теперь нам намного легче будет предполагать, слушать, читать, думать, представлять.

4.1. Выразительное Чтение текста

2 часть

Что особенно тронуло вас в этом стихотворении? (Больше всего тронуло то, что охотник не убивал, а спасал зайцев)

Оправдались наши предположения по поводу содержания произведения? (Да)

Физкультминутка.

4.2.Составление хар-ки Мазая ( работа в парах)

1. “Старый Мазай любит до страсти свой низменный край”

2. “Вдов он, бездетен, имеет лишь внука”

3. “Торной дорогой ходить ему - скука”

4. “За сорок вёрст в Кострому прямиком

Сбегать лесами ему нипочём”

5. “Дня не проводит Мазай без охоты”

6. “Начал частенько Мазай пуделять”

7. “Впрочем, в отчаянье он не приходит”

8. “Знает он много рассказов забавных про деревенских охотников славных”

На основе цитатной характеристики сделайте вывод.

охарактеризуйте Мазая одним словом

Что можно дописать в цитатный план – характеристику Мазая?

(обостренное чувство совести и ответственности за слабых, беззащитных)

4.3. Докажите словами из текста. Как Мазай называет зайцев?

- Какие слова сказал дед зайцам на прощание? Почему?

“Не попадайтесь зимой!”
Я их не бью ни весною, ни летом:
Шкура плоха – линяет косой..”

Только ли поэтому Мазай не стреляет зайцев, что шкура плоха и линяет косой? (Нет)

Перечитайте строки в начале с.178

Дедушка пальцем косому грозит:

“Врешь – упадешь!” - добродушно кричит. (Нет.)

(Он добродушный человек – добрая душа)

5. Закрепление. Применение нового знания.

Диафильм (слайды, дети подбирают подписи из текста)

6. Подведем итог нашей работы.

- Актуальны ли произведения А.Н.Некрасова в современном мире?

Дополнительный материал  Тест – игра

(Проверяем у доски. Вывешиваем иллюстрацию и читаем отрывок). Как внимательны вы были сегодня на уроке покажет тест.

“Найдите ошибки в строках”.

В нашем болотистом, низменном крае
Впятеро больше бы дичи велось,
Кабы сетями ее не ловили,
Кабы граблями (силками) ее не давили;
Только уселась команда босая (косая),
Весь городочек (островочек) пропал под водой;
“То-то! – сказал я. – Не спорьте со мной!
Слушайтесь, мальчики (зайчики), деда Мазая!”;
Только что начал работать веслом,
Глядь, у куста копошится лосиха (зайчиха);
Смотрят, на задние лапы встают,
Весла (лодку) качают, грести не дают...
Мы за деревней в кустах (в реке) очутились.
Тут мои кролики (зайчики) точно сбесились...

7. Домашнее задание.

Составить рассказ на тему: “Мы спасены!” или “Однажды мама зайчиха рассказала своим деткам вот какую историю....”. выучить отрывок.

8. Самооценка

У каждого обучающегося на столе трафареты зайцев 2-х цветов белого и серого.

Дети оценивая свою работу в процессе урока размещают зайцев в лодке закрепленной на доске.

Белый заяц – считаю, что работал отлично, самостоятельно, у меня все получилось.

Серый заяц – считаю, сто все получилось, но мне помогали товарищи по группе.

Добрые пожелания. Положительная оценка работы детей на уроке. Похвала.

Судя по лодке, на которой вы собрали зайчишек, я могу сделать вывод, что вам сегодня все удалось, мы все вместе нашли пути решения проблемы, которую сформулировали в начале урока, открыли для себя новые знания. Урок достиг цели. Молодцы!

Берегите эти воды, эти земли,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверят внутри природы,
И она отплатит вам сполна.