Урок развития речи на основе изучения окружающей действительности в коррекционной школе VIII вида. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель урока. Расширение и обогащение знаний и представлений об окружающем мире и экологической проблеме нашей страны.

Задачи:

  • Учить понимать взаимосвязь в природе; развивать потребность общения с природой, умение видеть отношение человека к окружающему миру;
  • Коррекция и развитие слуха – речевой памяти и связной устной речи на основе работы с текстом; коррекция и развитие логического мышления на основе работы с загадками, ребусами, определения лишнего предмета; коррекция и развитие зрительного восприятия предметов на основе узнавания предметов по контору.
  • Воспитывать желание беречь и охранять окружающую среду.

Оборудование:

1. Предметные картинки;

2. Сказочный герой “Луговичок”

3. Иллюстрация “Цветущий луг”

4. Красная книга Кемеровской области.

5. Карточки “Силуэты птиц”

Ход урока

I Орг. момент

- Давайте отгадаем тему урока.

Для этого подберём к словам левого столбика слова из правого столбика с противоположным значением. При правильном ответе у нас откроется наша тема урока.

Загрязнять сажать
Уничтожать выхаживать
Вырубать очищать
Убивать создавать

 

 - Итак, прочитаем нашу тему урока.

Многие тысячелетия живёт человек на Земле и всё время пользуется благами природы. Природа даёт нам пищу, одежду, жилище. Из земли мы добываем полезные ископаемые, на полях выращиваем урожай, в лесу заготавливаем древесину, ягоды, грибы. Природа даёт всё необходимое для нашей жизни, но всё это влияет на неё. Постоянно исчезают природные ресурсы, исчезают многие виды растений, животных. Люди не всегда заботятся о природе, не умеют её правильно беречь, охранять.

-Какие слова говорят о бережном отношении к природе, а какие об её уничтожении?

- Сегодня мы поговорим, какие проблемы волнуют природу, поговорим о том, как в природе всё взаимосвязано, как человек влияет на природу, будем учиться бережно относиться к природным богатствам.

II. Проверка домашнего задания

- Раз мы будем говорить о природе, давайте вспомним, что называется природой.

- Выберите правильный ответ:

1. Природой называется всё то, что окружает человека.

2. Природой называется всё то, что сделано руками человека.

3. Природой называется всё то, что окружает человека и не сделано его руками.

- Какая бывает природа? (Живая и неживая)

- Что относится к неживой природе?

- Что относится к живой природе?

- Давайте поиграем в игру “Третий лишний”

(учитель показывает картинки, ученики определяют лишний предмет.)

Ель, солнце, цветок.

Медведь, река, бабочка.

Птица, дерево, сосулька

Гриб, лягушка, стол

III. Изучение нового.

Что мы будем делать с вами?
Чтоб природе стать друзьями,
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать.
Все загадки разгадать.
Научитесь наблюдать.
Будем вместе развивать
Качество - внимательность,
А поможет всё узнать
Наша любознательность.

- Ребята, как же нам понять все тайны природы, как не в самой природе. Так давайте отправимся в путешествие, а точнее, на цветущий, сказочный луг.

А путешествовать мы будем не одни, а с таинственным гостем, который к нам пришёл помочь в нашем путешествии.

- Отгадайте кто это?

Лужок - жок + говичок

- Правильно, нас встречает луговичок, а в руках у него волшебный цветок. Каждый лепесток этого цветка – это задание, которое нам надо выполнить в нашем путешествии.

-Давайте поспешим к нашему цветущему лугу (звучит музыка).

1. - Ой, что это?

Это какая-то свалка, и сделали это люди, которые отдыхали на этом лугу.

Что же нам делать?

Я поняла, надо поскорее оторвать первый лепесток, и мы узнаем, что нам делать.

- Ребята, посмотрите, во что превратили злые люди луг, он умирает, но его ещё можно спасти. Помогите ему, срочно уберите весь мусор, и луг будет спасён.

Первый ученик: Я уберу стеклянные бутылки, банки, а то животные и люди могут пораниться от осколков.

Второй ученик: Я уберу пластиковые пакеты, банки, бутылки и унесу домой, а дома выброшу в ящик для мусора, потому что пластик не гниет в земле, и не стоит его закапывать, а вреда животным и насекомым принесёт много.

Сквозь пластик не может пробиться растение, мелкие животные и насекомые, заползая в бутылку, не могут выбраться, задыхаясь, они погибают.

- Молодцы, ребята! Мусор мы убрали, луг расчистили, но что-то он красивым и цветущим не стал. Чего-то здесь не хватает?

Давайте быстрее оторвём второй лепесток.

- Ребята, нам надо посадить цветы и другие растения. Но это сделать не просто. Надо отгадать загадки.

1.

То фиолетовый, то голубой
Он на опушке встречался с тобой.
Названье ему очень звонкое дали.
Но только звенеть он сумеет едва - ли (колокольчик).

2. Держит девочка в руке облачко на стебельке, стоит дунуть на него и не будет ничего (одуванчик).

- Наша природа настоящее сокровище, ценнейшими свойствами обладают растения, многие цветы и травы лечат нас от различных недугов.

- А вы знаете, какие растения можно использовать для лечения многих болезней?

- Найдите их среди других.

1. Путника друг – подорожник. Скромный невзрачный цветок, ты на порезанный палец зелёной заплаткою лёг.

2.

Это прозвище недаром у красивого цветка.
Капля сочного нектара и душиста и сладка.
От простуды излечиться вам поможет медуница.

3.

Вот эта ромашка знакома нам тоже,
Её мы лекарственным другом зовём
И, если случится, тебе простудиться,
Привяжется кашель, поднимется жар.
Придвинь себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар.

- Молодцы, ребята, вы хорошо знаете растения. Луг стал цветущий и красивый.

Но почему-то он кажется не живым. Наверное, кого-то здесь не хватает.

- Давайте сорвём третий лепесток.

- Разгадайте ребус, и вы узнаете, кого нет на вашем лугу.

- Ответьте на вопрос, а почему всё же вернулись на луг бабочки?

Первый ученик: Я думаю, бабочки вернулись из-за того, что появились цветы. Ведь бабочки питаются соком цветов – нектаром. А когда не было цветов, точнее, когда они исчезли, исчез и корм для бабочек, вот они и улетели на другой луг.

Второй ученик: Я хочу добавить, что не только бабочкам нужны цветы, но и цветам нужны бабочки. Бабочки перелетают с цветка на цветок, опыляют их. Цветы становятся от этого красивее, и они могут после опыления иметь семена, то есть цветы могут размножаться.

- Действительно, ребята, в природе нет ничего лишнего. В природе всё взаимосвязано. И растения и животные тесно связаны между собой. Растения служат животным пищей, а многие животные распространяют плоды и семена растений.

- Ребята, вы, наверное, устали, давайте отдохнём.

Физминутка.

На лугу растут цветы.

На лугу растут цветы
Небывалой красоты.
(Потягивания – руки в стороны.)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты.
(Потягивание – руки вверх.)
Ветер дует иногда,
Только это не беда.
(Дети машут руками, изображая ветер.)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки.
(Наклоны.)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.

- Вот, ребята, и бабочки прилетели на луг, а почему-то луг ещё не очень весёлый. Наверное, здесь ещё кого-то не хватает.

- Давайте сорвём ещё четвёртый лепесток.

- Отгадайте по описанию животного.

Есть голова, шея, выпуклая грудь, крылья, тело покрыто перьями.

- Правильно, это птицы.

- По силуэтам отгадайте, какие птицы спешат на луг?

-Назовите зимующих и перелётных птиц.

- На наш луг прилетели друзья.

Давайте послушаем, что их волнует, и что они расскажут о себе.

Сова: Здравствуйте, ребята! Вы, наверное, не знаете, какую пользу мы приносим?

Послушайте, и тогда перестанете делать из нас чучела, отлавливать в клетки, бездумно с нами поступать.

За 1 год сова уничтожает 1000 грызунов. Одна мышь съедает за год 1 кг хлеба, значит, сова спасает для человека за год 1 тонну хлеба.

Кукушка: А я обладаю таким аппетитом, что за 1 час съедаю 100 гусениц.

Ласточка: Что за 100 гусениц! Я ловлю за лето до миллиона всяких комаров, мошек, тлей.

Синица: Я - самая полезная из всех птиц! С утра до вечера порхаю с ветки на ветку, ищу жучков, мошек, личинки бабочек. Именно мне был посвящен первый закон об охране птиц.

- Узнали, какие птицы к нам прилетели? Какую пользу они приносят природе?

- А что их волнует?

- Действительно, ребята, многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут

их, совсем не жалея. И животные исчезают из-за небрежного отношения к ним. У меня в руках Красная книга! Такие книги содержат сведения о редких исчезающих растениях и животных. Красный цвет-сигнал опасности. Он как бы призывает всех людей: растения, животные в беде, помогите им!

В Красной книге можно встретить растения и животные, которые нам очень знакомы и, кажется, что они будут всегда.

В этой книге находятся животные Кемеровской области, которые могут навсегда исчезнуть. Давайте посмотрим некоторых из них. (Учитель показывает животных, изображённых в книге).

- Неужели наступит весна без пения птиц, лето без цветов, осень без грибов?

- Что же нам делать?

- Давайте сорвём пятый лепесток и узнаем, как нам защитить природу.

-Расскажите правила бережного отношения к природе. А помогут вам вот эти экологические знаки

1. Не будем срывать цветы.

2. Не будем ломать ветки деревьев.

3. Не будем ловить бабочек, шмелей и других насекомых.

4. Не будем обижать лягушек и жаб.

5. Не будем ловить диких животных, уносить их домой!

6. Не будем разорять гнёзда птиц.

- Ну вот, ребята, мы и помогли лугу стать прежним, пора возвращаться домой. Закройте глаза.

(Звучит музыка.)

IV. Итог

- Понравилось вам путешествие?

- Чем оно вам понравилось?

- Что нового узнали?

- Что значит, в природе нет ничего лишнего?

- Что значит любить природу?

- Что надо делать, чтобы природа не погибла?

V. Оценивание.

Луговичок приготовил конверт, а хотите знать, что там? Давайте заглянем. Ой, а здесь оценки. Сейчас каждый из вас подойдёт и возьмёт ту оценку, которую считает, что он заработал на уроке.

Литература.

1. Е.П. Фефилова, Е.А. Поторочина “Поурочные разработки по курсу окружающий мир”

2. В.И. Усачёва “Мир и человек” поурочные планы 1 класса по учебнику А.А. Вахрушева “Мир глазами человека”

3. Учебник А.А. Плешакова “Мир вокруг нас” 1 класс

4. Учебник А.А. Плешакова “мир вокруг нас” 2 класс