Урок ИЗО по теме "Дополнительные цвета. Сказки про краски". 3-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 3


Цель деятельности учителя

Обобщение известных сведений по теории цвета, ознакомление с дополнительными цветами и их свойствами на примерах живописных произведений выдающихся художников, развитие навыков практической работы красками, совершенствование графических приёмов работы, в т.ч., деление окружности на 8 частей.

Планируемые результаты

Предметные - научатся определять пары дополнительных цветов по цветовому кругу, практическим путём определят результат смешивания дополнительных цветов, закрепят умение выстраивания композиции листа, получат возможность определять и оценивать выразительность контрастных сочетаний в произведениях великих живописцев.

Метапредметные:

регулятивные (принимают и сохраняют учебную задачу, соблюдают рекомендованный алгоритм действий);

познавательные (применяют в анализе произведений известные и вновь изученные свойства цветов, формулируют выводы, дают эмоциональную оценку);

коммуникативные (участвуют в учебном диалоге, учитывают позицию собеседника, уважают мнение и чувства одноклассников в беседе и подвижной игре);

личностные (выстраивают эмоциональные связи содержания и колористического решения изображенного в картине, интерпретируют замысел художника).

Ход урока

Игра “Весёлые краски” - повторение теории цвета.

Дети выбирают разноцветные карточки (24 оттенка цветового круга) и:

  • строятся по спектру;
  • образуют тёплый и холодный хороводы;
  • тройки, состоящие из пар основных и составного цвета;
  • смыкаются в цветовой круг.

В ходе подвижной игры:

  • отрабатываются известные понятия: спектр, порядок цветов в спектре, главные цвета, составные цвета, тёплые и холодные цвета;
  • усваиваются новые знания о цветовом круге.

Освоение нового материала

Сколько удивительных историй существует в мире красок. А сегодня мы узнаем ещё один секрет.

В цветовом круге на противоположных концах диаметра находятся цвета, которые называются ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ или ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ.

Необычайно хороши если рядом стоят:

- СИНИЙ и ОРАНЖЕВЫЙ,

- КРАСНЫЙ и ЗЕЛЁНЫЙ

- ЖЁЛТЫЙ и ФИОЛЕТОВЫЙ

Но есть у этих парочек один большой секрет…

О нём мы узнаем, смешав их на палитре.

Первый ряд смешивает СИНИЙ И ОРАНЖЕВЫЙ.

Второй ряд – КРАСНЫЙ и ЗЕЛЁНЫЙ.

Третий ряд – ЖЁЛТЫЙ И ФИОЛЕТОВЫЙ.

О, ужас, о горе! Их не узнать! Нет ни КРАСНОГО, ни СИНЕГО, ни всех остальных. Что же случилось? Они подрались и уничтожили друг друга превратившись в грязно серо-коричневую массу. Их смешивать нельзя, помните об этом, когда начнёте работать, промывайте кисти очень хорошо.

Практическая работа “Цветик-восьмицветик”

1. Нарисуем цветок (точкой отметим центр листа, через него проведём линии. разделяющие окружность на 2; 4; 8 равных частей.

Рисунок 1

2. Лучи соединим дугой – вот и Цветик - 8 цветик.

Рисунок 2

3. Раскрасим лепестки как в радуге: К, О, Ж, З, Г, С, Ф и ПУРПУРНЫЙ цвет.

Рисунок 3

Пока сохнет краска, мы совершим виртуальную экскурсию в картинную галерею.

(Демонстрируются картины: Петров-Водкин “Купание красного коня”, Ван Гог “Красные виноградники в Арле”, Машков “Синие сливы”, А. Матисс “Красные рыбы, И. Левитан “Золотая осень”, М. Врубель “Демон”, Б. Кустодиев “Московский трактир”.

Сочетания каких дополнительных цветов вы увидели? Какие чувства передавал художник с их помощью. Что объединяет эти произведения?

4. Продолжим практическую работу. Линии, разделяющие лепестки продолжим до края листа, и закрасим фон за лепестками дополнительными цветами.

Рисунок 4

Итог урока.

Что нового вы узнали на уроке?

Что затруднило?

Какого цвета карточку вы получили в начале урока? Найдите свою пару по дополнительным цветам.

Домашнее задание.

Сочинить или нарисовать “Сказки про краски”.