Цель деятельности учителя
Обобщение известных сведений по теории цвета, ознакомление с дополнительными цветами и их свойствами на примерах живописных произведений выдающихся художников, развитие навыков практической работы красками, совершенствование графических приёмов работы, в т.ч., деление окружности на 8 частей.
Планируемые результаты
Предметные - научатся определять пары дополнительных цветов по цветовому кругу, практическим путём определят результат смешивания дополнительных цветов, закрепят умение выстраивания композиции листа, получат возможность определять и оценивать выразительность контрастных сочетаний в произведениях великих живописцев.
Метапредметные:
регулятивные (принимают и сохраняют учебную задачу, соблюдают рекомендованный алгоритм действий);
познавательные (применяют в анализе произведений известные и вновь изученные свойства цветов, формулируют выводы, дают эмоциональную оценку);
коммуникативные (участвуют в учебном диалоге, учитывают позицию собеседника, уважают мнение и чувства одноклассников в беседе и подвижной игре);
личностные (выстраивают эмоциональные связи содержания и колористического решения изображенного в картине, интерпретируют замысел художника).
Ход урока
Игра “Весёлые краски” - повторение теории цвета.
Дети выбирают разноцветные карточки (24 оттенка цветового круга) и:
- строятся по спектру;
- образуют тёплый и холодный хороводы;
- тройки, состоящие из пар основных и составного цвета;
- смыкаются в цветовой круг.
В ходе подвижной игры:
- отрабатываются известные понятия: спектр, порядок цветов в спектре, главные цвета, составные цвета, тёплые и холодные цвета;
- усваиваются новые знания о цветовом круге.
Освоение нового материала
Сколько удивительных историй существует в мире красок. А сегодня мы узнаем ещё один секрет.
В цветовом круге на противоположных концах диаметра находятся цвета, которые называются ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ или ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ.
Необычайно хороши если рядом стоят:
- СИНИЙ и ОРАНЖЕВЫЙ,
- КРАСНЫЙ и ЗЕЛЁНЫЙ
- ЖЁЛТЫЙ и ФИОЛЕТОВЫЙ
Но есть у этих парочек один большой секрет…
О нём мы узнаем, смешав их на палитре.
Первый ряд смешивает СИНИЙ И ОРАНЖЕВЫЙ.
Второй ряд – КРАСНЫЙ и ЗЕЛЁНЫЙ.
Третий ряд – ЖЁЛТЫЙ И ФИОЛЕТОВЫЙ.
О, ужас, о горе! Их не узнать! Нет ни КРАСНОГО, ни СИНЕГО, ни всех остальных. Что же случилось? Они подрались и уничтожили друг друга превратившись в грязно серо-коричневую массу. Их смешивать нельзя, помните об этом, когда начнёте работать, промывайте кисти очень хорошо.
Практическая работа “Цветик-восьмицветик”
1. Нарисуем цветок (точкой отметим центр листа, через него проведём линии. разделяющие окружность на 2; 4; 8 равных частей.
Рисунок 1
2. Лучи соединим дугой – вот и Цветик - 8 цветик.
Рисунок 2
3. Раскрасим лепестки как в радуге: К, О, Ж, З, Г, С, Ф и ПУРПУРНЫЙ цвет.
Рисунок 3
Пока сохнет краска, мы совершим виртуальную экскурсию в картинную галерею.
(Демонстрируются картины: Петров-Водкин “Купание красного коня”, Ван Гог “Красные виноградники в Арле”, Машков “Синие сливы”, А. Матисс “Красные рыбы, И. Левитан “Золотая осень”, М. Врубель “Демон”, Б. Кустодиев “Московский трактир”.
Сочетания каких дополнительных цветов вы увидели? Какие чувства передавал художник с их помощью. Что объединяет эти произведения?
4. Продолжим практическую работу. Линии, разделяющие лепестки продолжим до края листа, и закрасим фон за лепестками дополнительными цветами.
Рисунок 4
Итог урока.
Что нового вы узнали на уроке?
Что затруднило?
Какого цвета карточку вы получили в начале урока? Найдите свою пару по дополнительным цветам.
Домашнее задание.
Сочинить или нарисовать “Сказки про краски”.