Урок русского языка по теме "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели урока:

– углубление знаний обучающихся о категории числа имён существительных;
– формирование навыков употребления данных существительных;
–  воспитание чуткого отношения к товарищам по классу.

Оборудование: географический атлас (на каждой парте), ручка, карандаш, блокнот, очки, ластик, линейка, ножницы, заколка, кружка, телефон.

Ход урока

1. Организационный момент.

(Тема урока не сообщается.)

2. Задание на внимание и развитие памяти.

Учитель демонстрирует ученикам предметы:

Ручка, карандаш, блокнот, очки, ластик, линейка, ножницы, заколка, кружка, телефон.

– Запишите названия предметов.
– Слова какой части речи вы записали? Докажите.
–  Что ещё объединяет данные существительные?

(Все существительные неодушевленные.)

–  Можно ли сгруппировать эти слова? По каким признакам?

(По роду, по склонению.)

–  Выберите один признак и выполните задание.
–  Все слова вы употребили? Почему остались “неприкаянные “существительные? Почему?

3. Сообщение темы урока, запись в тетрадь.

4. Усвоение нового материала.

–  На какие вопросы вы хотели бы получить сегодня ответы?

Учащиеся формулируют цели урока.

(Что обозначают данные существительные?)

Учитель вновь показывает ребятам ножницы.

– Как объяснить инопланетянам это слово?

(Два кольца, два конца, посредине гвоздик.)

– Какое предложение мы записали? В чём его особенность?

(Нет сказуемого, односоставное предложение.)

– А если я раскручу винтик?

(В руках окажется две половинки.)

– Следовательно, у меня в руках будет пара одинаковых предметов.
–  А очки? Парный предмет?
– Почему некоторые ребята стесняются носить очки?

(Потому что дразнят: “У кого четыре глаза, тот похож на водолаза”.)

– Не стоит обращать внимание на это, а вот использовать данное предложение в качестве языкового материала попробуем.
–  Какое существительное интересно? Чем?

(Водолаза. Морфемным составом.)

Запишите и разберите это слово по составу. Как оно образовано?

(Учащиеся выполняют словообразовательный анализ.)

–  Давайте попробуем ещё вспомнить парные предметы.

(Плоскогубцы, тиски, брюки, джинсы.)

–  Но ножницы – это инструмент. На дворе весна. Скоро начнётся дачный сезон. И всем нам понадобятся для уборки территории…

(Грабли, вилы.)

– Правильно. Работы хватит всем. А во время отдыха можно и поиграть.

В какие игры вы любите играть на улице?

(Прятки, жмурки, казаки– разбойники.)

– Но в нашем классе есть ребята, которые предпочитают игры за столом. О ком я говорю и в какие игры они играют?

(Шашки, шахматы.)

5. Минутка отдыха.

– Давайте и мы поиграем.

“На лугу, на лугу, на лугу
Пасутся КО
(Кони.)
Нет, не кони.
На лугу, на лугу, на лугу
Пасутся КО
(Козы.)
Нет, не козы.
На лугу, на лугу, на лугу
Пасутся КО
(Коровы.)
Правильно, коровы.
Пейте, дети, молоко,
Будете здоровы” .

– Запишите последнее предложение и скажите, чем оно осложнено.
–  Ребята, а какие молочные продукты можно получить из молока?

(Кефир, ряженка, сметана, творог, йогурт, сыр, сливки.)

– Есть ли среди этих слов существительные, которые имеют форму только множественного числа?
–  Что обозначает слово СЛИВКИ?

(Вещество.)

– Давайте попробуем вспомнить подобные слова.

(Чернила, помои.)

– А что мы любим кушать с молоком?

(Блинчики, пирожки, булочки, печенье.)

– Юные хозяюшки знают, что испечь пирожки – хлопотное дело. Прежде нужно поставить опару, а для этого нужны ДРОЖЖИ. Но в учебное время и без того дел много, а вот через несколько дней–  осталось совсем чуть– чуть–  мы займёмся своими любимыми делами, потому что наступят …

(КАНИКУЛЫ)

– Что такое каникулы?

(Ребята дают своё толкование.)

Запись предложения.

Каникулы – радостное событие.

– Объясним знаки препинания в данном предложении.
– Но в жизни есть и другие радостные события

(Масленица сопровождается обрядом “Проводы Зимы”.)

(Именины.)

–  И совсем грустные

(Похороны, поминки.)

– А вот ещё один необходимый нам сегодня предмет –  …

(На каждой парте находится географический атлас.)

– Откройте физическую карту. Рассмотрите её внимательно.

Есть ли на ней существительные во множественном числе? Запишите эти географические названия.

(Саяны, Холмогоры.)

6. Подведение итогов урока.

– Что нового узнали о категории числа имён существительных?
– Запишите в тетрадь значения существительных, имеющих форму только множественного числа.

(Парные предметы,
названия игр,
инструменты,
вещества,
географические названия.)

7. Самооценивание.

– Оцените свою работу на уроке словесно: “отлично”, “хорошо”, “недостаточно хорошо”, “удовлетворительно”.

Домашнее задание: п.95, упр. 509.