В последние годы всё больше наблюдается спад интереса подрастающего поколения к книге, к произведениям устного народного творчества, к народной культуре, фольклору.
Недостаток эстетического вкуса, бедный словарный запас, неумение владеть устной речью при рассказе и пересказе, во время диалога заставляют педагога начальной школы изыскивать методы и приемы их устранения еще на начальном этапе, в первые дни обучения в школе.
У школьников отношение к чтению весьма противоречивое. К сожалению, детей, которые не мыслят свою жизнь без книги, становится всё меньше. К.Д.Ушинский подчеркивал, что “литература… должна вводить ребенка в мир народной мысли”. Такой литературой прежде всего являются произведения устного народного творчества, которые рекомендуется инсценировать для лучшего восприятия.
Через формы театрализации ребенок овладевает родным языком, осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Сказка помогает детям разобраться в том, что такое хорошо и что такое плохо, отличить добро и зло, расширить кругозор, пополнить свой словарный запас, развить речь, воображение, творческие способности.
Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Они обогащают представление юного читателя о прошлом и настоящем нашей Родины, помогают усвоить высокие нравственные принципы народа, раскрывают красоту подвига человека.
Сказка учит сопереживанию и радует детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием к слабому, лукавством и юмором. При этом формируется опыт социальных навыков поведения, а любимые герои становятся образцами для подражания.
Читая пословицы и поговорки, дети усваивают мудрость трудового народа, его многовековой опыт.
Загадки способствуют развитию сообразительности, умению сравнивать, сопоставлять. Большое воспитательное значение имеют сказки. Их образность, эмоциональность содействуют развитию эстетического вкуса у детей.
К.И. Чуковский писал о цели сказок: “Она заключается в том, чтобы какою угодно ценою воспитать в ребёнке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою… Сказочники хлопочут о том, чтобы ребёнок с малых лет научился мыслить, участвовать в жизни воображаемых людей и зверей и вырвался бы этим путём за узкие рамки эгоцентрических интересов и чувств”.
Федеральный государственный образовательный стандарт предоставляет возможность решать задачи всестороннего развития учащихся наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности. Кружковая работа по предмету “Литературное чтение” способствует формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности, в том числе и театрализации изучаемых художественных произведений.
Внеурочная деятельность по литературному чтению предполагает:
– проявление у детей интереса к словесному творчеству,
– коллективное сочинение небольших сказок и историй, разыгрывание небольших
фольклорных произведений, рассказывание историй от лица героев.
– чтение по ролям небольших произведений в диалогической форме,
– моделирование “живых картин”,
– иллюстрирование отдельных эпизодов произведения,
– инсценирование в парах, группах отдельных эпизодов,
– придумывание и обыгрывание устных историй, комиксов.
Итогом работы кружковой деятельности по литературному чтению является создание проектов: подготовка устных журналов, создание сборников сказок, загадок, пословиц, создание костюмов для сказочных персонажей, сочинение собственных сказок, оформление стенгазет, театрализация по мотивам сказок.
Реализация проекта “Дорога в сказку” в рамках кружковой работы по предмету “Литературное чтение”.
Цель: формирование интереса детей к литературному народному творчеству через прием театрализации, раскрытие творческих способностей учащихся.
Задачи: способствовать развитию творческих возможностей детей, развитие эмоционально-чувственной сферы личности ребенка, воспитание потребности в чтении книг, любви к устному народному творчеству, создание ситуации успеха, приобщение детей к искусству театра, формирование и сплочение дружного коллектива.
Подготовительный этап:
– составление плана работы;
– чтение сказок “Гуси-лебеди”, “Теремок”, “Репка”, “Колобок” на “новый лад”,
– посещен е кукольного театра с просмотром сказки “Колобок” на “новый лад”,
– поиск сценария в Интернет-ресурсах, выбор сказки,
– распределение ролей, обязанностей по оформлению, привлечение родителей к
пошиву костюмов, подбору музыкального оформления, изготовлению декораций.
Основной этап:
– проведение репетиций,
– оформление афиш,
– аренда и пошив костюмов,
– изготовление декораций,
– показ сказки учащимся первых классов,
– оформление стенгазеты,
– награждение исполнителей ролей и родителей, принявших участие в подготовке.
Подведение итогов:
участники проекта остались довольными результатом работы, почувствовали свою успешность и вынесли следующие решения: защитить проект на городском конкурсе проектов “открытие”, создать презентацию (Приложение).
Работа над проектом способствовала раскрытию творческих возможностей детей. У ребят проявилось желание более близкого знакомства с произведениями устного народного творчества. Интерес к книгам растет. Учащиеся посещают школьную библиотеку, с интересом читают сказки народов мира, сказки К. Чуковского, С.Маршака. На уроках литературного чтения речь стала более яркой, правильной, эмоциональной.
Занятия театральной деятельностью развивают не только психические функции личности ребенка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным.