Введение.
Все больший интерес в области музыкальной педагогики в вопросах музыкального воспитания и обучения детей проявляется к детскому музыкальному фольклору и фольклору для детей. Зародившись во времена глубокой древности, пройдя многовековой путь развития, фольклор стал своеобразной устной, живой говорящей летописью, повествующей о далеком историческом прошлом и в то же время звучным голосом современности. Проверенный временем и практикой, не утративший актуальности, фольклор – носитель определенной информации, опыта человечества. Образы добра, счастья, любви, воспетые в произведениях фольклора – вечны.
В художественно-эстетическом образовании и воспитании учащегося значительную роль играет приобщение к народному музыкальному творчеству, к народной песенной культуре. Народное музыкальное творчество Н. В. Гоголь образно называл “звучащей историей”, “звонкими живыми летописями”. Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно. Не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности. Поэтому главной задачей своей деятельности вижу обогатить детей знаниями о народном музыкальном фольклоре. Основой при формировании эстетического сознания школьников должны стать художественные ценности традиционной национальной культуры народа, источником и фундаментом которого является фольклор.
Фольклор – источник знаний о действительности, о человеке и средство формирования важнейших народных понятий о добре и зле, средство познания родного языка, родной речи через лучшие образцы народной песни. Фольклор формирует национальное мировоззрение, учит ребенка видеть мир глазами своего народа.
Внедрение элементов фольклора в практику музыкально-эстетического воспитания, изучение традиций и обычаев своего народа является важнейшим звеном в процессе формирования у детей высокой художественной культуры. А знание музыкальной культуры своего народа позволит осознать специфику музыкального творчества и культуру других народов. Музыкальный фольклор изначально несет в себе нравственную эстетику, элементы народной мудрости. Через знакомство и исполнение произведений фольклора прививается любовь к родным народным напевам, и поэзии, старинным обычаям, обрядам и праздникам. Подготовить детей и молодежь к исполнению более сложных произведений (игровых, шуточных, солдатских, исторических, духовных) можно только посредством простых попевок, мелодий игровых песенных припевов.
По своему музыкальному языку фольклор безгранично богат, выразителен и вместе с тем доступен и прост. Поэтому способствует максимальному самовыражению ребенка. Проблема воспитания детей в духе традиционного фольклора исключительно современна и актуальна. В настоящее время детское музыкальное образование, как и вся система образования, переживает пору серьезного обновления. К сожалению, долгое время детское фольклорное творчество было в тени, музыкальное воспитание строилось исключительно на академических формах музицирования.
В настоящее время немало музыкальных школ, детских садов, в которых начальное музыкальное образование в курсе сольфеджио, слушания музыки, музыкально – двигательные занятия пытаются построить на фольклорном материале. Теперь, когда народная песня вновь возвращается к народу, многое из накопленного ранее педагогического опыта утрачено. Молодое поколение педагогов – музыкантов находится в затруднительном положении. Но вместе с тем ведется активный поиск наиболее прогрессивных форм и методов обучения и воспитания подрастающего поколения.
Основные принципы обучения музыкальному фольклеру.
Занимаясь музыкально – эстетическим образованием детей на основе музыкального фольклора, необходимо ясно представлять себе сущность этой самобытной художественной системы. Музыкальный фольклор – это народная музыка, точнее традиционное народное музыкальное искусство, уходящее своими корнями вглубь веков.
До сих нор фольклорные традиции живут и развиваются. Это доказывают многочисленные фольклорно-этнографические экспедиции. Они постоянно и заново открывают для нас сохранившиеся образцы народного искусства там, где оно считалось исчезнувшим, выявляют очаги живых фольклорных традиций. Поэтому к фольклору следует относиться не как к омертвевшему, застывшему явлению прошлого, а как к жизнестойкому источнику современной самобытной народной художественной культуры.
Главный принцип освоения фольклора – глубоко проникать в сущность фольклорного творчества, в глубинные слои художественного народного мышления, и на этой основе как можно полнее раскрывать художественный потенциал каждого приобщающегося к фольклору. Фольклор дает возможность человеку ощутить себя частью своего народа. Происходит соединение коллективного творчества с индивидуальным. Певцы, изливая свои чувства в песне, стремятся каждый проявить свою личность, но вместе с тем заботятся о красоте общего исполнения. Таким образом, принцип коллективности, основанный на единстве коллективного и индивидуального, является основополагающим и в организации обучения музыкальному фольклору.
Эстетическое отношение фольклора к действительности проявляется в процессе живого исполнения – творчества. Эстетическое воздействие фольклора значительно снижается в восприятии его только через воспроизводящие формы – книгу, видеозапись, кино. Сила влияния фольклора заключается в той непосредственной реакции, которая возникает у слушателя и зрителя в самый момент исполнения. Но еще более ценно то эстетическое наслаждение, которое получают сами исполнители. Фольклор тем и уникален, что рождается и существует в среде самих исполнителей, для них самих. И в этом смысле фольклор является наиболее эффективной формой раскрытия, раскрепощения личности, проявления ее потенциальных способностей и инициативы. Отсюда вытекает следующий принцип – обучение фольклору должно носить обязательно живой, неформальный характер.
Очень важно понять внутренний динамизм фольклорной традиции, достигаемый единством таких категорий, как устойчивость основных признаков традиции и одновременно их вариативность, сохранение определенных сложившихся формул и существующая на этой основе импровизационность. Только соблюдение единства указанных полярных категорий в обучении музыкальному фольклору может обеспечить правильную методическую установку, при которой фольклор и сохранит свою самобытную традиционную (устойчивую) форму, и не станет догмой.
Если раньше “погружение” в фольклор протекало для ребенка само собой, естественным путем, то в настоящее время оно осуществляется в результате обучения, что по сути своей противоречит неформальной и непроизвольной природе фольклорного творчества. Поэтому к организованному обучению необходимо относиться как к творческому процессу, нуждающемуся в особой непринужденной обстановке, микроклимате доверия и естественного поведения. Хорошо, когда со сцены звучит народная песня, и звучит ярко, слаженно, чисто и интересно. Качественное и эмоциональное исполнение зажигает слушателей, вдохновляет исполнителей, пробуждает в них желание еще больше заниматься фольклором. Но главное при этом все-таки кроется не в сиюминутном выступлении, а в тех наполненных творчеством учебных занятиях, которые остаются “за кадром”, которые помогают ребенку ощутить, вкусить радость момента творчества, сделать его потребностью души.
Трудно найти другой материал, столь близкий по духу детям и одновременно содержащий огромные воспитательно-обучающие возможности, каким является фольклор. Его главное достоинство заключается в импровизационном характере творческой деятельности. Именно это открывает гораздо большие возможности для развития творческого мышления, инициативы, способностей детей. Синкретичность фольклорного музицирования, органическая связь в нем пения, игры, пластики движений и других видов художественного самовыявления, яркая образность музыкально-поэтического и хореографического языка, доступность понимания – все эти качества позволяют фольклору занять самое достойное место в эстетическом воспитании детей.
Игра как важная форма обучения музыкальному фольклеру.
С давних пор педагогикой признавалось огромное воспитательное значение народного творчества. Занимать детей народными играми, песнями, сказками, которые были понятны и любимы – считалось делом разумным. Ведь в народных играх и игрушках блестяще соединились художественное и педагогическое начала. К. Ушинский писал: “Для дитяти игра действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка потому, что понятнее, а понятнее она ему потому, что отчасти есть его собственное сознание. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни…”
С малых лет ребенок живет в мире игры, сказки. В богатом синтезе самых разнообразных видов творчества игре всегда найдется место. Она по существу является ведущей формой деятельности ребенка, характеризующей мир детства. Нередко детство называют возрастом игры. Она органично сочетает в себе одновременно и отдых, и компенсацию недостаточных нагрузок: физических, умственных, эмоциональных.
Фольклорные игры выделяются гармоничным соединением практической педагогики, искусства и физической культуры. Они вполне могут и должны стать начальным этапом в постижении более высоких уровней народной песенно-танцевальной культуры. Собственно игровая форма, как никакая другая, способствует успешному освоению фольклорного языка. Поэтому народные традиционные игры, игровой фольклор надо рассматривать как начальную азбуку, в которой дети знакомятся с фольклором, как самобытной и самостоятельной художественно – образной системой. Так можно с полным основанием сказать, что народная песня рождается в играх.
Хорошая детская игра представляет собой образец педагогического мастерства и таланта народа. Игры влияют на развитие ума, характера, воли, способствуют расширению кругозора, познанию окружающего мира, совершенствуют психические процессы, укрепляют физическое здоровье, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Пока ребенок маленький, игры как бы обращены только к нему. Как только он начинает ходить, бегать, его захватывают коллективные игры. Они, как правило, отличаются образностью, событийностью, сюжетностью, действием. Иногда в их основе заложен элемент состязания. Важнейшие традиции коллективных игр – взаимовыручка, подчинение своих интересов интересам команды. Игры приучают к дисциплине, организованности, воспитывают нравственные начала, справедливость (закон равного и справедливого участия играющих).
В игре подражание сочетается с творческим воображением. Но оно не появляется само собой. Оно воспитывается, развивается в результате длительной и регулярной работы педагога.
Народная игра – часть общей устной поэтической культуры, для которой характерно взаимовлияние жанров, благодаря чему идет их внутреннее обогащение и развитие. Игры могут соединять в себе сразу несколько видов искусств. Нередко в одном таком произведении соседствуют: декламация и пение, хореографическое движение и пляска, драматическое лицедейство, костюмированное переодевание и ряжение, спортивное состязание.
Игровое творчество проявляется, прежде всего, в постепенном обогащении содержания игр. От богатства и характера содержания игры зависит развитие замысла и использование средств изображения. Каждой возрастной группе соответствует близкий ей круг образов, эмоций, представлений, привычек, а также уклад жизни ребенка и окружающая его среда. Игры тесно связаны не только с народными обрядами и праздниками, но и с временами года. Молодежь зимой играет на льду, ледяных горках, строит снежные крепости ,лепит снеговиков. Весной играют у ручейка, пуская наперегонки кораблики из коры. Летом играют в воде на речке, в пруду, озере. В сюжетах хороводных песен глубоко отражен народный быт. Участвуя в хороводе – в маленьком театрализованном представлении, играющие будто переносятся в иной мир, становятся царевичем и царевной, селезнем и уткой, оленем, коршуном, весняночкой.
Современная методика массового детского эстетического воспитания расчленила песню, слово, ритм, движение, действие, слитые воедино в народных играх. Хороводные песни-игры стали только петься. Вообще песня с движением почти исчезла из повседневного быта, а припевки, считалки, игровой зачин перешли в область речевого исполнения. Из некоторых игр выбрасываются игровые припевки. В результате они лишаются важных художественных качеств, становятся менее интересными детям.
Типы народных игр чрезвычайно многообразны: жребий и наказание, прыгание, состязание в стойкости, игры с движениями, символические игры, игры с песнями и хороводами, домашние игры, зимние игры. Особую радость детям доставляют ролевые игры, в которых происходит перевоплощение в конкретные персонажи. Но ребенок – не актер: он играет для себя, а не для зрителей. Он не заучивает заранее свою роль, а создает свою роль по ходу игры. Когда ребенок входит в образ, у него живо работает мысль, углубляются чувства, он искренне переживает события, верит в их правду. В игре ребенок не просто стремится удовлетворить свою потребность в развлечении, получить удовольствие. Она побуждает играющего использовать определенные усилия по преодолению трудностей. Структура игр позволяет вовлекать играющих во взаимодействие. Дети сами регулируют взаимоотношения, решают спорные вопросы, находят приемлемый выход из конфликтной ситуации, то есть народные игры способствуют развитию самостоятельности с самого раннего возраста. Они являются уникальным средством для воспитания в детях инициативы, самодеятельности и организованности.
Народные игры представляют собой систему начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающую в себе духовное богатство и физическое совершенство. Известно, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека, они образуют фундамент, на котором основывается развитие его нравственных чувств, дают основу для создания и дальнейшего проявления их в творческой деятельности. Все навыки и умения, которые были получены когда-то в процессе игры – во время драматического исполнения, декламации, интонирования песенных припевов, исполнения хороводных и плясовых движений, – не исчезают, они остаются на всю жизнь. Слабое знание народных игр – причина неудовлетворенности игровых потребностей современных детей.
Практическое использование игрового материала в процессе вокальной работы.
Обучение детей пению – это не только обучение данному виду искусства. Вокальная педагогика является составной частью общей педагогики. Общие принципы дидактики являются основой для всех методик, в том числе и вокальной. Овладение певческим искусством – большой труд. Обучение пению должно быть направлено не только на развитие певческого голоса у детей, но также на решение задач их воспитания и общего развития. Развитие слуховых и певческих навыков глубоко взаимосвязано с развитием мышления, наблюдательности, памяти, воображения, а также внимания и воли. Все эти навыки, переходящие в свойства личности, в своем развитии неизменно взаимодействуют со всем процессом обучения детей фольклорному музицированию.
Решая задачу вокального воспитания, направленную на общее и специфическое развитие своих учеников, я стараюсь использовать как свои собственные, проверенные опытом способы работы, так и новые, теоретически изученные формы. При этом стараюсь соблюдать следующие требования к методам организации хоровых занятий:
– проводить заблаговременную подготовку к уроку;
– определять для себя его содержание и приемы, учитывая уровень умений детей;
– определять оптимальную интенсивность певческой нагрузки на уроке, места
активной певческой и мыслительной деятельности и места расслабления,
переключения внимания, чередование материала по принципу контраста, в порядке
возрастания трудности;
– уделять большое внимание общему эмоциональному состоянию детей на уроке.
Прежде, чем начать занятие, стараюсь пробудить у детей желание петь.
Интонацией голоса, мимикой, шуткой стараюсь поддерживать необходимое эмоциональное состояние.
– стараюсь реализовывать принципы воспитывающего обучения, через освоение содержания исполняемого репертуара и способы педагогического общения.
В основе моей работы лежит один из принципов гуманистической педагогики: “Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие”.
Возрастные особенности детей, с которыми я работаю таковы, что игра остается одним из любимейших видов деятельности. И этим я стараюсь умело пользоваться. Стараюсь разнообразнее включать ее в урок. Во время игры использую такие методы обучения:
1. Упражнения на звукоизвлечение, звуковедение, на приобретение навыков
выразительного интонирования, на развитие навыков импровизации на фольклорной
основе, многоголосного пения.
2. Упражнения по развитию хореографических навыков.
3. Самостоятельный подбор вариантов игр, танцевальных движений.
4 . Творческие задания как метод развития песенного, музыкально – игрового
творчества.
5. Погружение в ролевое общение персонажей.
Очень важно во время занятия не растерять творческую активность детей. Для этого я использую игровые приемы по разнообразию видов деятельности на уроке:
– вслушивание;
– работа с текстом;
– сопоставление;
– рассуждение;
– оценка собственного исполнения ребенком;
– мысленное пропевание мелодии (со словами и без них);
– сольфеджирование;
– работа с хореографическими движениями;
– смена динамики, темпа, тональностей,
– чередование индивидуального пения и пения хором при разучивании, работе над
мелодией и исполнении произведения;
использование наглядного материала, предметов старины.
Все эти приемы стимулируют восприятие и певческую активность на занятиях, позволяют мне, как хормейстеру, в то же время работать над вокальными задачами, поставленными перед определенной группой учащихся.
Развитие певческого голоса детей тесно связано с формированием определенных навыков. К основным вокальным навыкам мы относим звуковедение, певческое дыхание, артикуляция, слуховые навыки, навыки эмоциональной выразительности исполнения. Навыки – это действия, отдельные компоненты которых в результате повторения стали автоматизированы. На мой взгляд, только обучение в форме игры может помочь учащимся воспитать данные навыки, сохранить интерес к обучению, учитывая их возрастные особенности.
Я хочу подробно остановиться на воспитании навыка звукообразования. Этот навык, на мой взгляд, является центральным. Он предопределяет владение разнообразным тембром, что обеспечивается умением использовать разнообразную динамику по всему звуковысотному диапазону, различные типы атаки звука, способы артикуляции.
Звукообразование – это не только атака звука, момент его возникновения, но и последующее за ним звучание, звуковысотные модуляции голоса. Существует немало игровых упражнений, которые я использую в работе, участвующих в процессе звукообразования.
Дыхание.
Весь дыхательный аппарат, вся его мускулатура “живут” с человеком, вместе с ним “смотрят”, “вспоминают”, “думают”, рождают звук, слово. Чтобы ребятам было легче ощутить работу дыхательных мышц, нужно найти правильное положение тела.
Упражнение:: встать, ссутулиться, расслабить мышцы спины, плеч. Затем как бы приподнять свое тело и, толкнув его назад и вниз, надеть на позвоночник, как пальто на вешалку. Спина стала крепкой, прямой, позвоночник как бы “растет” вверх, а плечи вниз, руки и шея свободные и легкие.
Упражнение: “Цветочный магазин” (момент вдоха): представим себе, что мы в цветочном магазине, Воздух наполнен ароматом разных цветов. Захотелось найти любимый запах. Медленно, спокойно, глубоко вдохнули (воздух идет в гайморовые пазухи, там задерживается на секунду). Это и есть момент остановки дыхания перед выдохом.
Упражнение: “Свеча” (ровный, медленный выдох): взять в руки свечу, поджечь (можно вообразить), вдохнуть, остановиться и медленно дуть на пламя, чтобы пламя легло. Удерживать его в таком положении до конца выдоха. Вместо свечи можно воспользоваться узкой полоской бумаги.
Становление любого вокально-хорового навыка требует напряжения духовных и физических сил ребенка. Чтобы эта работа приносила радость, а не отталкивала, и следует применять игровые ситуации. Для тренировки медленного и ровного выдоха можно использовать народную игру “Волосянка” (играющие по команде, взяв дыхание, тянут одну из гласных, например: “А – а– а -...”. Выигрывает тот, кто тянул дольше и ровнее всех!
Упражнение: “Упрямая свеча” (активный вдох): чтобы ощутить движение мышц нижней части живота, нужно вдохнуть, задержать дыхание и подуть на пламя так, чтобы положить. Продолжая выдыхать, плавно ослабляем выдох – пламя встает – затем вновь стремимся положить.
Упражнение: “Погашу свечу” (активный прерывистый выдох): вдох, секундная задержка дыхания. Затем активно выдыхаем на пламя: “Фу! Ффу! Фффу!” Не гаснет. Еще интенсивнее и резче выдох – погасло! (ощущение движения мышц живота)
Упражнение: “Комар” (активный выдох): предлагаю детям исполнить песню комара. Комар далеко – песня его звучит негромко. Вот он приближается – пение все слышнее. Комар рядом – звук настойчивее. Комар полетел дальше – его песня отдаляется.
Упражнение: “Завожу машину”: предлагаю детям завести машину: “Р-р-р-р! Р-р-р-р-р!”. С каждым разом все настойчивее шофер, все больше оборотов делает мотор и, наконец, заводится.
Упражнение: “Хоровод” (цепное дыхание): Учитель заводит орнаментальный хоровод, обращая внимание на непрерывность рисунка. Напев исполняется так же, нигде не прерывая.
Упражнение: “Все наоборот” (цепное дыхание): предлагается брать дыхание в неожиданных, непривычных, “неправильных” местах.
Артикуляция.
Разговорная манера исполнения русских народных песен требует наибольшего приближения к естественной, свободно льющейся речи, Поэтому так важно держать разговорный аппарат в рабочем состоянии, добиваясь свободной и пластичной его работы. Помогут специальные игровые упражнения:
Упражнение: “Вопрос – ответ” (гимнастика мышц шеи): Задаются разные вопросы, дети поочередно отвечают. “Да” – медленно наклонить голову вперед. “Нет” – голова поворачивается вправо– влево.
Упражнение: “Яблочко катается по блюдцу” (гимнастика мышц шеи): медленные повороты головы по “часовой стрелке” и “против”.
Упражнение: “Зевок” (гимнастика корня языка и небной занавески): сначала предлагается детям просто позевать, затем остановиться, удерживая мышцы в нужном вокальном положении
Упражнение: “Горячая картошка”: представить себе, что во рту – горячая картошка. Активный вдох холодного воздуха сочетается с зевком. (Корень языка тянется вниз, а небная занавеска вверх.)
Упражнение: “Дверь скрипит” и “Чайки кричат”: при правильном зевке издается звук, напоминающий скрип двери или крик чаек.
Упражнение: “Дразнилка” (гимнастика языка): рот открыт, язык лежит, кончик слегка касается нижних передних зубов, корень опущен. Высунуть язык как можно дальше изо рта, а затем втянуть его как можно глубже, сильнее. Выполнять можно в парах, общаясь. Упражнение: “Маятник”: язык высунуть. Кончик языка опустить к подбородку, поднять к носу, отвести влево, а затем вправо.
Упражнение: “Вкусно!”: медленное облизывание губ по кругу то вправо, то влево.
Упражнение: “Удивление” (гимнастика нижней челюсти).
С удовольствием дети воспринимают щелканье и “цоканье” языком, а также Упражнение: “Надулись и улыбнулись” (гимнастика губ). Техника артикуляции определяет вокальную технику.
Критерием правильности артикуляции является естественность звучания голоса.
Звукообразование.
Критерием правильности артикуляции является естественность звучания голоса.
1 этап– естественный переход от разговорной речи к мелодекламации. Поскольку во время разговора голос работает в смешанном регистре, нужно опереться на речевой опыт.
Упражнения: “Полет ракеты”– свободное скольжение гласной “У” по всему диапазону.
“Актерское мастерство” – НУ-У -У !
– Удивиться;
– Пожаловаться;
– Обидеться.
Подобные упражнения для каждой из гласных: О-е – е -ой ! – пожаловаться, похвастаться, поругать, пообещать, позвать.
2 этап – выработка народно-певческой манеры. Предусматривается сохранение характеристик разговорной речи: КАНТИЛЕНЫ “А как речь – то говорит, словно реченька журчит”, СКОРОГОВОРОЧНОСТИ (сохранения единого ударения в слове), ЛОГИЧЕСКОГО УДАРЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВОЙ окраски слова и ВЫСОКОЙ разговорной позиции. Мелодия связана с естественностью дыхания и большой певучестью. Поэтому, упражняясь, сначала фраза проговаривается, дыхание распределяется равномерно, в привычном дли него разговорном ритме.
3 этап – закрепление уже имеющихся навыков, а также УСЛОЖНЕНИЕ ВОКАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ЗАДАЧ.
В упражнениях используются напевы широкого дыхания (овладение приемом “цепное дыхание”). Сложные распевы (один слог распевается на 3–4 ноты), с диапазоном больше октавы, более сложным ритмом. Упражнения, как правило, состоят из двух контрастных частей: если первая исполняется “пиано”, то вторая – “форте”, если первая – стаккато, то вторая – легато.
Практическое использование русских народных игр в обучении.
Нередко детство называют возрастом игры. Она по существу является ведущей формой деятельности ребенка. Фольклорные игры выделяются гармоничным соединением практической педагогики, искусства и физической культуры. Они не содержат в себе особых трудностей для восприятия и усвоения и вполне могут и должны стать начальным этапом в постижении более высоких уровней народной культуры. Собственно игровая форма, как никакая другая, способствует успешному освоению фольклорного языка. Поэтому народные традиционные игры, игровой фольклор надо рассматривать как начальную азбуку, в которой дети знакомятся с фольклором, как с самобытной художественной системой. И с полным основанием можно сказать, что ДЕТСКАЯ ПЕСНЯ РОЖДАЕТСЯ В ИГРАХ.
В игре подражание сочетается с творческим воображением. Оно не появляется само собой. Оно воспитывается, развивается в результате длительной и регулярной работы педагога. Игровое творчество проявляется в постепенном обогащении содержания игр.
От богатства и характера содержания игры зависит развитие замысла и использование средств изображения. Каждой возрастной группе соответствует близкий ей круг образов, эмоций, представлений, привычек, а также уклад жизни ребенка и окружающая его среда.
- Песенные припевы, встречающиеся в различных играх, отличаются своей
поэтикой, мелодикой, ролью в игре, приемами исполнения (типами
интонирования). Основная функция песенного припева – организация и
сопровождение игрового действия. Песенный припев может являться зачином
игры, служить для связи ее частей, а также быть концовкой. Песенный припев
это художественное ядро любой игры всех жанров музыкального фольклора. Очень
хорошо в нем использовать такие композиционные формы, как диалоги солиста с
хором, или двух полухоров. При этом участники игры используют все типы
интонирования:
– пение;
– мелодизированный говорок;
– речитатив;
– напевное скандирование и т.д.
Кроме того в напевах угадываются интонационные формулы всех других жанров народных песен, а в поэтике доступное содержание, близкие детям образы, богатая интонационная полифония.
В детском быту есть свои традиции, а наиболее живучая – заимствование игр друг у друга. Их много: “Баба яга”, “Колечко”, “Бояре”, “Краски”, “Гуси-лебеди”, “Коршун” и другие. Занимаясь с детьми, я предпочитаю использовать разнообразный фольклорный игровой репертуар (см. Приложение стр.23–30). При работе с игрой я одновременно стараюсь воспитывать конкретные навыки исполнения, например:
ПЕНИЕ БЕЗ ДИРИЖЕРА – пение без дирижера представляет значительную сложность для юных певцов, требует уверенного эмоционального исполнения песни, прочных вокально-хоровых навыков. Задача педагога – выделить запевалу как “дирижера”, при этом в роли водящего, ведущего игру должен побывать каждый, но с учетом желания ребенка.
УМЕНИЕ детей ПЕТЬ БЕЗ СОПРОВОЖДЕНИЯ и вступать в любой заданный тон без предварительного повторения звука, что является хорошей тренировкой и воспитанием внутреннего слуха.
ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА РИТМА – можно осуществлять различными путями, например приставной шаг. Сильную долю напева можно связать с приседанием, а слабую – с подъемом (затем соединить движение шагом с четвертными, а перебежку с восьмыми и т.п.). В таких простых упражнениях происходит постепенное объединение музыкального ритма с ДВИЖЕНИЕМ, что помогает достичь ритмической и темповой устойчивости. Еще больше отвечают поставленной задаче воспитания четкого ощущения ритма игры, сопровождающиеся песенными припевами с хлопками в ладоши, например игра “ В ушки”.
МЕЛОДИИ в простейших игровых припевах обычно строятся на трех-четырех звуках, постоянно повторяющихся попевке небольшого диапазона. Поэтому, используя их как ритмические упражнения, юных певцов можно подготовить к осознанию и исполнению более сложных ритмических построений.
ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА с детьми должна вестись в зависимости от подготовленности певцов, их возраста. На первом этапе преобладает пение в УНИСОН с целью образования единой манеры, необходимой для хорового ансамбля. При дальнейшей работе, с подготовленными ребятами унисонное исполнение “обрастает” ДВУХГОЛОСИЕМ, другими видами многоголосия.
Сопровождение пения с ДВИЖЕНИЕМ, как убеждает практика моих занятий, влияет на качество хорового звучания, способствует развитию необходимых вокально-хоровых навыков. Дети увереннее интонируют, у них укрепляется дыхание, улучшается дикция, воспитывается чувство ансамблевой согласованности. Быстрее происходит процесс усвоения нового материала. У юных певцов вырабатывается умение красиво двигаться, у некоторых заметно исправляется осанка. Игры-хороводы – жанр, в котором музыкально-поэтическое искусство тесно связано с элементами театрализованного действа и хореографии. Подобно обрядовому действию, от которого игры нередко берут свое начало, синтезируют в себе разные жанры фольклора (считалки, приговорки, песни), элементы хореографического искусства (танец, хоровод), а также драматического(у каждого своя роль, декламация, диалоги персонажей).
Разнообразна по месту, пространству, хореографии, игровой задаче драматургия игры. В хороводных играх смысл игры выражен словом, звуком, пластикой одновременно.
РОЛЕВЫЕ ИГРЫ занимают большую часть в игровом репертуаре моих учащихся. Народная песня – синтез искусств, в большей степени этот синтез проявляется во взаимодействии слова и напева. Своеобразие народной манеры интонирования заключается в том, что в основе народной речи и пения лежит выразительная, осмысленная интонация. Поэтому я начинаю работу с воспитания чуткого, бережного отношения к слову, с навыка выразительной декламации, со словотворчества. Лучшим материалом для работы является сказка или ролевая игра. Для достижения выразительности в словесной передаче часто использую индивидуальную работу. Необходимо найти исходные речевые интонации для раскрытия образа. Начинать работу лучше со считалки (чтобы никому не было обидно). Когда игра готова, исполнителей ролей нужно поменять. Тогда все события игры запоминаются всеми без исключения. В процессе работы оттачивается мастерство, исполнение. После игры мы часто обсуждаем результаты, дети сами выбирают, кто лучше исполнил роль, отмечаем положительные стороны и неудавшиеся моменты. Таким образом, дети учатся друг у друга. Элементы костюма, атрибуты игры помогают достичь эффекта достоверности.
Существует множество музыкальных фольклорных игр, которые очень близки и понятны детям. Подготовка и проведение увлекательных народных игр и хороводов с песенными припевами могут стать истинным праздником души для педагога. Дети, исполняя их, раскрывают тайники своих душ, творческие способности. Но самое главное – через игру русская народная песня входит в быт семьи, в которой воспитываются мои учащиеся. Находясь в постоянном соприкосновении с художественным творчеством в его естественных условиях, дети постепенно усваивают народный музыкально-поэтический язык. Коллективные детские игры во все времена являлись одним из путей освоения традиции. Они были той азбукой, с которой начиналось обучение детей, и являлись, как охарактеризовал их М. Н Мельников, первой ступенью “ великой лестницы наук и образованности”.
Список литературы
- Абдуллин Э.Б. Методологическая культура педагога музыканта М., 2002 г.
- Алексеев Э. Фольклор в контексте современной культуры М, 1988 г
- Аникин В.П. Русский фольклор. М., 1987 г
- Артемкина Т.Е. Дети. Фольклор. Творчество Вл., 2002 г.
- Асафьев Б.В. Теория музыкально-исторического процесса как основа музыкально-исторического знания. Задачи и методы изучения искусств. Пг., 1924 г.
- Ветлугина Н.А. Теория и методика музыкального воспитания. М , 1998 г.
- Возрастная и педагогическая психология. Под ред. Гомезо М.В М., 1984 г.
- Земцовский И.И. Апология слуха. Музыкальная академия ., 2002 г. № 1.
- Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке М.. ,1989 г
- Науменко Г.М. Русские народные детские игры с напевами М ., 2001 г.
- Науменко Г.М, Дождик, дождик, перестань! М,1988 г
- Науменко Г.М Березовая карусель. М.,1980 г,
- Пушкина С.И. Мы играем и поем М. , 2001 г.
- Сорокин П.А. Некоторые вопросы методики работы с детским народным хором М, ВНМЦ, 1980г.
- СтуловаГ.П. Хоровой класс (теория и практика работы в детском хоре) М, 1988 г.
- Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения Пению, М ., 1992 г.
- Теплов Б.М. Избранные труды. М., 1985 г.