Открытый урок математики по теме "Таблица мер длины". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тип урока: Систематизация и обобщения знаний и умений.

Формирование УУД (универсальных учебных действий).

  • Личностные УДД.
    Формирование положительной учебной мотивации, адекватной самооценки, проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, оценивание результатов деятельности товарищей, умение считаться с мнением других.
  • Регулятивные УДД.
    Формирование умения находить тему и формирование цели урока, умение ставить учебную задачу. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. В сотрудничестве с учителем определять последовательность учебного материала.
  • Познавательные УДД.
    Формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста. Овладение способом творческого и поискового характера.
  • Коммуникативные УДД.
    Формирование умения слушать и слышать учителя, учеников, вступать в диалог, умение работать в группах, умение договариваться, осуществлять взаимоконтроль.

Задачи урока:

1. Закрепить знания о единицах длины.
2. Совершенствовать навыки решения задач на движение.
3. Совершенствовать вычислительные навыки.

Метапредметные связи:Окружающий мир “Реки Татарстана”, “Дикие и домашние животные”.

Оборудование: учебник И.И.Аргинская “Математика, 4 класс”, рабочая тетрадь, мультимедийный проектор, презентация, карточки.

Ход урока

1. Создание эмоционального настроя.

– Здравствуйте. Я рада видеть вас всех на уроке математики.

Известный русский математик и педагог Алексей Иванович Маркушевич сказал:

“Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели”.

– Пусть эти слова будут эпиграфом нашего сегодняшнего урока.

– Как вы их понимаете?

2. Актуализация необходимых знаний.

На экране числа в два ряда.

70 см, 97 см2, 7050, 43000 м, 4 м2, 700 мм, 600 дм.

25 м2, 43 км, 40000 см2, 60 м, 2500 дм2, 78 м, 9700 мм2.

– Прочитайте числа.
– Какое число лишнее? (7050, т.к. все остальные числа именованные.)
– Какое задание вы могли бы предложить? (Разделить числа на две группы: единицы площади и единицы длины.)
– Составьте равенства из этих чисел. (дети составляют равенства.)

На экране:

70 см = 700 мм
97 см2 = 9700 мм2
43000 м = 43 км
4 м2 = 40000 см2
600 дм = 60 м
25 м2 = 2500 дм2

– Какое число осталось без пары? (78 м.)
– Чтобы не обидеть это число, давайте подберём ему пару.

78 м = 780 дм = 7800 см = 78000 мм

– Молодцы!

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

– Ребята, как выдумаете, какова тема нашего урока? (Таблица мер длины.)

– Правильно. Сегодня мы продолжим работать над величинами. Какие цели поставим перед собой? (Закреплять знания о мерах длины и применять свои знания на практике.)

4. Обобщение и систематизация знаний.

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности.

Работа с учебником.(стр.107, №207).

– Рассмотрите таблицу. Как она называется? (Это таблица “Единицы длины”.)
– Перепишите данную таблицу.

Воспроизведение на новом уровне.

Запишите рядом таблицу соотношений единиц счета десятичной системы счисления.

З а п и с ь:

1 ед
1 дес. = 10 ед.
1 сотня = 10 дес. = 100 ед
1 ед. тыс. = 10 сот. = 100 дес. = 1000 ед.
1 дес. тыс. = 10 ед. тыс. = 100 сот. = 1000 дес. = 10000 ед.
1 сот. тыс. = 10 дес. тыс. = 100 ед. тыс. = 1000 сот. = 10000 дес.

– Какая между данными таблицами связь? Объясните свой ответ. (Большую единицу измерения можно записать, используя меньшую единицу измерения. При этом будут использования счетные единицы.)

5. Физкультминутка.

Мы считали и устали,
Дружно все мы тихо встали.
Солнце глянуло на нас,
1, 2, 3, 4, 5.

Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире,
1, 2, 3, 4, 5.

Наклониться – три, четыре,
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку
Все мы делаем зарядку.

Словно в пляске – руки в боки,
Наклонились влево, вправо,
Влево, вправо, влево, вправо,
Получается на славу.

Сели, встали, встали, сели,
И друг друга не задели
Мы немножко отдохнем,
И опять считать начнем.

6. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Прочитайте текст на экране.

На экране появляется изображение устья реки Зай и надпись о протяженности реки.

– Какая река изображена на фотографии?
– Зай (степной), река, левый приток Камы.

Длина реки 270 км. Протяженность реки на территории Заинского района составляет 58 км.

– Какое задание можете предложить к этому тексту?
– Это может быть условием задачи. Не хватает вопроса.
– Тогда поставьте вопрос, чтобы получилась задача.
– Пусть каждый за столом по кругу в течении 10 секунд проговорит, какой вопрос он предлагает к этому тексту.

– Где в жизни мы используем величины измерения длины?

Работа в группах.

– Подумай – запиши – обсуди в команде.

(В строительстве – размеры всех объектов и предметов;
в транспорте – расстояние, пройденный путь и т.д.;
в легкой промышленности – длина ткани, обоев, выпускаемой продукции;
в автомобилестроении – размеры деталей.)

– Где используются самые крупные единицы измерения длины? (В космосе, в авиации.)
– Где используются самые мелкие единицы измерения длины? (В медицине, выпуск деталей, ювелирный изделий и т.д..)
– Молодцы ребята.
– Можем мы обойтись без единиц измерений длины?

7. Работа с учебником.

– Давайте остановимся на расстоянии пройденного пути и решим задачу № 211с.108 в учебнике.

  • Прочитайте и ответьте на вопрос.
  • Собака погналась за лисой, находящейся от неё на расстоянии 120 м. Лиса пробегает в минуту 320 м, а собака 300 м. На сколько метров сократится расстояние между лисой и собакой через минуту? (320-300= 20м. на 20 м.)
  • Сделайте чертёж, выбрав масштаб.

– На каком расстоянии друг от друга будут лиса и собака через 2 минуты после начала погони? (120 – 40 = 80 м)
– Сколько времени потребуется собаке, чтобы догнать лису? (120 : 20 = 6 минут.)

8. Самостоятельная работа.

Найди значение выражений. (с.107, № 209 (1,2))

Проверка.

1) 204 · 4 = 816
119 · 7 = 833
418 · 2 = 836
897 · 8 = 7176

2) 816 : 204 = 4
833 : 119 = 7
836 : 418 = 2
7176 : 897 = 8

– Какую связь между частными и произведениями можно заметить?

(Если произведение разделить на один множитель, то в значении получится другой множитель.)

9. Итог урока.

– Какую задачу ставили?
– Удалось ли решить поставленную задачу?

Рефлексия.

– Как оцениваете свою работу? А работу класса в целом?

Работа с сигнальными карточками.

– Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались и хочется знать больше – поднимаете зеленый кружок.
– Если не было трудности, сомнения, понравилась работа – поднимаете желтый кружок.
– Если не разобрались в теме, было не очень интересно – красный кружок.

10. Домашнее задание

С.107 № 208, 209(3),

11. Оценивание ребят.

Приложение 1. Презентация.

Приложение 2. Самоанализ урока.

Литература

  1. И.И.Аргинская, Е.И.Иванова, С.Н.Кормишина. Математика: Учебник для 4-го класса: в 2 ч. – 2-е изд. – Самара: Изд-во "Учебная литература": Издательский дом "Федоров", 2013.
  2. Аргинская И.И. Сборник заданий по математике для самостоятельных работ в начальной школе. – 3-е изд.,  испр. – Самара: Изд-во "Учебная литература": Издательский дом "Федоров", 2012. – 272 с.
  3. Н.В.Лободина. Математика, 4-й класс. Поурочные планы по учебнику И.И.Аргинской, Е.И.Ивановой. – Волгоград: Учитель, 2007. – 367 с.