Урок геометрии по теме "Равнобедренный треугольник, «золотые треугольники»". 7-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Место урока в системе уроков. Заключительный урок по теме «Равнобедренный треугольник».

Тип урока. Урок обобщения и систематизации знаний учащихся по теме.

Форма урока. Урок-семинар.

Метод урока. Частично поисковый.

Цели урока: (слайд №2)

  • Образовательная: закрепление свойств равнобедренного треугольника; формирование навыков построения равнобедренных треугольников; знакомство с понятием «золотые треугольники».
  • Развивающая: развитие интеллектуальных качеств личности; расширение кругозора обучающихся; развитие познавательного интереса.
  • Воспитательная: воспитывать чувство прекрасного, знакомясь с выдающимися людьми в живописи и архитектуре; способствовать познанию законов красоты и гармонии окружающего мира.

Оборудование: мультимедийный проектор.

Структура урока:

  1. Организационный момент – 2 мин.
  2. Вступительное слово учителя – 3 мин.
  3. Актуализация знаний – 3 мин.
  4. Проверка домашней работы – 7 мин.
  5. Решение задач – 5 мин.
  6. Физкультминутка. Гимнастика для глаз – 3 мин.
  7. Самостоятельная работа – 15 мин.
  8. Рефлексия – 4 мин.
  9. Домашнее задание – 3 мин.

Оформление доски: Девиз «Есть в математике нечто, вызывающее восторг» Ф. Хаусдорф.

Ход урока

Ι. Организационный момент.

Приветствие учащихся.

Формулировка темы и цели урока.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

ΙΙ. Вступительное слово учителя.

– Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы изучили определение и свойства равнобедренного треугольника. Сегодня мы продолжаем работать над этой темой. Задача каждого из вас – разобраться в том, как он освоил эту тему, и если потребуется – доработать то, что еще не совсем получается. Урок пройдет под девизом «Есть в математике нечто, вызывающее восторг». (слайд №3)

ΙΙ. Проверка домашней работы.

1. Задача. Один из углов равнобедренного треугольника в два раза больше другого. Найдите углы треугольника. Постройте получившиеся треугольники.

Решение

1-й случай.

Пусть x – углы при основании, тогда – 2x угол при вершине. Так как сумма углов треугольника равна

х +х+ 2х = 180°

х =45°

ﮮА = ﮮС = 45°, ﮮВ=45° ·2= 90°

Ответ: 45°, 45°, 90°

2-й случай.

Пусть x – угол при вершине, тогда 2x – углы при основании. Так как сумма углов треугольника равна

х +2х+ 2х = 180°

х =36°

ﮮВ=36°  ﮮА = ﮮС =72° ,

Ответ: 72°, 72°, 36°

Постройте равнобедренные треугольники с углами  и . Какой из этих треугольников выглядит более гармоничным?

Доказательство теоремы о свойстве равнобедренного треугольника.

ΙΙΙ. Актуализация знаний.

1. Вопрос учителя обучающимся: «В чем они видят «удивление» в равнобедренном треугольнике АВС, какие треугольники «золотые»?

Обучающиеся рассказывают свойства равнобедренного треугольника, а о «золотых» пока не знают.

2. Устные упражнения. (слайд №4)

Ответ: а) 12 см.; б) 7 см.

Вопрос учителя обучающимся: «Что вы знаете о числах 7 и 12?»

7 дней недели, 7 чудес света, 7 нот, 7 цветов радуги, 7 оттенков голосов.

Пословицы на 7:

  • Семеро одного не ждут.
  • Семь бед, один ответ.
  • Семь пятниц на неделе.
  • Семь раз отмерь, один отрежь.
  • Семь дел в одни руки не берут.

12 месяцев, 12 знаков зодиака, 12 апостолов, через 12 лет в организме меняются все клетки».

ΙV. Решение письменных задач.

(слайд №5)

Тетрадь на печатной основе № 21-23 с. 15-16.

V. Где в жизни вы встречаете равнобедренные треугольник?

(слайды №6-12)

  1. Крыши домов, башен.
  2. Египетские пирамиды.
  3. Пакеты с кефиром и молоком.
  4. Пирожки.
  5. Северные росписи.
  6. Художественная вышивка.
  7. Украшения.

Красивые здания, картины создаются, учитывая принцип «золотого треугольника». «Золотым» называется такой равнобедренный треугольник, боковая сторона и основание которого находятся в золотом отношении, которое равно 1,62. Такое отношение и называют «золотым». Полученное число обозначается буквой φ. Это первая буква в имени великого древнегреческого скульптора Фидия, жившего в V в до н.э., который часто использовал золотое отношение в своих произведениях.

Выступления обучающихся. (приложение)(слайды №12-21)

  1. «Золотой треугольник»;
  2. Исследования пифагорейцев;
  3. «Пентагон» и «пентаграмма»;
  4. Пятиконечная звезда;
  5. Пентаграмма в христианской символике;
  6. «Золотой треугольник» в творениях Леонардо да Винчи;
  7. «Золотой треугольник» в архитектуре;
  8. Творчество П. Пикассо.

Вопрос учителя: У меня в руках черный ящик, в нем лежит равнобедренный треугольник. Задайте только один вопрос, чтобы узнать, какой по виду здесь равнобедренный треугольник.

Ответ: Какой угол при вершине?

Физкультминутка. Гимнастика для глаз. 

. Самостоятельная работа.

(слайд №22)

VΙΙ. Рефлексия.

Учащиеся по кругу высказываются одним предложением.

Фразы из рефлексивного экрана: (слайд №23)

  1. Я научился…
  2. Было трудно…
  3. Сегодня я узнал…
  4. У меня получилось…
  5. Теперь я могу…

VΙΙΙ. Домашнее задание.

Карточки с заданиями разного уровня сложности.