Базовый учебник: Летягин А.А. География. Начальный курс. 6 класс – М.: Вентана Граф, 2012.
Цели урока:
Образовательная цель: Научиться какими способами можно ориентироваться в пространстве; раскрыть роль компаса как величайшего изобретения человечества, помогающего ориентироваться в пространстве; формировать умение работать с компасом, определять азимут;
Деятельностная цель:
- выяснить, для чего и какими способами можно ориентироваться в пространстве;
- показать значимость умений ориентироваться в пространстве;
- раскрыть роль плана местности;
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности: Учащиеся осознают: понимание значения умения ориентироваться в пространстве, необходимость умения ориентирования в пространстве для сохранения жизни и здоровья.
Метапредметные результаты:
- Регулятивные: умение ставить проблему (Р)
- Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели.(П)
- Коммуникативные: управление своим поведением: умение выслушать товарища, владение монологической и диалогической формами речи(К)
Личностные результаты: Смыслоообразование – осуществляют самооценку своих знаний, ставят дальнейшие задачи обучения. Нравственно-этическая ориентация – проявление интереса к новым знаниям.
Ресурсы: компасы, план местности. Технические средства обучения: интерактивная доска.
Формы работы: Индивидуальная, парная.
Тип урока: Урок изучения новой темы.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный |
Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку; |
Приветствуют учителя, показывают готовность к уроку и рефлексии. |
Актуализация знаний |
Предлагает вспомнить ранее изученный материал; Проблемный вопрос. Как ориентироваться на местности? |
Вспоминают изученный ранее материал. (П) слайд 2 Слайд 4. Вспоминают основные и дополнительные стороны горизонта:
|
Постановка учебной проблемы (целеполагание) |
Побуждает обучающихся на создание проблемной ситуации: Постановка целей урока. Что мы должны сегодня на уроке узнать? Предлагает сформулировать тему урока и её корректирует. Постановка целей урока. Что мы должны сегодня на уроке узнать?
|
Вступают в диалог, проговаривают и осознают. (К, Р) Объясняют и формулируют тему, записывают в тетради. (П) Слай д5 |
Формулирование проблемы, планирование |
Организует диалог для формирования задач. Постановка учебной задачи. У каждого человека бывают ситуации, когда необходимо определить свое местонахождение, найти верную дорогу. Что же делать? Далее изучаем, как устроен компас, как с ним работать (с. 34 учебника). |
Обсуждают задачи (Р). Работают с учебником: находят и узнают информацию, передают своими словами содержание. (П, Р) |
Открытие нового знания |
Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов. Умение ориентироваться в пространстве — одно из самых важных качеств человека, оно обеспечивает безопасность и сохранение жизни и здоровья людей. Уметь ориентироваться должен каждый человек. При этом важно не просто ориентироваться относительно предметов и объектов, это не всегда надежно — знакомое дерево сломалось, дом могли снести и т. д. Необходимо уметь ориентироваться по сторонам горизонта. В качестве проверки усвоения темы, предлагается ситуационная задача. Анализ рис. 38. Какие объекты нанесены на план, как вы об этом узнали? См. рисунок в атласе (план местности): какие географические объекты можно увидеть на этом плане? Стимулирует активное участие всех обучающихся к практической части для выполнения задания (приложение). |
Слайд 6 Анализируют,объясняют, обсуждают показатели, факты из учебника. (П, К). Узнают, запоминают, делают вывод. (П , Р, К, Л) Выполнение заданий по интерактивной доске. Слайд 4 |
Применение нового знания |
Компас — это прибор, который служит для определения сторон горизонта и магнитных азимутов. Различают магнитный, механический (гирокомпас), радиокомпас и др. Компасы установлены в самолетах, на кораблях. Они необходимы военным, геологам, летчикам и людям других профессий. Вместе с тем каждый человек должен уметь ориентироваться по компасу. Способы ориентирования:
В качестве проверки усвоения темы, предлагается ситуационная задача.
См. рисунок в атласе (план местности): какие географические объекты можно увидеть на этом плане? Вывод о том, что ориентироваться на местности можно также с помощью плана местности. Формулирует выводы, выставляет оценки за работу на уроке |
Определяют практическое использование знания темы в жизни человека. Каждый обучающийся выбирает свой уровень задания. (Р, Л, П) Слайд 6-9 |
Рефлексия. |
Напоминает о рефлексии.
|
Определяют личностный уровень усвоения материала. (Р) Слайд 10-11 |
Домашнее задание |
Комментирует д/з: Параграф 9. Задания 3, 4 |
Записывают домашнее задание. |
Примечание: (Л) – личностные УУД; (Р) – регулятивные УУД; (П) – познавательные УУД; (К) – коммуникативные УУД.