Урок географии по теме "Ориентирование на местности"

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (180 кБ)


Базовый учебник: Летягин А.А. География. Начальный курс. 6 класс – М.: Вентана Граф, 2012.

Цели урока:

Образовательная цель: Научиться какими способами можно ориентироваться в пространстве; раскрыть роль компаса как величайшего изобретения человечества, помогающего ориентироваться в пространстве; формировать умение работать с компасом, определять азимут;

Деятельностная цель:

  • выяснить, для чего и какими способами можно ориентироваться в пространстве;
  • показать значимость умений ориентироваться в пространстве;
  • раскрыть роль плана местности;

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности: Учащиеся осознают: понимание значения умения ориентироваться в пространстве, необходимость умения ориентирования в пространстве для сохранения жизни и здоровья.

Метапредметные результаты:

  • Регулятивные: умение ставить проблему (Р)
  • Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели.(П)
  • Коммуникативные: управление своим поведением: умение выслушать товарища, владение монологической и диалогической формами речи(К)

Личностные результаты: Смыслоообразование – осуществляют самооценку своих знаний, ставят дальнейшие задачи обучения. Нравственно-этическая ориентация – проявление интереса к новым знаниям.

Ресурсы: компасы, план местности. Технические средства обучения: интерактивная доска.

Формы работы: Индивидуальная, парная.

Тип урока: Урок изучения новой темы.

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя  Деятельность обучающихся

Организационный

Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку;

Приветствуют учителя, показывают готовность к уроку и рефлексии.

Актуализация знаний

Предлагает вспомнить ранее изученный материал;

Проблемный вопрос.

Как ориентироваться на местности?

Вспоминают изученный ранее материал. (П) слайд 2

Слайд 4. Вспоминают основные и дополнительные стороны горизонта:

  • работа у доски и в тетрадях: подписывают стороны горизонта. (Л, Р, П)
  • рассказывают о способах определения сторон горизонта по местным признакам. (Л, Р, П)
  • вспомнинают основные и дополнительные стороны горизонта. (Л, Р, П)

Постановка учебной проблемы (целеполагание)

Побуждает обучающихся на создание проблемной ситуации:

Постановка целей урока.

Что мы должны сегодня на уроке узнать?

Предлагает сформулировать тему урока и её корректирует. Постановка целей урока.

Что мы должны сегодня на уроке узнать?

  • понятия – стороны горизонта, способы ориентирования (по компасу. По Полярной звезде,, по «живым ориентирам»), компас, азимут, план местности, топографическая карта;
  • умения – ориентироваться на местности разными способами, пользоваться компасом, определять азимут, уметь «читать» план местности.)

Вступают в диалог, проговаривают и осознают. (К, Р)

Объясняют и формулируют тему, записывают в тетради. (П)

Слай д5

Формулирование проблемы, планирование

Организует диалог для формирования задач.

Постановка учебной задачи.

У каждого человека бывают ситуации, когда необходимо определить свое местонахождение, найти верную дорогу. Что же делать?

Далее изучаем, как устроен компас, как с ним работать (с. 34 учебника).

Обсуждают задачи (Р).

Работают с учебником: находят и узнают информацию, передают своими словами содержание. (П, Р)

Открытие нового знания

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов. Умение ориентироваться в пространстве — одно из самых важных качеств человека, оно обеспечивает безопасность и сохранение жизни и здоровья людей. Уметь ориентироваться должен каждый человек. При этом важно не просто ориентироваться относительно предметов и объектов, это не всегда надежно — знакомое дерево сломалось, дом могли снести и т. д. Необходимо уметь ориентироваться по сторонам горизонта.
Вспомните, что такое горизонт, назвать основные и промежуточные стороны горизонта, определить, что изображено на рисунке (слайд) на юге, на западе.
Слово «ориентир» означает «восток», отсюда и происходит слово «ориентирование».
Позднее для ориентирования был изобретен прибор — компас. Простейший магнитный компас был впервые изобретен в Древнем Китае.

В качестве проверки усвоения темы, предлагается ситуационная задача.

Анализ рис. 38. Какие объекты нанесены на план, как вы об этом узнали?

См. рисунок в атласе (план местности): какие географические объекты можно увидеть на этом плане?

Стимулирует активное участие всех обучающихся к практической части для выполнения задания (приложение).

Слайд 6

Анализируют,объясняют, обсуждают показатели, факты из учебника. (П, К).

Узнают, запоминают, делают вывод.

(П , Р, К, Л)

Выполнение заданий по интерактивной доске. Слайд 4

Применение нового знания

Компас — это прибор, который служит для определения сторон горизонта и магнитных азимутов. Различают магнитный, механический (гирокомпас), радиокомпас и др. Компасы установлены в самолетах, на кораблях. Они необходимы военным, геологам, летчикам и людям других профессий. Вместе с тем каждый человек должен уметь ориентироваться по компасу.
По компасу определяют азимут — угол между направлением на север и направлением на любой объект по ходу часовой стрелки. Стороны горизонта.

Способы ориентирования:

  • по Полярной звезде
  • по «живым ориентирам»
  • по компасу
  • ориентирование с помощью гномона.

В качестве проверки усвоения темы, предлагается ситуационная задача.

  • Работают с компасом: изучают устройство компаса, объясняют его назначение.
  • Ориентируют компас в классе.
  • Знакомятся с понятием азимут
  • Выполняют практические задания по определению азимута
  • Определите азимут входной двери в классе относительно вашего места.
  • Сделать вывод, что ориентироваться на местности можно также при помощи компаса.

См. рисунок в атласе (план местности): какие географические объекты можно увидеть на этом плане?

Вывод о том, что ориентироваться на местности можно также с помощью плана местности.

Формулирует выводы, выставляет оценки за работу на уроке

Определяют практическое использование знания темы в жизни человека.

Каждый обучающийся выбирает свой уровень задания. (Р, Л, П) Слайд 6-9

 Рефлексия.

Напоминает о рефлексии.

  1. Как можно ориентироваться на местности?
  2. Каким сторонам горизонта соответствует азимуты 135°, 0°, 270°, 45°, 225°, 315°.
  3. Рассмотрите рисунок. Слайд 10.
    1. Перечислите объекты, расположенные на левом берегу реки Каменки.
    2. Определите, в каком направлении надо ехать от поселка Речное до поселка Солнечный.
    3. Сравните правый и левый берега реки Тихой. .Вы идете от парома на реке Тихой до домика лесника. Опишите свой путь, указав: направление пути;

Определяют личностный уровень усвоения материала. (Р)

Слайд 10-11

Домашнее задание

Комментирует д/з: Параграф 9. Задания 3, 4

Записывают домашнее задание.

Примечание: (Л) – личностные УУД; (Р) – регулятивные УУД; (П) – познавательные УУД; (К) – коммуникативные УУД.