Итоговое занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной выразительной диалогической и монологической речи у детей с ОНР III уровня речевого развития "Путешествие в мир насекомых"

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цель: Создать условия для формирования лексико-грамматических категорий языка и совершенствования связной выразительной диалогической и монологической речи при составлении описательного рассказа от первого лица с элементами драматизации.

Задачи:

Коррекционно- образовательные:

  • активизировать и обогащать словарь по теме.
  • посредством приёма обобщения группировать насекомых по способу передвижения; подбирать к глаголу существительные.
  • отрабатывать навык согласования имени существительного с прилагательными.
  • учить согласованию количественных числительных с существительными (два муравья, пять бабочек).
  • упражнять в употреблении сослагательного наклонения глаголов (превратилась бы…, угостил бы…); отработать умение выразительно задавать вопросы.
  • составлять описательные рассказы от 1-го лица (с использованием опорной схемы).
  • закреплять умение правильно употреблять существительные в родительном падеже.

Коррекционно-развивающие:

  • способствовать развитию слухового внимания
  • развивать зрительное внимание и зрительную память.
  • развивать связную диалогическую монологическую речь.

Коррекционно- воспитательные:

  • воспитывать у детей позитивное отношение к логопедическим занятиям
  • формировать навыки сотрудничества, общения, взаимодействия, чувство доброжелательности

Целевая группа: дети 5-6 лет с ОНР III уровня.

Оборудование:

  • Мультимедийная презентация «Путешествие в мир насекомых».
  • Иллюстративное панно «Весенний луг».
  • Иллюстрации к творческой работе на тему «Путешествие в мир насекомых».
  • Игрушка- пчела.
  • Аудиозапись «Полёт шмеля» Н. Римский- Корсаков.
  • Калейдоскопы для физкультминутки.
  • Игрушечные подносы для «угощения насекомых».
  • Нагрудные знаки- медальоны с изображением насекомых.
  • Дидактическое пособие «2-5».
  • Опорная схема для составления описательного рассказа.
  • Предметные картинки с изображением насекомых.
  • Магнитная доска, магниты.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Посмотри - весенний луг!
Приглядись внимательно,
Ты поймешь, что жизнь вокруг очень занимательна
И зеленая картинка сразу оживает:
Сел кузнечик на травинку,
Бабочка порхает,
Полосатый шмель гудит Радостно и звучно...
Целый день здесь жизнь кипит,
Здесь совсем не скучно!

Как вы думаете, о ком мы сегодня будем беседовать?

О насекомых.

Давайте скажем красивые слова про насекомых, которые собрались на нашем весеннем лугу.

Игра «Подбери признак». (Отрабатывать навык согласования имени существительного с именами прилагательными.)

Бабочка (какая?) красивая, разноцветная, пестрая, порхающая, нежная.

Стрекоза (какая?) ловкая, подвижная, длиннохвостая, шустрая, большеглазая.

Муравей (какой?) трудолюбивый, работящий, хлопотливый, проворный.

Гусеница (какая?) длинная, медлительная, прожорливая, вредная.

Кузнечик (какой?) зеленый, длинноногий, стрекочущий.

Муха (какая?) назойливая, вредная, прожорливая, увертливая, большеглазая.

2. Сообщение темы занятия.

Послушайте, мы забыли про одно насекомое. Догадайтесь, кто это?

Домовитая хозяйка. Пролетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком - он поделится медком! (пчела).

Музыкальное сопровождение: «Полёт шмеля» Н. Римский- Корсаков

Вот она сама к нам явилась.

Пожалуйста, скажите про пчелу красивые слова.

Пчела (какая?) хлопотливая, трудолюбивая, разноцветная, мохнатая, полосатая, полезная.

Дети, она сегодня именинница и приглашает к себе на праздник других насекомых.

Как вы думаете, кто первым из насекомых поздравит пчелу с Днем. Рождения! Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним, кто как передвигается?

Игра « Летают, бегают, ползают, прыгают». (Посредством приёма обобщения группировать насекомых по способу передвижения)

Летают… бабочки, стрекозы, жуки, пчелы.

Ползают…муравьи, тараканы, пауки, гусеницы.

Прыгают… кузнечики, сверчки

Бегают… тараканы, муравьи.

3. Закрепление изученного материала.

Пчелка приглашает вас на волшебный карнавал. Но, чтобы попасть на карнавал, нужно превратиться в насекомых.

А) Игра «Скажи, в какое насекомое ты превратился бы?» (Упражнять в употреблении сослагательного наклонения глаголов, закрепить употребление имён существительных ед. числа вин. падежа с предлогом «в»).

Я превратилась бы в разноцветную бабочку.
Я превратился бы в трудолюбивого муравья.
Я превратилась бы в ловкую стрекозу.
Я превратилась бы в мохнатую пчелу.
Я превратился бы в майского жука.

На носочки становись, вокруг себя повернись, в насекомое превратись.

(На столе лежат нагрудные знаки-медальоны с изображением вышеуказанных насекомых, надевают на грудь).

Б) Составление описательных рассказов о насекомых от первого лица с использованием опорной схемы. (Развивать связную выразительную монологическую речь).

Одной из первых на карнавал прилетела бабочка-махаон.

Я крупная бабочка-махаон с черными пятнами. У меня продолговатое туловище, маленькая головка с длинными усиками, шелковистые крылья с разноцветными узорами, покрытые пыльцой. Я живу и летаю над лугами и питаюсь цветочной пыльцой, нектаром, который достаю хоботком.

Ох, устала! С цветов пыльцу собирала!

Я мохнатая полосатая пчела. У меня два прозрачных крыла, тонкий хоботок. Я тружусь целый день, собираю сладкий нектар с цветов, из нектара делаю мед. Живем мы пчелы в ульях большой семьей, в которой у всех свои обязанности.

Летит - жужжит,
Упадет - землю роет.

Я майский жук. На голове у меня глаза, ушки, рот, усики. Тело мое овальное, покрыто жесткими крыльями. Прозрачные тонкие крылья спрятаны, видны, когда я летаю. Мы летаем над землею и жужжим.а питаемся соком травы.

Чей домишко из иголок На земле из старых елок?

Я муравей «санитар леса». За один день мы уничтожаем много вредных насекомых. У меня есть голова, грудь, брюшко и шесть лапок. Мы очень маленькие, но трудолюбивые. У нас у муравьев очень интересный дом: муравейник-это верхний этаж, а остальная часть глубоко под землею.

Я стрекоза изумрудные глаза. Я хищное насекомое с длинным и тонким телом.

У меня большие прозрачные крылья, которые при полете издают шум. Глаза у меня необыкновенные. Каждый глаз состоит из маленьких глазков. Оба выпуклые, большие. Я все вижу и справа, и слева, и вверху, и внизу, и спереди, и сзади. Питаюсь я мошками, комарами.

В) Физкультминутка. (Координация речи с движением).

Вот какая стрекоза- очень круглые глаза.
Вертится как вертолет- вправо, влево, взад, вперед.
Поднимайте плечики- прыгайте кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели , травушку покушали, тишину послушали,
Выше, выше, высоко.
Прыгай на носках легко!

Г) Игра «Угощение для гостей» (Отработать умение выразительно задавать вопросы, вести диалог; упражнять в употреблении сослагательного наклонения глаголов).

Пчела приготовила угощение для своих гостей.

А чем ты пчела угостила бы разноцветную бабочку?

Я пчела угостила бы бабочку земляничным соком. А ты, бабочка, чем угостила бы муравья?

Я бабочка угостила бы муравья зернышком. А ты, муравей, чем угостил бы стрекозу?

Я муравей угостил бы стрекозу мошками. А ты, стрекоза, чем угостила бы майского жука?

Я стрекоза угостила бы майского жука соком травы. А ты, майский жук, чем угостил бы пчелу?

Я майский жук угостил бы пчелу нектаром цветов.

Пчелка с нами прощается, спешит за нектаром, а мы с вами возвращаемся в детский сад.

Вокруг себя вращайтесь, в детский сад скорее возвращайтесь. (снимают нагрудные знаки-медальоны с изображением насекомых).

На карнавале у пчелы веселились еще насекомые. Посчитайте сколько!

4. «1-2-3 - картинку поверни, сколько насекомых на карнавале веселились, подскажи».

(учить согласованию количественных числительных с существительными).

На карнавале веселились две бабочки, пять ос.

На карнавале веселились три кузнечика, пять муравьёв.

На карнавале веселились две гусеницы, пять кузнечиков.

На карнавале веселились три стрекозы, пять шмелей.

На карнавале веселились три мухи, пять бабочек.

5. Игра «Запомни. Повтори»; « Кого не стало?»

(Развивать зрительное внимание и зрительную память; закрепить навык употребления имени существительного в родительном падеже).

На сегодняшнем занятии мы говорили о насекомых. А сейчас, посмотрим, как вы их запомнили. (картинки с изображением насекомых ребёнок называет каждого из представленных, затем поворачивается спиной к иллюстративному материалу и воспроизводит запомнившихся насекомых)

Называй, (перечисляй). А, вы, дети внимательно следите, всех ли насекомых назовет ваш друг.

Кого забыл назвать? Кого не стало?

6. Итог занятия.

Наше занятие было посвящено насекомым.

-Что вам больше всего понравилось?

Оценка собственной деятельности.

Словесная характеристика учителем-логопедом деятельности детей.

Занятие окончено.

Используемая литература:

  1. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников (Дети с ОНР) Книга для логопеда, М. Просвещение 1985г. 112с.
  2. Селехова Л.Г. ознакомление с природой и развития речи. Интегрированные занятия для работы с детьми 5-7 лет; Издательство «Мозаика- синтез» 2006г. 160с.
  3. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет. М: «Мозаика-синтез», 2006г. 80с.
  4. Рубенштейн С.Л. Речь и общение. Функции речи. СПб: «Питер» 2002 720с.
  5. Ушакова О.С. Струнина Е.М. Методика развития детей дошкольного возраста. Учеб. М: «Владос» 2004г. 288с.
  6. Якубинский Л.П. О диалогической речи // Русская речь под редакцией Л.В. Щербы СПб 1987г. 259с.