Класс: 8-й класс.
Тип урока: комбинированный.
Учебно-методическое обеспечение: УМК к программе Угринович Н.Д. “Информатика и ИКТ. Базовый курс”.
Технология: дифференцированный подход в обучении.
Методы:
По организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности:
- словесный (беседа, рассказ);
- наглядный (демонстрация презентации, видеофильма, работа с рисунками, схемами);
- практический (выполнение заданий, создание образовательного продукта);
- частично-поисковый (эвристическая беседа);
- проблемный (решение проблемной ситуации, поиск ответов на вопросы проблемного характера);
- символического видения (ассоциация объекта с рисунком, с моделями);
- сравнения версий (сравнение своей работы с работами других и аналогом, представленным учителем);
По стимулированию и мотивации учебно-познавательной деятельности:
- стимулирования и мотивации учения (познавательные факты, создание ситуаций успеха, эмоционального комфорта; ситуации соперничества);
- самоконтроля и самооценки (самопроверка ответов на заданные вопросы и задания и самооценка знаний).
Формы учебной работы учащихся: фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа.
Место урока в учебном плане: первый из двух уроков, отведенных на изучение темы “Алфавитный подход к определению количества информации” в разделе “Количество информации”.
Оборудование и материалы:
- рабочие места для реализации групповой работы уровневые (обозначены цветовыми индикаторами – цветные флажки) – Уровень А (репродуктивный) на “3”, Уровень В (продуктивный) на “4”, Уровень С (творческий, продвинутый) на “5”;
- индикаторы успешного выполнения уровневого задания соответствующего цвета (для занесения в итоговую таблицу урока): Круг зеленого цвета – уровень А (репродуктивный) на “3”; круг фиолетового цвета – уровень В (продуктивный) на “4”; круг красного цвета – уровень С (творческий, продвинутый) на “5”;
- индикаторы эмоционального состояния: значки “смайлики” соответствующего эмоции ребенка изображения;
- мультимедиа доска SmartBoard;
- мультимедиа проектор; документ-камера; маркерная доска; компьютеры;
- презентация “Алфавитный подход к измерению информации”; раздаточный материал: уровневые задания для каждой группы; опорные карточки; цветовые индикаторы.
Оформление доски: дата, тема урока, основные понятия, домашнее задание, формулы.
Формулы: N=2i и V=K x i.
Понятия: алфавитный подход к измерению информации; алфавит, мощность алфавита; информационная емкость знака; информационный объем текста.
Домашнее задание уровневое: Уровень А (репродуктивный).Уровень В (продуктивный). Уровень С (творческий, продвинутый).
Формы промежуточного контроля: устный опрос; самостоятельная уровневая работа.
Цель урока:
Сформировать у учащихся понимание алфавитного подхода к измерению информации.
Задачи:
Образовательные:
- Проверить и закрепить усвоение знаний учащихся по темам “Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания”, “Определение количества информации”.
Учащиеся должны знать:
- Понятия: “алфавит”, “мощность алфавита”, “алфавитный подход к измерению информации”;
- производные единицы измерения информации;
- как найти количество информации в тексте.
Учащиеся должны уметь:
- находить количество информации в сообщении;
- переводить количество информации в производные.
Воспитательные:
- формировать эмоционально-ценностное отношение к результатам интеллектуального труда, самостоятельности и ответственности при изучении нового материала, объективной самооценки, умение работать в коллективе, воспитывать чувство взаимопомощи.
Развивающие:
- Развитие операционального мышления; коммуникативных способностей учащихся; повышение информационной культуры учащихся.
Здоровьесберегающая:
- Создать на уроке атмосферу психологической комфортности, эффективно использовать здоровьесберегающие режимные моменты (психоэмоциональная разрядка), расслабляющие упражнения для глаз; следить за выполнением санитарно-гигиенических норм (освещённость, воздушный режим, осанка детей).
Технологическая цепочка и хронометраж урока (в минутах)
№ |
Этапы |
Дидактические задачи |
Минуты |
1 | Организационный | Подготовка учащихся к работе на занятии: организация рабочего пространства, ведение документации (запись в журнале, тетрадях, дневниках), соблюдение режима техники безопасности на уроке, настройка позитивной эмоциональной атмосферы. | 3 мин. |
2 | Проверка выполнения домашнего задания | Установление правильности и объемности выполнения домашнего задания всеми учащимися в режиме взаимоконтроля. | 4 мин. |
3 | Закрепление ранее усвоенного материала. Подготовка к освоению новой темы. | Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений, закрепление ранее изученного материала как базового для восприятия новой темы. | 17 |
4 | Физминутка | Здоровьесбережение | 2 мин |
5 | Усвоение новых знаний и способов действий | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. | 5 |
6 | Закрепление знаний и способов действий | Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения, как в репродуктивной, так и в измененной ситуации. | 5 |
7 | Контроль и самопроверка знаний | Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции. | 1 |
8 | Подведение итогов занятия | Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы | 1 |
9 | Рефлексия | Процесс и результат осознания совокупности происходящих во время урока деятельностей (включая эмоциональную удовлетворенность от урока). | 1 |
10 |
Получение домашнего задания | Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. | 1 |
Ход урока
Этап |
Содержание |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный | Приветствие. Организация рабочего пространства. |
Приветствие. Объяснение как организовано рабочее пространство в кабинете для проведения этапов урока (показывает рабочие зоны (уровневые), Таблицу итоговую результативности (с которой будут работать весь урок и в итоге – производить оценивание собственной работы). Напоминает о принципах выбора уровней заданий (принцип добровольности и уровня притязаний). Приложение 1. |
Ответ на приветствие. Запись в тетрадях даты. Принятие информации к сведению. |
Перекличка | Отметка в журнале отсутствующих. | Дежурные объявляют отсутствующих. | |
Формирование позитивного эмоционального фона. | Пожелание эффективной работы,
достижения личных учебных уровневых целей. Предлагается отметить специальными индикаторами (смайликами) свое настроение на начало урока. Приложение 1. |
Смайлики-индикаторы настроения помещаются поочередно учащимися в таблицу на интерактивной доске путем перетаскивания объектов-индикаторов. | |
Техника безопасности на уроке | Показ таблицы-памятки через мультимедийный проектор. | Визуальное восприятие | |
Обозначение темы и цели урока | Задаются наводящие вопросы: “Какую
тему мы изучили на прошлом уроке?” Сообщается о том, что есть 2 способа и каких. |
Отвечают на вопросы и высказывают
предположения. Тему записывают в тетрадь. |
|
Проверка домашнего задания | Трехуровневое домашнее задание | Предложено провести взаимопроверку выполнения домашнего уровневого задания. В случае затруднения – оказывает консультационную помощь. Оценивание домашнего задания: полностью справившиеся – отмечают в таблице оценивания урока соответствующие цветовые индикаторы. | Взаимопроверка осуществляется в рабочих уровневых зонах (отмечены столы флажками) группой учащихся, выбравших один уровень сложности. |
Подготовка к основному этапу занятия | Закрепление знаний и умений по предыдущей теме “Единицы измерения информации” и “Вероятностный подход к измерению информации”. | 1. Фронтальный опрос по теме предыдущего занятии (как базового для восприятия нового материала). В процессе оглашения вопроса – обозначается уровень его сложности. | Отвечают устно на вопросы по принципу добровольности. |
2. Отработка умений решать задачи по
теме (уровневые) через групповую работу. Прием “карусель” – учащиеся распределяются по группам (выбрав уровень сложности задания), но в процессе решения – могут менять группу по своему усмотрению, пробуя силы. Обозначается целевая перспектива – после закрепления будет предложена проверочная работа (т.о. представится возможность проверить уровень собственных притязаний, формировать качественную самооценку учебных достижений). В случае затруднения – учитель оказывает консультационную помощь участникам группы. |
Решают задания в рабочих уровневых
зонах (отмечены столы флажками) группой учащихся,
выбравших один уровень сложности. В ходе решения – предполагается возможность перехода учащихся от группы к группе. С помощью документ-камеры – рассматривают способы решения разного уровня сложности, определяя “личную планку” для предстоящей проверочной работы. |
||
3.Проверочная работа уровневая. Оценивание учащиеся проведут самостоятельно за компьютерами (Тест в Excel с правильными ответами). |
Выполняется индивидуально. Проверка через самоконтроль на компьютере. Отмечают индикаторами в таблице уровень заданий, с которыми успешно справились. |
||
Физминутка | 1. Упражнение для глаз – презентация с анимацией. | Демонстрация мультимедийной презентации. | Воспроизведение упражнений. |
Усвоение новых знаний | Новая тема: “Алфавитный подход к измерению информации” | Объяснение новой темы. Демонстрация мультимедийной презентации. |
Воспринимают информацию. Производят записи в тетрадь. |
Закрепление знаний и способов действий | Решение задач по теме “Алфавитный подход к измерению информации” | Объяснение удобной формы записи и подхода к решению задач. Задачи усложняются (сложность задач комментируется). | Обсуждают способы решения. Производят записи в тетрадь. |
Контроль и самопроверка знаний | Проверочная работа. | Предложены задачи трех уровней
сложности. Оценивание учащиеся проведут самостоятельно за компьютерами (Тест в Excel с правильными ответами). Приложение 6. Уровневая проверочная работа “Алфавитный подход к измерению информации”. |
Индивидуальное решение. Проверка через самоконтроль на компьютере. Отмечают индикаторами в таблице уровень заданий, с которыми успешно справились. |
Подведение итогов занятия | Выставление оценок по итогам урока. Анализ достижения целей урока. |
Предложено рассмотреть таблицу
(заполненную на этот момент тремя столбцами
индикаторов – по количеству проверочных этапов
урока). По количеству цветовых индикаторов, соответствующих уровню “3”, “4” и “5” предлагается сделать вывод о степени достижения поставленных целей урока. Приложение 1. |
Изучают личные показатели, достигнутые
за урок, – самостоятельно выставляют себе
оценку. Делают выводы о личных достижениях и класса в целом. |
Рефлексия | Формирование позитивного эмоционального фона | Предлагается отметить специальными
индикаторами-смайликами свое настроение на
конец урока. Анализ эмоционального фона. Пожелания к следующим урокам. Поддержка тех детей, чье настроение не улучшилось. Приложение 1. |
Осмысливают весь процесс урока и личный
результат в достижении цели урока. Смайлики-индикаторы настроения помещаются поочередно учащимися в таблицу на интерактивной доске путем перетаскивания объектов-индикаторов. |
Домашнее задание | Получение домашнего задания. Прощание. |
Комментарии к алгоритму выполнения. Прощание. |
Запись домашнего задания. Прощание. |
чеников
7 = 20 учеников –
количество отобранных учеников