Урок информатики по теме "Алфавитный подход к измерению информации"

Разделы: Информатика


Класс: 8-й класс.

Тип урока: комбинированный.

Учебно-методическое обеспечение: УМК к программе Угринович Н.Д. “Информатика и ИКТ. Базовый курс”.

Технология: дифференцированный подход в обучении.

Методы:

По организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности:

  • словесный (беседа, рассказ);
  • наглядный (демонстрация презентации, видеофильма, работа с рисунками, схемами);
  • практический (выполнение заданий, создание образовательного продукта);
  • частично-поисковый (эвристическая беседа);
  • проблемный (решение проблемной ситуации, поиск ответов на вопросы проблемного характера);
  • символического видения (ассоциация объекта с рисунком, с моделями);
  • сравнения версий (сравнение своей работы с работами других и аналогом, представленным учителем);

По стимулированию и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  • стимулирования и мотивации учения (познавательные факты, создание ситуаций успеха, эмоционального комфорта; ситуации соперничества);
  • самоконтроля и самооценки (самопроверка ответов на заданные вопросы и задания и самооценка знаний).

Формы учебной работы учащихся: фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа.

Место урока в учебном плане: первый из двух уроков, отведенных на изучение темы “Алфавитный подход к определению количества информации” в разделе “Количество информации”.

Оборудование и материалы:

  • рабочие места для реализации групповой работы уровневые (обозначены цветовыми индикаторами – цветные флажки) – Уровень А (репродуктивный) на “3”, Уровень В (продуктивный) на “4”, Уровень С (творческий, продвинутый) на “5”;
  • индикаторы успешного выполнения уровневого задания соответствующего цвета (для занесения в итоговую таблицу урока): Круг зеленого цвета – уровень А (репродуктивный) на “3”; круг фиолетового цвета – уровень В (продуктивный) на “4”; круг красного цвета – уровень С (творческий, продвинутый) на “5”;
  • индикаторы эмоционального состояния: значки “смайлики” соответствующего эмоции ребенка изображения;
  • мультимедиа доска SmartBoard;
  • мультимедиа проектор; документ-камера; маркерная доска; компьютеры;
  • презентация “Алфавитный подход к измерению информации”; раздаточный материал: уровневые задания для каждой группы; опорные карточки; цветовые индикаторы.

Оформление доски: дата, тема урока, основные понятия, домашнее задание, формулы.

Формулы: N=2i и V=K x i.

Понятия: алфавитный подход к измерению информации; алфавит, мощность алфавита; информационная емкость знака; информационный объем текста.

Домашнее задание уровневое: Уровень А (репродуктивный).Уровень В (продуктивный). Уровень С (творческий, продвинутый).

Формы промежуточного контроля: устный опрос; самостоятельная уровневая работа.

Цель урока:

Сформировать у учащихся понимание алфавитного подхода к измерению информации.

Задачи:

Образовательные:

  • Проверить и закрепить усвоение знаний учащихся по темам “Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания”, “Определение количества информации”.

Учащиеся должны знать:

  • Понятия: “алфавит”, “мощность алфавита”, “алфавитный подход к измерению информации”;
  • производные единицы измерения информации;
  • как найти количество информации в тексте.

Учащиеся должны уметь:

  • находить количество информации в сообщении;
  • переводить количество информации в производные.

Воспитательные:

  • формировать эмоционально-ценностное отношение к результатам интеллектуального труда, самостоятельности и ответственности при изучении нового материала, объективной самооценки, умение работать в коллективе, воспитывать чувство взаимопомощи.

Развивающие:

  • Развитие операционального мышления; коммуникативных способностей учащихся; повышение информационной культуры учащихся.

Здоровьесберегающая:

  • Создать на уроке атмосферу психологической комфортности, эффективно использовать здоровьесберегающие режимные моменты (психоэмоциональная разрядка), расслабляющие упражнения для глаз; следить за выполнением санитарно-гигиенических норм (освещённость, воздушный режим, осанка детей).

Технологическая цепочка и хронометраж урока (в минутах)

Этапы

Дидактические задачи

Минуты

1 Организационный Подготовка учащихся к работе на занятии: организация рабочего пространства, ведение документации (запись в журнале, тетрадях, дневниках), соблюдение режима техники безопасности на уроке, настройка позитивной эмоциональной атмосферы.

3 мин.

2 Проверка выполнения домашнего задания Установление правильности и объемности выполнения домашнего задания всеми учащимися в режиме взаимоконтроля.

4 мин.

3 Закрепление ранее усвоенного материала. Подготовка к освоению новой темы. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений, закрепление ранее изученного материала как базового для восприятия новой темы.

17

4 Физминутка Здоровьесбережение

2 мин

5 Усвоение новых знаний и способов действий Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

5

6 Закрепление знаний и способов действий Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения, как в репродуктивной, так и в измененной ситуации.

5

7 Контроль и самопроверка знаний Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.

1

8 Подведение итогов занятия Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы

1

9 Рефлексия Процесс и результат осознания совокупности происходящих во время урока деятельностей (включая эмоциональную удовлетворенность от урока).

1

10

Получение домашнего задания Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.

1

Ход урока

Этап

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный Приветствие.

Организация рабочего пространства.

Приветствие.

Объяснение как организовано рабочее пространство в кабинете для проведения этапов урока (показывает рабочие зоны (уровневые), Таблицу итоговую результативности (с которой будут работать весь урок и в итоге – производить оценивание собственной работы). Напоминает о принципах выбора уровней заданий (принцип добровольности и уровня притязаний). Приложение 1.

Ответ на приветствие.

Запись в тетрадях даты.

Принятие информации к сведению.

Перекличка Отметка в журнале отсутствующих. Дежурные объявляют отсутствующих.
Формирование позитивного эмоционального фона. Пожелание эффективной работы, достижения личных учебных уровневых целей.

Предлагается отметить специальными индикаторами (смайликами) свое настроение на начало урока. Приложение 1.

Смайлики-индикаторы настроения помещаются поочередно учащимися в таблицу на интерактивной доске путем перетаскивания объектов-индикаторов.
Техника безопасности на уроке Показ таблицы-памятки через мультимедийный проектор. Визуальное восприятие
Обозначение темы и цели урока Задаются наводящие вопросы:

“Какую тему мы изучили на прошлом уроке?”
“Как вы думаете, существует ли еще какой-то способ измерить количество информации?”

Сообщается о том, что есть 2 способа и каких.
Обозначается тема урока и цель.
Делается акцент на понятиях, записанных на доске – которые предстоит усвоить.

Отвечают на вопросы и высказывают предположения.

Тему записывают в тетрадь.

Проверка домашнего задания Трехуровневое домашнее задание Предложено провести взаимопроверку выполнения домашнего уровневого задания. В случае затруднения – оказывает консультационную помощь. Оценивание домашнего задания: полностью справившиеся – отмечают в таблице оценивания урока соответствующие цветовые индикаторы.

Приложение 2.

Взаимопроверка осуществляется в рабочих уровневых зонах (отмечены столы флажками) группой учащихся, выбравших один уровень сложности.
Подготовка к основному этапу занятия Закрепление знаний и умений по предыдущей теме “Единицы измерения информации” и “Вероятностный подход к измерению информации”. 1. Фронтальный опрос по теме предыдущего занятии (как базового для восприятия нового материала). В процессе оглашения вопроса – обозначается уровень его сложности.

Приложение 3.

Отвечают устно на вопросы по принципу добровольности.
2. Отработка умений решать задачи по теме (уровневые) через групповую работу.

Прием “карусель” – учащиеся распределяются по группам (выбрав уровень сложности задания), но в процессе решения – могут менять группу по своему усмотрению, пробуя силы.

Обозначается целевая перспектива – после закрепления будет предложена проверочная работа (т.о. представится возможность проверить уровень собственных притязаний, формировать качественную самооценку учебных достижений).

В случае затруднения – учитель оказывает консультационную помощь участникам группы.

Решают задания в рабочих уровневых зонах (отмечены столы флажками) группой учащихся, выбравших один уровень сложности.

В ходе решения – предполагается возможность перехода учащихся от группы к группе.

С помощью документ-камеры – рассматривают способы решения разного уровня сложности, определяя “личную планку” для предстоящей проверочной работы.

3.Проверочная работа уровневая.

Оценивание учащиеся проведут самостоятельно за компьютерами (Тест в Excel с правильными ответами).

Приложение 4. Карусель.

Приложение 5. Проверочная. “Единицы измерение информации”.

Выполняется индивидуально.

Проверка через самоконтроль на компьютере.

Отмечают индикаторами в таблице уровень заданий, с которыми успешно справились.

Физминутка 1. Упражнение для глаз – презентация с анимацией. Демонстрация мультимедийной презентации. Воспроизведение упражнений.
Усвоение новых знаний Новая тема: “Алфавитный подход к измерению информации” Объяснение новой темы.

Демонстрация мультимедийной презентации.

Воспринимают информацию. Производят записи в тетрадь.
Закрепление знаний и способов действий Решение задач по теме “Алфавитный подход к измерению информации” Объяснение удобной формы записи и подхода к решению задач. Задачи усложняются (сложность задач комментируется). Обсуждают способы решения. Производят записи в тетрадь.
Контроль и самопроверка знаний Проверочная работа. Предложены задачи трех уровней сложности.

Оценивание учащиеся проведут самостоятельно за компьютерами (Тест в Excel с правильными ответами).

Приложение 6. Уровневая проверочная работа “Алфавитный подход к измерению информации”.

Индивидуальное решение.

Проверка через самоконтроль на компьютере.

Отмечают индикаторами в таблице уровень заданий, с которыми успешно справились.

Подведение итогов занятия Выставление оценок по итогам урока.

Анализ достижения целей урока.

Предложено рассмотреть таблицу (заполненную на этот момент тремя столбцами индикаторов – по количеству проверочных этапов урока).

По количеству цветовых индикаторов, соответствующих уровню “3”, “4” и “5” предлагается сделать вывод о степени достижения поставленных целей урока. Приложение 1.

Изучают личные показатели, достигнутые за урок, – самостоятельно выставляют себе оценку.

Делают выводы о личных достижениях и класса в целом.

Рефлексия Формирование позитивного эмоционального фона Предлагается отметить специальными индикаторами-смайликами свое настроение на конец урока.

Анализ эмоционального фона. Пожелания к следующим урокам. Поддержка тех детей, чье настроение не улучшилось. Приложение 1.

Осмысливают весь процесс урока и личный результат в достижении цели урока.

Смайлики-индикаторы настроения помещаются поочередно учащимися в таблицу на интерактивной доске путем перетаскивания объектов-индикаторов.

Домашнее задание Получение домашнего задания.

Прощание.

Комментарии к алгоритму выполнения.

Прощание.

Запись домашнего задания.

Прощание.

чеников

7 = 20 учеников – количество отобранных учеников