Программа элективного курса "Увлекательный мир задач по физике"

Разделы: Физика


Пояснительная записка

Программа элективного курса для учащихся 11-го класса "Увлекательный мир задач по физике" составлена для обеспечения образовательного процесса в рамках профильного обучения. Курс построен с опорой на знания и умения учащихся, полученные при изучении физики на уроках. Программа ориентирована на дальнейшее совершенствование и углубление уже усвоенных знаний и умений и дополнена темами, которые не входят в программу базовой школы.

Неумение решать задачи является одной из причин снижения успеха в физике, поэтому главные цели представленного курса:

  1. Расширить кругозор школьников и углубить знания по основным темам базового курса физики.
  2. Научить учащихся, интересующихся предметами естественнонаучного цикла, не понимать физические явления, закономерности, законы, но и применять их на практике для решения задач разной сложности, различного типа (исследовательские, текстовые, задачи-оценки, качественные, графические).
  3. Сформировать навыки самостоятельного приобретения и оценки новой информации физического содержания, использования современных информационных технологий.

Планируемые результаты:

В результате изучения курса выпускник научится:

Познавательная деятельность:

  • демонстрировать понимание физического содержания предложенной задачи, процессов и явлений, включенных в ее условие, анализировать конкретную проблемную задачу и находить наилучший способ её решения;
  • применять основные приемы и методы решения теоретических, качественных и экспериментальных задач, правильно оформлять решение и оценивать полученный результат;
  • объяснять свои действия, высказывать свою точку зрения, ссылаться на известные правила, факты, выдвигать гипотезы, предлагать способы решения задач.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • применять для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации (специализированные справочники, учебные пособия, медиаресурсы, Интернетресурсы), оценивать и отбирать нужную информацию;
  • владеть монологической и диалогической речью, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
  • работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Рефлексивная деятельность:

  • владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, уметь предвидеть возможные результаты своих действий.

Формы контроля и критерии оценки достижений учащихся

На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решение и обсуждение решения задач, подбор и составление задач на тему и т.д. Предполагается также выполнение домашних заданий по решению задач. Минимальный объем домашнего задания – 7-10 задач (1-2 задачи повышенного уровня с кратким ответом (тип В), 1-2 задачи повышенного или высокого уровня с развернутым ответом (тип С), остальные задачи базового уровня с выбором ответа.

Итогом работы на уроке и дома должен быть письменный отчет, содержащий полное теоретическое решение. В итоге школьники могут выйти на теоретический уровень решения задач: решение по определенному плану, владение основными приемами решения, осознание деятельности по решению задачи, самоконтроль и самооценка, моделирование физических явлений.

Текущий контроль собственных достижений учащихся организуется при проведении письменных контрольных работ в конце определённой темы и при взаимопроверке на знание теоретического материала.

Критерии оценки эффективности выполнения контрольных работ:

51 – 69 % правильных ответов – оценка “удовлетворительно”;
70 – 80 % правильных ответов – оценка “хорошо”;
Более 80% правильных ответов – оценка “отлично”.

Изучение курса предусматривает итоговое тестирование в форме обязательного репетиционного экзамена для всех учащихся.

Система оценивания результатов итоговой работы:

Каждое из заданий с выбором ответа А1–А25 оцениваются 1 баллом.

Каждое из заданий В1–В4 оценивается 2 баллами, если верно указаны все элементы ответа, 1 баллом, если допущена ошибка в указании одного из элементов ответа, и 0 баллов, если допущено более одной ошибки. Каждое из заданий С1-С6 оценивается 3 баллами. Максимальный балл за итоговую работу – 51 балл.

18 – 25 баллов – оценка “удовлетворительно”;
26 – 35 баллов – оценка “хорошо”;
36 баллов и более – оценка “отлично” (система оценивания ЕГЭ по физике).

По результатам итогового тестирования выпускники могут сделать прогноз своей конкурентоспособности при поступлении в ВУЗ.

Основания для отбора содержания образования

Большая часть материала, составляющая содержание программы, соответствует государственному образовательному стандарту физического образования на профильном уровне, в связи с чем курс не только расширяет круг предметных знаний обучающихся, но и углубляет их за счёт усиления мировоззренческого и методологического компонента содержания.

Для этого вся программа делится на несколько разделов. Первый раздел знакомит школьников с минимальными сведениями о понятии “задача”, дает представление о значении задач в жизни, науке, технике, знакомит с различными сторонами работы с задачами. В частности, они должны знать основные приемы составления задач, уметь классифицировать задачу по трем-четырем основаниям. В первом разделе при решении задач особое внимание уделяется последовательности действий, анализу физического явления, проговариванию вслух решения, анализу полученного ответа.

Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Лекции предназначены для повторения теоретических основ, необходимых для выполнения практических заданий, поэтому носят обзорный характер. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме, она неразрывно связана с практической работой. Для реализации целей и задач программы предполагается использовать следующие формы занятий: практикумы по решению задач, самостоятельная работа учащихся, консультации, контрольные работы. На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решение и обсуждение решения задач, подбор и составление задач на тему, подготовка к единому государственному экзамену и т.д. Ввиду предельно ограниченного времени, отводимого на прохождение курса, его эффективность определяется самостоятельной работой ученика, для которой потребуется не менее 3 – 4 часов в неделю.

Занятия по решению теоретических задач дают возможность обеспечить учащихся материалами для самостоятельной работы. С этой целью после разбора двух – трех ключевых задач на занятии учащимся дается комплект из 5–10 задач по данной теме для самостоятельной работы с обязательным полным письменным оформлением. Количество решаемых задач определяется желанием школьника, но общее число предлагаемых задач способно удовлетворить потребности наиболее способных и настойчивых учащихся.

Характеристика ресурсов

Дидактические материалы:

  1. Ю. С. Куперштейн Физика. Опорные конспекты и дифференцированные задачи. – Санкт-Петербург, “БХВ-Петербург”, 2007
  2. Физика. Подготовка к ЕГЭ – 2012 под редакцией Л.М. Монастырского. Легион-М, Ростов-на-Дону, 2011
  3. О.Ф. Кабардин, С.И. Кабардина, В.А. Орлов. Физика ЕГЭ 2012. Типовые тестовые задания. “Экзамен”, Москва, 2012.
  4. А.С. Енохович Справочник по физике. Москва, Просвещение, 1990
  5. Демонстрационные версии ЕГЭ за 2010 – 2013 годы
  6. Мультимедийный самоучитель на CD – ROM. Физика для студентов и школьников. Обучающие видеокурсы по разделам: Магнетизм, оптика и атомная физика. Теплота и молекулярная физика. Электричество.

Материально-техническое обеспечение:

  • Кабинет физики, ноутбук с выходом в Интернет;
  • Кабинет информатики и медиатека для самостоятельной работы с электронными и Интернет-ресурсами.

Интернет-ресурсы:

  • www. fipi.ru
  • www.mioo.ru (Московский институт открытого образования)

Организационные ресурсы:

Срок обучения: 1 учебный год (11-й класс).

Занятия проводятся во второй половине дня продолжительностью 2 часа в неделю. В промежутке между занятиями учащиеся выполняют домашние задания, работают с электронными и Интернет-ресурсами, по мере необходимости проводятся консультации.

Тематическое планирование учебного материала

Тема 1. Правила и приёмы решения физических задач (2 часа)

Теоретическое занятие (1 час)

Физическая задача. Классификация задач. Физическая теория и решение задач. Правила и приёмы решения физических задач. Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Работа с текстом задачи: анализ физического явления; формулировка идеи решения (план решения). Выполнение плана решения задачи. Числовой расчет. Анализ решения и оформление решения. Метод размерностей. Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приёмы.

Типичные недостатки при решении и оформлении решения физической задачи.

Практическое занятие (1 час)

Примеры задач всех видов. Решение задач по плану. Оформление решения. Изучение примеров решения задач.

Тема 2. Механика (16 часов)

2.1. Кинематика (4 часа)

Теоретическое занятие (1 час)

Относительность механического движения. Равноускоренное движение. Свободное падение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту.

Практические занятия (3 часа)

Выделение общего метода решения задач базового уровня на примере заданий по кинематике. Решение задач повышенного и высокого уровня.

2.2. Динамика (6 часов)

Теоретическое занятие (1 час)

Законы Ньютона. Виды сил в механике. Условия равновесия тел. Момент силы. Сила Архимеда. Условия плавания тел. Систематизация знаний обо всех изученных механических явлениях.

Практические занятия (5 часов)

Специфика решения задач по теме. Обучение подбору метода решения.

Тренировка в решении “в свернутом виде” задач повышенного уровня. Оформление развернутого решения задач высокого уровня.

2.3. Законы сохранения (6 часов).

Теоретическое занятие (1 час)

Импульс тела. Импульс силы. Абсолютно упругое и неупругое столкновение. Механическая работа и энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Полная механическая энергия. Закон сохранения импульса. Закон сохранения энергии.

Практические занятия (5 часов)

Специфика решения задач по теме. Обучение подбору метода решения.

Тренировка в решении “в свернутом виде” задач повышенного уровня. Оформление развернутого решения задач высокого уровня.

Контрольная работа №1 по теме “Механика” (2 часа)

Тема 3. Молекулярная физика и термодинамика (12 часов).

Теоретическое занятие (2 часа)

Количество вещества. Постоянная Авогадро. Масса и размер молекул. Основное уравнение МКТ. Энергия теплового движения молекул. Зависимость давления газа от концентрации молекул и температуры. Скорость молекул газа. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы.

Внутренняя энергия. Работа и количество теплоты. Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс. Изменение внутренней энергии в процессе теплопередачи. Изменение внутренней энергии в процессе совершения работы. Тепловые двигатели.

Практические занятия (10 часов)

Актуализация методов решения задач по молекулярной физике и термодинамике. Обучение распознаванию тепловых явлений на конкретных примерах. Тренировка в решении задач “в свернутом виде”. Применение методов решения задач по молекулярной физике и термодинамике к задачам высокого уровня. Оформление развернутого решения задач высокого уровня.

Контрольная работа № 2 по теме “Молекулярная физика и термодинамика” (2 часа)

Тема 4. Электродинамика (14 часов)

4.1. Электростатика (3 часа)

Теоретическое занятие (1 час)

Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Потенциал электрического поля. Разность потенциалов. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора. Соединения конденсаторов.

Характеристика решения задач темы: приёмы и методы решения.

Практические занятия (2 часа)

Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, принципом суперпозиции электрических полей, разностью потенциалов, энергией.

Решение задач на описание систем конденсаторов.

4.2. Законы постоянного тока (3 часа)

Теоретическое занятие (1 час)

Закон Ома для участка цепи. Закон Ома для полной электрической цепи

Параллельное и последовательное соединение проводников. Смешанное соединение проводников. Правила Кирхгофа. Закон Кирхгофа.

Работа электрического тока. Закон Джоуля–Ленца. Мощность электрического тока.

Практические занятия (2 часа)

Задачи на различные приёмы расчёта сопротивления сложных электрических цепей. Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля — Ленца, законов последовательного и параллельного соединений.

Использование правил Кирхгофа при решении задач.

4.3. Магнетизм (3 часа)

Теоретическое занятие (1 час)

Магнитное поле тока. Магнитная индукция. Магнитный поток. Закон Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.

Характеристика решения задач темы: правила и приёмы решения.

Практические занятия (2 часа)

Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца.

4.4. Решение задач по теме “Электродинамика” повышенного и высокого уровня (3 часа).

Контрольная работа № 3 по теме “Электродинамика” (2 часа)

Тема 5. Колебания и волны (4 часа)

Теоретическое занятие (1 час)

Гармонические колебания. Основные характеристики гармонических колебаний. Уравнение гармонического колебания. Колебательный конур. Энергетические превращения в колебательных системах. Электромагнитные колебания и волны.

Практические занятия (3 часа)

Задачи на определение основных характеристик колебательных систем.

Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность.

Задачи на переменный электрический ток: характеристики переменного электрического тока, электрические машины, трансформатор.

Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация.

Тема 6. Оптика (9 часов)

Теоретическое занятие (2 часа)

Прямолинейное распространение света. Закон отражения света. Закон преломления света.

Полное внутреннее отражение. Линзы. Оптическая сила линзы. Формула тонкой линзы. Интерференция и дифракция света.

Практические занятия (7 часов)

Актуализация методов решения типовых задач по оптике. Построение изображений в линзах. Задачи по геометрической оптике: зеркала, линзы, оптические системы. Задачи по волновой оптике.

Применение методов решения задач по оптике к задачам высокого уровня.

Контрольная работа № 4 по теме “Оптика” (2 часа)

Тема 7. Квантовая физика (5 часов)

Теоретическое занятие (1 час)

Фотоэффект. Законы фотоэффекта. Фотоны. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм. Дифракция электронов.

Практические занятия (4 часа)

Решение задач с использованием уравнения Эйнштейна для фотоэффекта, закон радиоактивного распада. Расчёт энергии и импульса фотона.

Применение общего метода решения задач к задачам высокого уровня по квантовой физике.

Контрольная работа № 5 “Квантовая физика” (1 час)

Тема 8. Обобщающее занятие по методам и приёмам решения физических задач (4 часа)

Примеры заданий и решения задач ЕГЭ. Общие недостатки при выполнении заданий ЕГЭ.

Тема 9. Итоговое тестирование (4 часа)

Практическое занятие (4 часа)

Тестирование с использованием контрольно-измерительных материалов, предназначенных для единого государственного экзамена.

Всего занятий по итогам обучения – 70 часов, из них:

Теоретические занятия – 12 часов;

Практические занятия – 58 часов.

Список литературы:

  1. Н.И. Зорин Элективный курс “Методы решения физических задач”. Москва, “Вако”, 2007.
  2. Л.Н. Терновая, Е.Н. Бурцева, В.А. Пивень Физика. Подготовка к ЕГЭ. 10 – 11 классы. Элективный курс. Издательство “Экзамен”, Москва, 2007.
  3. Программы элективных курсов. Физика. Профильное обучение. 9-11 классы. Дрофа, Москва, 2007.
  4. Н.И. Одинцова, Л.А. Прояненкова. Поурочное планирование по физике к ЕГЭ. “Экзамен”, Москва, 2009.

Приложение