Цели урока:
- сформировать представление о порядке действий в выражениях, сформировать способность к использованию скобок для обозначения порядка действий;
- закрепить навыки устных и письменных вычислений;
- развивать мыслительные операции;
- воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес.
Этапы урока и их задача |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1.Самоопределение к деятельности. | – Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Урок математики. |
|
– Прочитайте пословицу: (Слайд 1) “Знание не водица – в рот само не станет литься” – Ребята, как вы понимаете эту пословицу? |
Знания мы получаем только тогда, когда мы трудимся, отвечаем, активно работаем | |
– А много ли вы знаете? | – Нет | |
– А нужно ли ещё что-либо узнавать? | – Систематически учиться | |
– Поэтому я вам всегда на уроке говорю: Внимательно слушайте – и все услышите! Внимательно смотрите – и всё увидите! Думайте и всё обязательно поймёте! УДАЧИ! Начнём наш урок. |
||
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. – Какую программу действий подготовки к рисованию в №13 вы составили дома? |
3 –> 5 –> 1 –> 2 –> 4 | |
– Какие операции в этой программе можно поменять местами и результат операции от этого не изменится? | (3 и 5) | |
– А какие нельзя? Почему? – Т.е не всегда можно нарушать порядок действий. |
(1 и 2, 4 и 5) Не получим ожидаемого результата | |
2. Актуализация знаний. | – Решите следующие выражения. (Слайд 2) 12 + 5 – 3 = 14 14 – 4 + 8 =18 – Как выполняли вычисления? |
По порядку слева направо. |
3. Создание проблемной ситуации
и открытие нового знания. (Приём предъявления двух противоположных фактов). |
– Вы молодцы, очень хорошо решаете, Я предлагаю вам выполнить индивидуальное задание на листочках. | |
№1. Выполни вычисления по следующей
программе: 1) Из числа 8 вычесть 3. |
8-3 | |
2) К полученной разности прибавить 4. Итак, 8 – 3 + 4 = 9 |
8-3+4 | |
№2. 1) К числу 3 прибавить число 4 |
3+4 | |
2) Из числа 8 вычесть полученную сумму Итак, 8 – 3 + 4 = 1 |
8-3+4 | |
– Проверим ваши ответы. (Учитель записывает выражения на доску) Что вы замечаете? |
Одинаковые выражения, а ответы разные. | |
– А почему так получилось? | Разный порядок действий. | |
– Вы догадались, о чем сегодня на уроке
пойдет речь? – Правильно тема нашего урока “Порядок действий” (Учитель записывает тему на доску) |
О порядке действий | |
– А кто из вас уже понял, чему будем
учиться на уроке? Какую цель урока мы поставим? (Учитель записывает тему и цель урока на доску) |
Научиться определять порядок действий в выражениях | |
– Составим с вами план нашего урока:
– Вернемся к нашим выражениям. Как же нам показать, что в этом выражении сложение выполняется первым действием? |
Дети выдвигают гипотезы. | |
(Может как-то выделить это действие?) (фиксирую гипотезы на доске) | Выделить это действие: (подчеркнуть, обвести, скобки) | |
– Ребята, как мы с вами знаем, что математика – это точная наука и расхождений быть здесь не может. Поэтому математиками был принят общий знак, который понятен на любом языке, это …. | ( ) | |
– Если мы в выражении увидели скобки, что мы понимаем? | Что это действие выполняется первым. | |
– Сколько действий в данном равенстве? | 2 | |
– Какое действие будем выполнять первым? | 3 +4 | |
– Как это показать? | Взять его в скобки и поставить над ним 1 | |
– Второе? Поставь над ним 2 действие. | В скобках | |
– На основе этого примера попробуйте
сформулировать правило. Если в выражении есть ( ), то действие в скобках выполняется первым, а потом остальные по порядку слева направо. |
“-” | |
– Где мы можем получить подтверждение
или опровержение нашим выводам? – Посмотрим, совпало ли наше правило с правилом в учебнике: с.22 темный жирный шрифт. На это правило даже есть стих:
|
(В учебнике) | |
– Хорошо, а как же быть вот с такими
выражениями? (12 – 4) + (5+6) = |
– В таких примерах действия выполняются в скобках по порядку слева направо. | |
ФИЗМИНУТКА Подвижная физминутка | ||
4. Первичное закрепление. | – Ребята, мы только что вывели правило.
А как же мы будем его применять. Нужно составить
алгоритм действий. – Что мы делаем вначале? |
Прочитать выражение. |
– Дальше на что надо обратить внимание? | На скобки | |
– Если есть скобки? | То первое действие в скобках. | |
– Если их нет? | Выполняем действия слева направо по порядку. | |
– Итак, давайте вернемся к цели нашего
урока. Какую цель мы уже достигли? Переходим ко второй. – Попробуем применить наше новое знание на практике. – Расставьте в выражениях №3 порядок действий, пользуясь алгоритмом. (Ученик у доски с комментированием, остальные в учебнике) |
||
Что общего в выражениях первого столбика? | Все выражения числовые | |
Какой тип выражений во втором столбике? – А теперь я предлагаю вам потренировать свои новые знания на тренажере. |
Буквенные выражения | |
5. Самостоятельная работа. | – Вот мы с вами и потренировались, а
теперь следующий этап нашей работы? – Для этого самостоятельно выполните №6 |
Проверить свои знания. |
– Вы выполняли самостоятельную работу, а теперь, что нужно сделать? | Проверить | |
– А как ее проверить? | Свериться с доской | |
– Кто выполнил работу правильно?
Оцените свою работу. – Кто допустил из вас ошибки? В чем у вас возникла трудность? Дайте оценку своей работе. |
Самооценка. | |
– А теперь я предлагаю вам поработать в паре и выполнить №4. (сверка с доской) | Самооценка работы пар. | |
6. Итог. | Какова была цель урока? Мы ее достигли? | Научиться определять порядок действий в выражениях |
Расскажите о порядке действий в
выражениях. – Кому на уроке было интересно работать? Покажите жестом, все ли на уроке вам было понятно. |
Если в выражении есть ( ), то действие в скобках выполняется первым, а потом остальные по порядку слева направо. | |
– Легко ли вам было читать на математическом языке выражения №3? | Нет. | |
– Какую же цель нам нужно поставить перед собой на следующий урок? | Научиться правильно читать выражения со скобками. | |
Мне приятно было с вами работать на уроке. |
||
7. Домашнее задание. | с.23 № 8 Дополнительно для желающих: составить на основе алгоритма опорный конспект, чтобы он был понятен всем. |