Внеклассное мероприятие "Рождественские колядки"

Разделы: Начальная школа


Цель мероприятия: ознакомление учащихся начальных классов с народными традициями и обычаями, приобщение к культуре своего народа.

Задачи мероприятия:

  1. Познакомить детей с характерными особенностями русского фольклора.
  2. Воспитывать любовь к родному краю, чувство уважения и почитания народных традиций и обычаев.
  3. Развивать творческие способности детей, актерское мастерство на основе разных жанров русского фольклора.

Звучит русская народная песня “Выйду на улицу”.

Ряженые с Вифлеемской звездой входят в класс, пританцовывая.

Все: Здравствуйте, люди добрые! (Делают поклон).

Ведущая:

Ой, Коляда, Колядушка!
Дома ли хозяюшка?

Хозяйка: Дома.

1 ребенок:

Мы пришли, козу привели –
Людей веселить, орешки дробить,
Деток пестовать, хозяев чествовать.

Дети поют “Колядку”.

Коляда, Коляда, отворяй-ка ворота.
Пришла Коляда накануне Рождества
С пышками, лепешками,
Со свиными ножками.
Коляда, Коляда, подай пирога,
Подавай, не ломай, а по целому давай.
Кто даст пирога – тому скот, живота,
Кто не даст пирога – уведем корову за рога.

Ведущая:

Хозяйка и дети, с праздничком!

2 ребенок:

Наделите, подарите колядовщиков!

3 ребенок:

С амбара решетом или с печи пирогом.

(Колядовщики обходят детей с подносом, дети кладут на поднос угощение).

4 ребенок:

Дай Бог тому, кто в этом дому!

5 ребенок:

Ему рожь густа,
Рожь ужиниста.

6 ребенок:

Ему с колоса осмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна пирог.

7 ребенок:

Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем,
И богатством.

8 ребенок:

И создай вам, Господи,
Еще лучше того.

(Дети бросают пшеницу. Звучит веселая народная музыка).

Ведущая: А вы на улице сегодня были? Коли нет, тогда почаще выходите. За стенами вашего дома творится такое... Слышите? (Слышатся крики).

Голоса:  Ой, помогите! (Двое мальчиков тащат по полу мешок).

Ведущая: Где это вы такой мешок наколядовали?

Двое мальчиков:  Там за амбаром стоял.

Ведущая:  Посмотрите, а в нем что-то шевелится. (Слышится покрякивание, попискивание).

1 мальчик: А может здесь порося положили? Давайте посмотрим!

(Развязывает мешок. Появляется пятачок, а затем и весь персонаж – лешачок).

Лешачок: Это все баба Яга виновата, что я попал сюда, и эти…. (Показывает на тех, кто его тащил).

Хозяйка:  Ну, уж если ты попал к нам сюда, так оставь эти разговоры. Мы сегодня всем гостям очень рады.

Лешачок:  Раз так, я вам сейчас хитрые загадки загадывать буду! Если вы отгадаете, я исполню любое ваше желание. А если не отгадаете, тогда вы мое желание будете выполнять. Итак, слушайте!

Лешачок:

  1. Загадка первая.
  2. Не живая, а дышит. (Квашня).

  3. А вот вам и вторая, самая смешная.
  4. С ушами, а не слышит. (Шапка).

  5. Ну ладно, вот загадка третья. Ни за что не отгадаете.
  6. И свистит, и кипит, в дырочку льется, а станешь пить – жжется. (Самовар).

  7. Вот еще одна загадка: у кого за носом пятка? (Валенок или ботинок).

Лешачок:

Кто не отгадал ни одной загадки, подходите ко мне. Для вас будут особые задания.

  1. Хочу, чтобы вы меня покатали. (Лешачок садится на пустой мешок. Дети берутся за край мешка и катают его все по очереди под русскую народную мелодию).
  2. Хочу, чтобы вы мне нашли невесту!

Игра “Поймать невесту”.

(Дети встают в круг, держатся за руки. В центре круга стоит Лешачок и одна из девочек. Обоим завязывают глаза.
Лешачок говорит: “Невестушка, где ты?”
Девочка отвечает: “Я здесь, Лешачок!”
Лешачок идет на звук, чтобы поймать девочку, а девочка убегает.
Игра проводится несколько раз со сменой участников).

Лешачок:  Молодцы! Я доволен и не хочу домой! Хочу веселиться здесь с вами! Можно?

Хозяюшка:  Конечно, оставайся, будем рады. Только смотри не хулигань.

Ведущая: Хотите, дети поиграть? Да не просто, а на музыкальных инструментах. Делимся на две команды, равные по количеству.

(Дети подходят к мешочку и вытягивают название команды).

С одной стороны – команда “Тише едешь – дальше будешь”.

С другой – “Не уверен – не обгоняй”.

Ведущая:  По сигналу вы должны передать из рук в руки музыкальные инструменты (трещотка, бубен, колотушка, колокольчик, деревянные ложки). Кто быстрее и тише это сделает?

Ведущая:  А теперь в обратную сторону. Чья команда быстрее и громче передаст музыкальные инструменты. Причем каждый участник должен успеть еще и поиграть на инструменте. (Игра проходит под русскую народную мелодию).

Ведущая вручает за участие в игре призы и угощения всем участникам.

Ведущая:  А теперь шуточная игра-гадание “Что вас ждет в будущем!” Будем гадать на орехах. Несите сюда фундук!

(Приглашается мальчик. Гадающий берет горсть, сколько уместится в ладони, и по одному ореху возвращает в горшок.)

1 колядовщик приговаривает:

“Моряк, рэкетир, генеральский мундир,
Студент, коммерсант, повар-дилетант,
Умник, зануда, дожидайся чуда!” (Игра начинается с начала, пока не закончатся орехи).

(Приглашается девочка. Гадающая берет горсть, сколько уместится в ладони, и по одному ореху возвращает в горшок.).

2 колядовщик:

“Светлана, Наталия, узкая талия,
Смуглая кожа, умница тоже,
Обжора, певица, тощая девица,
Русская коса, чудная краса”.

3 колядовщик:

Для самых крутых!
“Мельхиор, латунь и злато,
Серебро, чугун и вата,
Особняк, дворец, шалаш,
Хлеб, пятнадцатый этаж,
“Форд”, “Тойота” напрокат,
“Мерседес” и самокат,
“Вольво”, “Шкода”, “Запорожец”, –
Что всего тебе дороже?”

(На чем остановится, то и сбудется).

Ведущая: (На фоне песни “Я не колдунья” в исполнении Н.Кадышевой).

Если нам бы разрешили
И позволили часы
Мы бы пели, веселились,
И играли до зари.

Настало время расставанья,
Мы говорим всем “До свиданья!”
И в этот поздний зимний час
Последний танец – он для вас.

Все дети становятся в круг и берутся за руки. Ведущая в хороводе заводит детей по спирали к центру, а затем выводит из центра, также по спирали к внешнему кругу (фигура “Улита”).

Далее исполняется фигура “Змейка”, переходящая в общий круг.

После танца ведущая еще раз поздравляет всех с праздником. Колядовщики прощаются со всеми и уходят.

Литература

  1. Побединская Л.А. Праздник для друзей. Сборник сценариев. М.: 2000 г.
  2. Большая книга Рождества. Разработка Т.Хрычевой. 1999 г.
  3. Степанова М.С. Рождественские вечера. Брянск. 1999 г.
  4. Лавренева Л.Е. Детские праздники в школе и дома. – СПб: 2002 г.
  5. Традиции земли уральской. Учебное пособие. 4 кл. Долгушина А.И., Субачев В.В. Екатеринбург, 2006 г.
  6. Энциклопедия обрядов и обычаев. СПб: 1996 г.
  7. Фольклор в школе. Н-Тагил, 1993 г.
  8. Газета “Телемир” от 5 января 2005 г. Статья “Гадаем на святки”.