Задачи урока:
- Сформировать представление о задаче и ее логических частях (условие, вопрос, решение, ответ), способность к их выделению из произвольных текстов.
- Тренировать навыки счета в пределах 9, мыслительные операции, умение обобщать, делать выводы.
- Создать условия для расширения кругозора учащихся, формируя целостное восприятие мира; экологической культуры учащихся.
Оборудование: презентация по теме урока, карточки с названием частей задачи, карточки с высказываниями.
Ход урока
1. Введение в тему урока:
– На уроках математики мы совершали немало удивительных и познавательных открытий. Вот и сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие. Но куда?
Вам интересно? Тогда вперед! За новыми знаниями!
2. Устный счет:
– Живет в Центральной Африке удивительный зверь, вызывающий восхищение с доисторических времен. Древние римляне называли его верблюдолеопардом. Бушмены рисовали его на скалах, а арабские владыки посылали его в дар другим правителям в знак мира и дружбы. [1].
Вы, конечно, догадались, о ком идет речь? Нет?
Тогда ответить на этот вопрос нам поможет арифметический диктант.
- Уменьшаемое 9, вычитаемое 7. Чему равно значение разности?
- К какому числу я прибавила 5, чтобы получить 8?
- 1 слагаемое 2, значение суммы 7. Назовите второе слагаемое.
- Я задумала число, вычла из него 6 и получила 0. Какое число я задумала?
- 6 увеличили на 2. Сколько получили?
Проанализируйте записанные числа, найдите закономерность и запишите следующее число.
Проверьте выполненную работу по таблице и составьте слово:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
ш |
ж |
и |
л |
р |
а |
в |
ф |
ы |
Да, действительно, речь идет о жирафах. Природа как – будто пошутила над этими животными: длинная шея, маленькая головка с рожками и непомерно большими ушами. Но при этом у жирафов чуткий слух, а бегает он со скоростью почти 60 км/ч, без труда оставляя позади себя единственного хищника, решающего на него напасть – льва. Спят они стоя, положив голову на шею, но недолго – около 5 минут.
Но есть у жирафа лишь один страшный враг, из-за которого количество этих животных сократилось настолько, что они оказались на грани уничтожения.
Кто же это? [1]
3. Отработка вычислительных навыков в пределах 9:
9 – 4 + 3 = е
6 + 2 + 1 = к
6 + 3 – 2 = в
3 + 2 – 4 = е
8 – 4 + 0 – 2 = л
4 + 3 – 1 – 6 = ч
1 + 7 – 4 + 0 = о
Решить математические выражения и записать ответы в порядке их увеличения.
Какое слово получилось? (человек)
Из года в год тысячи жирафов охотники убивали из-за красивой и крепкой кожи.
Как вы думаете, что нужно было сделать, чтобы сохранить этих удивительных животных?
Сейчас созданы национальные парки, где жирафы спокойно живут и размножаются. А если животное все-таки пострадало от рук браконьеров, как поступить в этом случае? (лечат и отправляют в зоопарки).
4. Введение понятия “задача”:
– Этот рассказ в математике называют задачей.
– Как отличить обычный рассказ от задачи? Попробуйте самостоятельно сделать вывод, сравнив тексты:
- В зоопарке жил жираф, а потом привезли еще двух жирафов.
- В зоопарке жили жирафы.
(Учащиеся самостоятельно делают вывод о частях задачи – условии и вопросе)
– Давайте подведем итог: какой текст можно назвать задачей:
1. В задаче должны быть данные (числа) – то, что нам известно. Эту часть называют условием задачи.
2. В задаче должен быть вопрос, на который можно ответить с помощью данных чисел. Эту часть задачи называют вопросом задачи.
5. Первичное закрепление:
– Прочитать условие задачи. Доказать.
– Прочитать вопрос задачи. Доказать.
– А раз есть задача, значит, ее нужно решить.
– Что нужно узнать в задаче: часть или целое?
– Как узнать целое?
– Делаем запись:
1 + 2 = 3 (ж.) – это решение задачи.
– Подводя итог, необходимо ответить на вопрос задачи.
– В зоопарке стало три жирафа – это ответ задачи.
6. Закрепление:
– А вот интересно, умеют ли жирафы “разговаривать” друг с другом?
Тот, кто правильно назовет все части задачи, сможет ответить на этот вопрос.
- 5 жирафов отправились на водопой.
- 5 жирафов отправились на водопой. К ним присоединились еще 2 жирафа условие.
- Сколько всего животных отправились на водопой? вопрос.
- 5 + 2 = 7 (ж.) решение.
- 5 – 2 = 3 (ж.).
- 7 животных отправились на водопой ответ.
Каждое предложение написано на карточке. Ученик выбирает карточку с частями задачи, на обратной стороне которой написаны слоги, из них можно составить слово – хрюкают [1]
Долгое время жирафов считали немыми. Но обнаружилось, что общаются они между собой с помощью звуков, напоминающих хрюканье.
7. Итог урока:
– А теперь пора возвращаться из далекой Африки.
– Какие математические знание мы привезли с собой?
Ответ по опорной схеме на слайде:
- Что такое задача? (Дети высказывают свои выводы)
- Из каких частей состоит задача?
- Что такое условие задачи?
- Что такое вопрос задачи?
– А вот то, что нам помогает найти верное решение задачи, мы узнаем на следующем уроке.
– А теперь пора прощаться с удивительными животными, которые помогли сделать наш урок интересным и увлекательным.
– Что нового вы узнали об этих животных, какими новыми открытиями вы поделитесь сегодня с родителями?
Список литературы:
- Я познаю мир: Дет. энцикл. : Сост. П.Р. Ляхов – М.: “Издательство АСТ”, 2000. – 544 с.
- Фотографии: режим доступа: http://images.yandex.ru/