Урок математики по теме "Задача". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Задачи урока:

  • Сформировать представление о задаче и ее логических частях (условие, вопрос, решение, ответ), способность к их выделению из произвольных текстов.
  • Тренировать навыки счета в пределах 9, мыслительные операции, умение обобщать, делать выводы.
  • Создать условия для расширения кругозора учащихся, формируя целостное восприятие мира; экологической культуры учащихся.

Оборудование: презентация по теме урока, карточки с названием частей задачи, карточки с высказываниями.

Ход урока

1. Введение в тему урока:

– На уроках математики мы совершали немало удивительных и познавательных открытий. Вот и сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие. Но куда?

Вам интересно? Тогда вперед! За новыми знаниями!

2. Устный счет:

– Живет в Центральной Африке удивительный зверь, вызывающий восхищение с доисторических времен. Древние римляне называли его верблюдолеопардом. Бушмены рисовали его на скалах, а арабские владыки посылали его в дар другим правителям в знак мира и дружбы. [1].

Вы, конечно, догадались, о ком идет речь? Нет?

Тогда ответить на этот вопрос нам поможет арифметический диктант.

  • Уменьшаемое 9, вычитаемое 7. Чему равно значение разности?
  • К какому числу я прибавила 5, чтобы получить 8?
  • 1 слагаемое 2, значение суммы 7. Назовите второе слагаемое.
  • Я задумала число, вычла из него 6 и получила 0. Какое число я задумала?
  • 6 увеличили на 2. Сколько получили?

Проанализируйте записанные числа, найдите закономерность и запишите следующее число.

Проверьте выполненную работу по таблице и составьте слово:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ш

ж

и

л

р

а

в

ф

ы

Да, действительно, речь идет о жирафах. Природа как – будто пошутила над этими животными: длинная шея, маленькая головка с рожками и непомерно большими ушами. Но при этом у жирафов чуткий слух, а бегает он со скоростью почти 60 км/ч, без труда оставляя позади себя единственного хищника, решающего на него напасть – льва. Спят они стоя, положив голову на шею, но недолго – около 5 минут.

Image8349.jpg (8491 bytes)

Но есть у жирафа лишь один страшный враг, из-за которого количество этих животных сократилось настолько, что они оказались на грани уничтожения.

Кто же это? [1]

3. Отработка вычислительных навыков в пределах 9:

9 – 4 + 3 = е

6 + 2 + 1 = к

6 + 3 – 2 = в

3 + 2 – 4 = е

8 – 4 + 0 – 2 = л

4 + 3 – 1 – 6 = ч

1 + 7 – 4 + 0 = о

Решить математические выражения и записать ответы в порядке их увеличения.

Какое слово получилось? (человек)

Из года в год тысячи жирафов охотники убивали из-за красивой и крепкой кожи.

Как вы думаете, что нужно было сделать, чтобы сохранить этих удивительных животных?

Сейчас созданы национальные парки, где жирафы спокойно живут и размножаются. А если животное все-таки пострадало от рук браконьеров, как поступить в этом случае? (лечат и отправляют в зоопарки).

4. Введение понятия “задача”:

  • В зоопарке жил один жираф, а потом привезли ещё двух жирафов. Сколько жирафов стало в зоопарке?

 

– Этот рассказ в математике называют задачей.

– Как отличить обычный рассказ от задачи? Попробуйте самостоятельно сделать вывод, сравнив тексты:

  • В зоопарке жил жираф, а потом привезли еще двух жирафов.
  • В зоопарке жили жирафы.

(Учащиеся самостоятельно делают вывод о частях задачи – условии и вопросе)

– Давайте подведем итог: какой текст можно назвать задачей:

1. В задаче должны быть данные (числа) – то, что нам известно. Эту часть называют условием задачи.

2. В задаче должен быть вопрос, на который можно ответить с помощью данных чисел. Эту часть задачи называют вопросом задачи.

5. Первичное закрепление:

Прочитать условие задачи. Доказать.

– Прочитать вопрос задачи. Доказать.

– А раз есть задача, значит, ее нужно решить.

– Что нужно узнать в задаче: часть или целое?

– Как узнать целое?

– Делаем запись:

1 + 2 = 3 (ж.) – это решение задачи.

– Подводя итог, необходимо ответить на вопрос задачи.

– В зоопарке стало три жирафа – это ответ задачи.

6. Закрепление:

– А вот интересно, умеют ли жирафы “разговаривать” друг с другом?

Тот, кто правильно назовет все части задачи, сможет ответить на этот вопрос.

  • 5 жирафов отправились на водопой.
  • 5 жирафов отправились на водопой. К ним присоединились еще 2 жирафа условие.
  • Сколько всего животных отправились на водопой? вопрос.
  • 5 + 2 = 7 (ж.) решение.
  • 5 – 2 = 3 (ж.).
  • 7 животных отправились на водопой ответ.

Каждое предложение написано на карточке. Ученик выбирает карточку с частями задачи, на обратной стороне которой написаны слоги, из них можно составить слово – хрюкают [1]

Долгое время жирафов считали немыми. Но обнаружилось, что общаются они между собой с помощью звуков, напоминающих хрюканье.

7. Итог урока:

– А теперь пора возвращаться из далекой Африки.

– Какие математические знание мы привезли с собой?

Ответ по опорной схеме на слайде:

  • Что такое задача? (Дети высказывают свои выводы)
  • Из каких частей состоит задача?
  • Что такое условие задачи?
  • Что такое вопрос задачи?

Image8352.jpg (12086 bytes)

– А вот то, что нам помогает найти верное решение задачи, мы узнаем на следующем уроке.

– А теперь пора прощаться с удивительными животными, которые помогли сделать наш урок интересным и увлекательным.

– Что нового вы узнали об этих животных, какими новыми открытиями вы поделитесь сегодня с родителями?

Список литературы:

  1. Я познаю мир: Дет. энцикл. : Сост. П.Р. Ляхов – М.: “Издательство АСТ”, 2000. – 544 с.
  2. Фотографии: режим доступа: http://images.yandex.ru/