Пояснительная записка
Элективный курс профильного бучения “Основы электротехники” является краткосрочным тематическим курсом, который предлагается учащимся 10-11 классов на основе выбора из избыточного списка. Процедура выбора, сопровождаемая педагогическим консультированием, является одним из элементов формирования индивидуальной образовательной траектории обучающихся и позволяет формировать один из результатов обучения на старшей ступени в системе профильного бучения: готовность делать ответственный выбор.
По своему содержанию элективный курс “Основы электротехники” представляет собой пропедевтику вузовской дисциплины “Теоретические основы электротехники” и дает старшеклассникам возможность оценить степень своей готовности к обучению данной специальности чрез опыт выполнения практических заданий.
Цели программы:
- сформировать у учащихся умение решать ключевые задачи основных разделов курса “Теоретические основы электротехники”, представлять информацию в виде схем, рисунков и чертежей;
- оказать учащимся поддержку в принятии решения о выборе направления дальнейшего обучения, связанного с техническим содержанием, подготовить старшеклассников к обучению в технических ВУЗах.
Планируемые образовательные результаты:
Учащиеся, прослушавшие данный курс, должны
- демонстрировать понимание физических принципов действия следующих элементов электрической цепи: конденсатора, резистора, реостата, источников тока, электронно-вакуумных приборов, генератора переменного тока, трансформатора;
- применять на практике принцип суперпозиции для расчета электрических полей системы точечных зарядов, заряженных плоскостей и сферических поверхностей; закон Ома, правила последовательного и параллельного соединения элементов цепи, правила Кирхгофа для расчета электрических цепей постоянного и переменного тока;
- объяснять поведение электронных пучков в электрическом и магнитном поле; процессы, происходящие в цепях переменного тока со смешанной нагрузкой; трансформацию переменного тока;
- представлять информацию, необходимую для расчетов, в виде схематического рисунка и чертежа.
Описание способа оценки планируемых результатов:
Изучение курса построено на основе модели обучения в ВУЗе и включает в себя лекции, практические занятия и выполнение индивидуальных расчётно-графических работ (РГР) по каждой теме курса.
Расчетно-графическая работа представляет набор типовых задач по теме. Работа включает в себя как расчетную, так и графическую часть. Задания являются индивидуальными для каждого ученика и отличаются набором значений исходных данных для расчетов.
Обучающийся считается успешно окончившим курс при условии верного выполнения не менее 70% от общего количества заданий РГР.
Описание оснований для отбора содержания образования:
Курс “Основы электротехники” включает изучение следующих тем:
- Электрическое поле системы неподвижных зарядов;
- Расчёт электрических цепей постоянного тока;
- Электронные пучки;
- Особенности цепей переменного тока.
Отбор содержания курса “Основы электротехники” обусловлен тематикой и содержанием типовых задач, решение которых приводит к пониманию принципов действия основных электротехнических устройств: конденсатора, резистора, реостата, источников тока, электронно-вакуумных приборов, генератора переменного тока, трансформатора.
Изучение каждой темы включает в себя мини-лекцию, практические занятия и выполнение индивидуальной расчётно-графической работы (РГР). Лекция в форме эвристической беседы служит для актуализации знаний и сообщения нового учебного материала по теме. Практические занятия направлены на решение типовых задач, содержание которых способствует формированию представлений о принципах устройства и работы основных элементов электрической цепи. При этом используются проблемно-поисковые методы обучения, групповые и индивидуальные формы работы.
Расчетно-графические работы представляют набор ключевых задач по каждой теме, которые необходимо уметь решать для успешного освоения спецдисциплины “Теоретические основы электротехники”.
Характеристика ресурсов:
Реализация программы данного курса опирается на использование учебника для углубленного изучения физики под редакцией Г.Я. Мякишева [1] и подборки тематических задач (Приложение 1) из задачников [2], [3], [4]. Задания для расчета комбинированных видов соединений резисторов и источников тока для РГР №3 составлены с использованием дидактического материала “Простые электрические цепи” Е.Э. Боровского из сборника “Я иду на урок физики. 10 класс. Электродинамика” (Составитель Н.Ю. Милюкова) [5].
Индивидуальные задания для РГР разработаны с учетом максимальной наполняемости группы 24 человека. Тексты заданий, таблицы индивидуальных численных значений для учащихся и таблицы с ответами для учителя размещены в Приложениях.
- Расчетно-графическая работа 1 “Расчет напряженности и потенциала электрического поля системы точечных зарядов” (Приложение 2).
- Расчетно-графическая работа 2 “Расчет напряженности и потенциала электрического поля системы равномерно заряженных плоскостей и сфер” (Приложение 3).
- Расчетно-графическая работа 3 “Расчет электрических цепей постоянного тока” (Приложение 4).
- Расчетно-графическая работа 4 “Движение заряженных частиц в однородном электрическом и магнитном поле” (Приложение 5).
- Расчетно-графическая работа 5 “Особенности электрических цепей переменного тока” (Приложение 6).
(Приложения 2, 3, 4, 5, 6). Для разработки индивидуальных заданий РГР и создания массива ответов для проверки заданий использовались электронные таблицы EXCEL.
Обучающиеся при выполнении практических заданий и индивидуальных РГР используют калькуляторы и чертежные принадлежности. Возможным вариантом выполнения работ является проведение расчетов с использованием электронных таблиц EXCEL и графических редакторов для выполнения графической части индивидуального задания.
Элективный курс рассчитан на 17 часов (1 час в неделю) в течение полугодия. Выполнение индивидуальных расчетно-графических работ может потребовать дополнительной работы обучающихся во внеурочное время (домашняя работа).
Тематическое планирование
Введение. (1 час) Введение в электротехнику: исторический аспект развития электротехники, вклад российских ученых, связь физической теории с практической реализацией на примере электротехнических приборов и устройств.
Тема 1. (5 часов) Электрическое поле системы неподвижных зарядов: действие электрического поля на заряд, принцип суперпозиции электрических полей, напряженность и потенциал электрического поля системы точечных зарядов, равномерно заряженных параллельных плоскостей, равномерно заряженных концентрических сферических поверхностей.
Практическая деятельность учащихся: расчет электрических полей системы точечных зарядов, заряженных плоскостей и сферических оболочек, графическое изображение полей.
Тема 2. (4 часа) Расчет электрических цепей постоянного тока: резистор, сопротивление резисторов, соединения резисторов; изменение силы тока и напряжения с помощью реостата; конденсатор как элемент электрической цепи, емкость конденсатора, соединения конденсаторов,конденсатор в цепях постоянного тока; источники тока, ЭДС и внутреннее сопротивление, соединения источников тока; правила Кирхгофа для расчета сложных электрических цепей, преобразование цепей “звезда” – “треугольник”.
Практическая деятельность учащихся: расчет силы тока и напряжения на элементах сложных электрических цепей графическое изображение элементов электрических цепей и их соединений.
Тема 3. (3 часа) Электронные пучки: поведение электронных пучков в электрическом и магнитном поле, принципы действия электронно-лучевой трубки, масс-спектрографа, циклотрона, магнитной ловушки.
Практическая деятельность учащихся: расчет движения заряженной частицы в электрическом и магнитном поле; графическое изображение полей и характеристик движущейся заряженной частицы.
Тема 4. (4 часа) Особенности электрических цепей переменного тока: векторные диаграммы для описания процессов, происходящих в цепях переменного тока; принцип действия генератора переменного тока, нагрузка в цепях переменного тока; явление резонанса в цепях переменного тока и его практическое применение; трансформация переменного тока.
Практическая деятельность учащихся: расчет цепей переменного тока; изображение характеристик переменного тока с помощью векторных диаграмм и графиков.
Учебно-тематическое планирование
Развернутое учебно-тематическое планирование с указанием содержания изучаемого материала, количества часов, формы организации занятия, формы контроля и требований к уровню знаний и умений по каждой теме приведено в Приложении 7.
Тема |
Количество часов: |
Формы контроля |
|||
Всего |
Аудиторных |
Внеаудиторных |
В т.ч. на практическую деятельность |
||
Введение | 1 |
1 |
Ответы на вопросы |
||
Электрическое поле системы неподвижных зарядов | 5 |
5 |
3,25 |
РГР 1 РГР 2 |
|
Расчет электрических цепей постоянного тока | 4 |
4 |
3,25 |
РГР 3 |
|
Электронные пучки | 3 |
3 |
2,5 |
РГР 4 |
|
Особенности электрических цепей переменного тока | 4 |
4 |
3,25 |
РГР5 |
|
Всего часов: | 17 |
17 |
12,25 |
Список литературы для учителя:
- Мякишев Г.Я., Синяков А.З., Слободсков Б.А. Физика. Электродинамика. Учебник для углубленного изучения физики.– М., Дрофа, 2006
- Отличник ЕГЭ. Физика. Решение сложных залач. Под ред. В. А.Макарова, М.В. Семенова, А.А. Якуты; ФИПИ.– М.: Интеллект-Центр, 2011
- Парфентьева Н.А. Сборник задач по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.– М., “Просвещение”, 2007
- Сборник задач по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Составитель Г.Н. Степанова.– М., “Просвещение”, 2003
- Я иду на урок физики. 10 класс. Электродинамика. Книга для учителя. Составитель Н.Ю. Милюкова.– М., “Первое сентября”, 2002, стр 110
Список литературы для обучающихся:
- Бутиков Е.И., Кондратьев А.С., Физика для углубленного изучения, – М.: Физматлит, 2004.
- Журнал “Квант” электронный ресурс http://kvant.mirror1.mccme.ru/
- Зильберман Г.Е. Автор: Электричество и магнетизм,– М.: Наука, 1970.
- Мякишев Г.Я., Синяков А.З., Слободсков Б.А. Физика. Электродинамика. Учебник для углубленного изучения физики.– М., Дрофа, 2006.
- Трубецкова С.В. Физика: вопросы – ответы, задачи – решения, - М.: Физматлит, 2003.