Пояснительная записка
Социальная адаптация школьников с ограниченными возможностями здоровья является основной целью всего коллектива педагогов. Ребята приходят в школу с различными психофизическими отклонениями. Поэтому перед нами стоят задачи по комплексному развитию школьников с учетом особенностей каждого ученика, сглаживанию асоциальных проявлений психики. Обучение — двусторонний процесс, состоящий из преподавания (т.е. активной деятельности педагога) и учения (активного познавательного процесса, в котором проявляются и формируются умственные качества учащегося). Все занятия носят коррекционный характер. Они направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование знаний и умений, на повышение уровня общего развития учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Важным условием для успешной интеграции учащихся в социум является умение применять полученные знания на практике. Ввиду этого возникла необходимость формирования элементов экономических знаний у учащихся коррекционных школ на уроках математики и швейного дела. Задачи должны быть подобраны так, чтобы их постановка привела к необходимости приобретения учащимися новых знаний по математике и швейному делу. Примеры из окружающей действительности позволяют раскрывать перед учащимся практическую значимость математики, широкую общность ее выводов. Эти примеры должны быть простыми, убедительными, доступными пониманию школьников, что укрепляет связь обучения с жизнью, развивает межпредметные связи и воображение. Навыки и умения, полученные при освоении швейных операций, способствуют более успешному изучению математики, так как обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторику у аномальных детей. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетическое представление, благотворно сказывается на становление их личности, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определённой степени самостоятельность в быту.
Данный материал разработан с целью развития интереса к урокам математики и швейного дела, повышения познавательной активности и познавательных возможностей учащихся 7 класса специальной (коррекционной) образовательной школе 8 вида. Их можно использовать и на уроках математики и швейного дела, как для закрепления пройденного материала, для самоконтроля знаний, так и в качестве дополнительных заданий для отдельных учеников.
– реализацию экологического воспитания учащихся, которое помогает подвести к пониманию того, что от состояния окружающей среды зависит состояние физического и духовного здоровья человека. Оберегать эстетические, экологические и санитарно – гигиенические качества окружающей среды – значит, заботиться о духовном и физическом здоровье человека, его нормальной жизнедеятельности. Разработка составлена с учетом программы 1 четверти. Задания позволяют расширять представление детей о флоре и фауне родного края, проверить знания учащихся по изучаемым темам, развивать логическое мышление и смекалку. Во время путешествия учащиеся познакомятся с 4 станциями, работая по карте-схеме.
КВН – экологическое путешествие “На земле, мне близкой и любимой”
Задача: воспитывать экологическую сознательность учащихся.
Цели КВН:
- Развивать логическое мышление.
- Формировать навыки сложения, вычитания, умножения и деления целых чисел.
- Совершенствовать умения решать задачи практического направления.
- Воспитывать любовь к своему краю, бережное отношение к природе.
Наглядность, оборудование: карта, мультимедиа, ноутбук, ребус, лесовичок, капелька, книга “Зеленая аптека Татарстана”, Красная книга, кроссворды, персонажи для решения задач.
Содержание
I. Ведущий. – Ребята, мы вас приглашаем в увлекательное путешествие, где вам пригодятся смекалка, эрудиция, знания, полученные в школе и конечно же хорошее настроение.
Капитанов прошу представить свои команды.
Команда 1.
Капитан. Наша команда – “Шар”.
Наш девиз:
Все:
Крутится, вертится шар голубой,
Его сохранить должны мы с тобой.
Команда 2.
Капитан. Наша команда – “Круг”.
Наш девиз:
Все:
Пусть ярко светит солнца круг,
Родной земле я верный друг.
(Исполняется приветствие на мотив песни “Голубой вагон”)
Нас на КВН экологический
Выбрали честь класса защищать,
И должны мы оправдать название -
На пятерку с плюсом отвечать.
Припев:
Пусть наши соперники
Умные, сильные,
Но ведь болельщики
Помогут нам всегда.
Мы отличаемся
Крепкою дружбою,
А уж она
Не подведет нас никогда.
II.
Представление жюри.III.
Разминка.- Слайд № 1 . Для того, чтобы нам не сбиться с пути необходимо решить ребус:
IV. Основная часть
- Слайд № 2. Станция “Лесная поляна” (звукозапись с птичьими голосами)
Лесовичок:
Здравствуйте, ребята. Я старичок-лесовичок, давно вас дожидаюсь, потешьте меня – старичка своими знаниями. Что означает для вас лес? (наше богатство, кормилец, красавец... Что мы сажаем – сажая леса?
Стихотворение: “Что мы сажаем – сажая леса?” Природу нужно беречь и охранять.
- Слайд № 3 . Задание 1.
Небольшой хвойный лес в год отфильтровывает 35 т пыли. Сколько тонн пыли отфильтрует этот лес за 5 лет? (команде “Шар”)
Небольшой лиственный лес в год отфильтровывает 70 т пыли. Сколько тонн пыли отфильтрует этот лес за 7 лет? (команде “Круг”)
- Слайд № 4. Загадки от лесовичка.
Из какого дерева делают спички? (из осины)
Какое дерево применяется для изготовления лыж? (береза)
Назовите лекарственные растения?
Из какого растения можно сшить одежду?
- Слайд № 5. Задание 2.
Для пошива одной наволочки требуется 150 см ткани. Сколько можно сшить наволочек из 6 метров ткани? (команде “Круг”)
- Из 7м 50 см можно сшить 5 наволочек. Сколько метров ткани понадобиться на одну наволочку? (команде “Шар”)
Лесовичок благодарит детей.
- Слайд № 6. Станция “Капелька”
Капелька: – Ребята, а где вы встречались со мной? Вы сможете без меня прожить? Наша Родина славится родниками. Руками наших нефтяников были расчищены и облагорожены много родников. Я хочу проверить ваши знания.
- Слайд № 7 . Задание 3.
А) Длина реки Волга -3690 км.
Длина реки Кама – 1805км.
Какая из рек длиннее и насколько?(команде
“Круг”)
Б) Длина реки Волга -3690 км.
Длина реки Кама –1805км.
Найдите общую длину рек?(команде “Шар”)
- Слайд № 8.
Игра со зрителями “Выбери правильный ответ”
- Язык синего кита весит: 200 кг, 4 т.
- Плотина, построенная бобром может достигать 20 см, 2 м.
- Завывающий вой волка может быть слышен на расстоянии 1км, 12 км.
- При нападении быка раздражает: а) красный цвет ткани, б) движение ткани (быки не различают цвета).
- Слайд № 9.
Задание 4 на смекалку.
(Команде “Круг”)
А) Крестьянину нужно перевезти через реку волка, козу и капусту. Лодка такова, что в ней может поместиться с крестьянином только волк, только коза или только капуста. Если оставить волка с козой, то волк задерет козу. Если оставить козу с капустой, то коза съест капусту. Как быть крестьянину?
Ответ: Крестьянин перевезя козу, возвращается на берег и берет волка, которого перевозит на другой берег, где его и оставляет, но зато берет и везет обратно на первый берег козу. Здесь он оставляет ее и перевозит к волку капусту. Вслед затем, возвратившись, он перевозит козу, и переправа оканчивается благополучно.
(Команде “Шар”)
Б) Подходит к глубокой реке отряд солдат. Мост сломан, а переправиться солдатам необходимо. Командир замечает двух мальчиков, катающихся на лодке недалеко от берега. Лодка настолько мала, что в ней может переправиться только один солдат или только двое мальчиков. Как получилось, что все солдаты переправились в лодке на другой берег?
Ответ: Дети переехали через реку. Один из мальчиков остался на берегу, а другой пригнал лодку к солдатам и вылез. Тогда сел солдат и переправился на другой берег. Мальчик, оставшийся там, пригнал обратно лодку к солдатам, взял своего товарища отвез на другой берег и снова доставил лодку обратно, после чего вылез, а в нее сел другой солдат и переправился. Таким образом – после каждых двух перегонов лодки через реку и обратно – переправлялся один солдат. Так повторялось столько раз, сколько было солдат.
- Слайд № 10. Станция “Животный мир” (звукозапись с голосами животных)
“Красная книга” – Приветствую вас, мои юные друзья. Природа щедра. Она дает нам не только пищу и одежду. Она дает нам здоровье и отдых. Поэтому, вы должны быть первыми, кто возьмет на себя заботу по охране наших лесов, вод и их обитателей. А сейчас я приглашаю на конкурс капитанов. Я родилась в году, вычислите, сколько мне сейчас лет? Какие животные занесены в красную книгу Татарстана?
- Слайд № 11. Задание 5.
(Команде “Круг”)\
А) Для одной пары носок требуется 300 г шерсти. Сколько пар можно связать из 1 килограмма шерсти. (Команде “Шар”)
Б) На 5 пар носок израсходовали 1кг 500 г шерсти. Сколько граммов шерсти понадобиться на одну пару носок.
- Слайд № 12. Задание 6.
Кроссворд “Охраняйте” вы должны отгадать загадки (команде “Круг”).
1. Эй, звоночки, синий цвет,
Язычок есть, звону нет. /Колокольчик/2. Я встречаюсь вдоль дорог,
Скромный нужный вам цветок.
Если ранка на ладони
Иль ушибли вы ногу,
Позови меня на помощь.
Я, конечно, помогу. /Подорожник/3. Я расцветаю в майский день,
Люблю прохладу я и тень.
Дарю вам радость, красоту,
И поберечь себя прошу. /Ландыш./4. Меня вы знаете, ребята,
Люблю поплавать с вами я,
Но если вдруг меня сорвёте,
Повяну очень быстро я. /кувшинка/
5. Я считаю все подряд:
Раз, два, три, четыре, пять …
У меня листочков много
Двести, триста сорок пять…
Ой, запуталась опять. /Тысячелистник/6. Мы с колокольчиком, как братья
Лишь только разница одна:
С утра до вечера звенит он.
А я все сплю, с утра одна,
И называюсь… /Сон-трава/7. Как зовут меня, скажи:
Часто прячусь я во ржи.
Скромный полевой цветок,
Синеглазый… /Василек/
- Слайд № 12. Задание 7.
Кроссворд “Не убивайте” (команде “Шар”).
1. Я ниже травы и тише воды,
Но вы меня не бойтесь,
Если только захочу,
Я шипеть вас научу… /змея/2. Я похожа на оленя,
Хоть рогов и не имею.
Жить люблю в лесу я,
А зовут меня…/Косуля/3. Я по воде плыву, как белый парус,
Но мало нас уже осталось.
На наши шеи посмотрите
И нас, ребята, берегите…/Лебедь/4. Кто дважды родился? /Птица/
5.Днем спит, ночью летает,
Всех зверей пугает./Сова/6. Вот к болоту, по дорожке
Скачет, вытянувши ножки,
Зелёный, толстенький Тарас,
Громко он кричать горазд. /Жаба/
7. Хоть говорят, что я слепой,
Но рою норки со сноровкой.
Живу всегда я под землёй,
Вы узнаете, кто такой? /Крот/8. Кто зимой в дупле
Любит жить в тепле? /Белка/
V. Подведение итогов.
Какая из станций вам больше понравилась? (Станция “Животный мир” 6 голосов, Станция “Капелька” 5 голосов, Станция “Лесная поляна 5 голосов”).
Что интересного и нового вы узнали? ( Мы познакомились с обитателями красной книги, узнали интересные факты о животных, решали задачи на смекалку …)
- Слово жюри: награждение команд.
- Вручение призов.