Рыночные условия, а также введение ФГОС дошкольного образования, формируют высокие требования к уровню квалификации педагога современной образовательной организации, его знаний и профессиональных навыков. Такая взаимосвязь порождает необходимость эффективного управления карьерными процессами на всех уровнях. Время предъявляет новые требования, поэтому все большее внимание уделяется управлению карьерой персонала как основной составной стратегии повышения эффективности труда работников.
Актуальность изучения карьеры обоснована тем, что карьера педагога на сегодня является одной из важнейших составляющих эффективного функционирования образовательной организации. Развитие персонала по карьерной лестнице положительно влияет на мотивацию работников, оказывает непосредственное влияние на финансовые показатели организации, а также обеспечивает более благоприятный климат в коллективе и преемственность в управлении.
Современное общество предъявляет новые требования к педагогу: – свободно и активно мыслящий; – прогнозирующий результаты своей деятельности; – педагог – гарант решения поставленных задач.
С этой целью, и исходя из опыта работы, была выработана Модель повышения квалификации педагогических работников дошкольного отделения, которая включила в себя следующие этапы:
- Проанализировать кадровые условия дошкольного отделения;
- Дифференцировать педагогов по степени профессионального мастерства (разделить педагогов на условные группы <Рисунок 1,2>, уровни образования и повышения квалификации <Рисунок 3>;
- Провести мониторинг на уровне педагога (<Приложение 1>);
- Разработать Индивидуальную Программу повышения квалификации педагогических работников дошкольного отделения (<Приложение 2>).
Для успешной реализации этой Модели стало необходимым:
- усовершенствовать организацию и планирование повышения квалификации педагогических и руководящих работников;
- создать условия, дающие педагогу возможность проявить творчество, реализовать себя как личность и как профессионал;
- развивать новое педагогическое мышление и методическую культуру педагогов;
- организовать деятельность с потенциальными педагогическими кадрами;
- провести оценку возможностей коллектива, мониторинг профессионального роста педагогов.
Принципы, которые легли в основу Модели профессионального роста педагога:
- принцип “зоны ближайшего развития”;
- принцип сочетания индивидуальных и групповых форм изучения новых педагогических технологий;
- принцип стимулирования творческого роста педагогов;
- принцип индивидуально-ориентированного подхода;
- принцип оптимальности форм, методов и содержания повышения квалификации педагогов;
- принцип открытости, доступности и свободы выбора индивидуального пути совершенствования профессионализма.
Прогнозируемый результат:
- повышение квалификации и наращивание кадрового потенциала в ДОУ;
- положительное изменение качественных показателей труда педагогических работников;
- закрепление успешной деятельности молодых педагогов;
- повышение значимости наставничества и передачи своего опыта;
- создание условий для изменения “статуса” воспитателя;
- повышение степени ответственности потенциальных педагогов за результат деятельности.