Цели урока:
- Ввести сочетательное свойство сложения.
- Содействовать развитию интереса учащихся к математике, умению логически мыслить. Отрабатывать вычислительные навыки, счёт через 2-6.
- Развивать навыки самоконтроля и самоанализа; познавательные интересы.
- Воспитывать любовь к природе, к родному краю.
Ход урока
I. Организационный момент.
Тема урока: “Сочетательное свойство сложения”.
Мы познакомимся с удивительным свойством сложения, которое нам будет помогать при нахождении значений сложных математических выражений.
Готовы трудиться?
Устный счёт.
- Счёт цепочкой через 2, 3, 4, 5, 6.
- В лес отправились 5 девочек. Сколько погибнет цветов, если каждая сорвёт по 5 цветов? А сколько погибло бы цветов, если бы дети нашего класса сорвали по 1 цветку? По 3 цветка?
- В лесной школе сова написала на доске равенство:
&+G =G+… Что она не дописала?
Какая была тема урока? Вспомните переместительный закон сложения. Этот закон нам пригодится на уроке. - Найдите значения выражений.
(11+7) – (3+6) 12 – (5+2) + 4
II. “Открытие” детьми нового.
(635 + 198) + 2
Подумайте, как можно сосчитать быстрее?
(635 + 198) + 2 = 635 + (198 +2)
А теперь преобразуйте это числовое равенство в буквенное и запишите.
Пусть: 635 = а 198 = в 2 = с
(а + в) + с = а + (в + с)
Это и есть сочетательное свойство сложения. Давайте сформулируем это свойство.
Значение суммы не зависит от порядка слагаемых и порядка действий.
Помните суммы.
III. Первичное закрепление.
- №2 – устно.
- Коллективно:
(524 + 89) + 11 | (53 + 96) + 4 |
8 + (192 + 76) | 15 + 137 + 2 + 85 |
236 + 17 + 54 + 183 | (42 + 79) + (21 + 8) |
129 – 24 + 21 – 26 | 129 – 24 + 21 |
Физминутка.
Раз – подняться, потянуться
Два – согнуться, разогнуться
Три – в ладони три хлопка
Головою три кивка
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.
3. Решение задачи.
Ребята озеленяли территорию школы. Посадили 18 берёз, клёнов на 3 больше. А лип
столько, сколько берёз и клёнов вместе. Сколько лип посадили ребята? Сколько деревьев посадили ребята?
– Вспомните алгоритм решения задачи.
Берёзы | Клёны | Липы -? |
18 | 18 + 3 | б + к |
- 18+ 3 = 21 (клёнов)
- 18 + 21 = 39 (лип)
- 18 + 21 + 39 = 78 (деревьев)
Нельзя ли применить сочетательное свойство сложения?
– Измените вопрос задачи так, чтобы последним действием было вычитание.
– Составьте обратную задачу.
4. Эти деревья дети посадили на участке прямоугольной формы периметр которого 120 метров. Какими могут быть стороны этого прямоугольника?
Ребята, а для чего мы сажаем деревья?
1 дерево за сутки восстанавливает такое количество кислорода, которое необходимо для дыхания 3-х человек. Сколько деревьев восстанавливают кислород, необходимый для всего нашего класса?
На территории Татарстана всего 1300 видов растений. Вот как богат наш край. Но 211 из них в Красной книге. А животных в Красной книге 239, из них 85 птиц, 32 вида млекопитающих.
IV. Самостоятельное выполнение №3.
Устно №4.
V. Обобщение.
Д/з № 5,6.
Закончите предложения:
– На уроке я узнал…
– Мне понравилось…
– Но было трудно…
Кто считает, что он работал на “5”?
Спасибо за работу.